Развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Методическая разработка по развитию навыков самостоятельной исследовательской деятельности  детей 5-7 лет на тему "Выращивание плесени". 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Сценарный план образовательной деятельности

«Выращивание плесени»

Разработчик: И.А. Гладких,

воспитатель высшей

квалификационной категории

 МБДОУ № 22

г. Красноярск, 2013

Тема: «Выращивание плесени»

Цель: определение благоприятных условий для роста плесени

Задачи:

  1. Формировать представления детей о плесени,  как живом организме, о ее пользе и вреде для человека.

  1. Подбор условий для роста плесени экспериментальным путём

  1. Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
  2. Содействовать формированию научных представлений

Материалы и оборудование: пшеничный хлеб; контейнеры с   крышкой, конверт с письмом; альбом для фиксации  наблюдений,  лупы, демонстрационный столик, цветные карандаши, проектор, компьютер, компьютерная презентация (слайды к занятию), план конспект занятия.

(1 часть)

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель вносит письмо и показывает детям конверт. Затем все садятся в кружок на ковер.

Воспитатель: ребята мне сегодня пришло письмо от Домавенка Кузи. Давайте посмотрим, что же он нам написал. (читает письмо)

- «Здравствуйте ребята, помогите пожалуйста! У меня на продуктах выросло что то непонятное, что это я не знаю. Высылаю вам фотографии. С нетерпением жду ответа. Заранее спасибо, ваш Кузя».

Воспитатель с детьми рассматривают фотографии плесени. Ребята кто-нибудь знает, что это?

Дети: это плесень.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, почему у Кузи выросла плесень?

Дети: - «потому что было сыро»; -«потому что свежего воздуха не было».

Воспитатель: правильно ребята.

Воспитатель: ребята, а как вы думаете, плесень это живой организм?

Дети: живой;

Дети: нет.

Воспитатель: ребята, давайте вспомним признаки живой природы?

Дети: живая природа питается, дышит, размножается, растет.

Воспитатель: тогда  плесень это живые микроорганизмы живые или нет?

Дети: живые.

Воспитатель: верно. А как вы думаете плесень только вредит?

Дети: плесень опасна.

Воспитатель: верно, она опасна, но не всякая. Она еще и пользу приносит.

При помощи плесени готовят кефир, йогурт, творог, квашеную капусту.

Воспитатель: А теперь давайте немного поиграем.

Игра: «Живое не живое»

Я называю вам живую и не живую природу. Если это живое - мы прыгаем, а если не живое – садимся.

Воспитатель: давайте ребята узнаем, при каких условиях растет плесень? И проведем эксперимент. Создадим все нужные условия для роста микроорганизмов. В связи с этим    мы научные сотрудники.  Поэтому будьте внимательны и наблюдательны.

Проведение эксперимента:

Воспитатель: Мы возьмем два одинаковых кусочка хлеба и положим их в контейнеры. Первый контейнер (с зеленой крышкой) оставили открытым и  поставили в хорошо проветриваемое место (обозначим его значком – перечеркнутая капля и кружок-воздух). Во второй контейнер (с красной крышкой) положили  намоченный в воде хлеб и плотно накрыли крышкой (капля и перечеркнутый кружок-воздух).

Так же заведем журнал наблюдений. В нем будем зарисовывать все наши наблюдения и изменения, которые будут происходить с хлебом в первом и во втором контейнерах. Согласны?

Дети: согласны.

А по окончанию нашего исследования напишем, Кузе все, о чем узнали.

2 часть (проводится в другой день)

Ход занятия:

 Воспитатель: Сегодня мы продолжаем работу в научной лаборатории.  Давайте вспомним, какое исследование проводится   в нашей научной лаборатории?

Дети: Мы изучаем плесень и что она живой организм, в каких условиях они растут. Во влажных, или  под воздействием воздуха.

Воспитатель: Что мы предположили, проводя эксперимент?

Дети: Что влага и тепло создают хорошие условия для роста микроорганизмов и что они живые. 

Воспитатель: Что мы делали вовремя проведения эксперимента?

Дети: Мы положили хлеб в два контейнера.  Первый контейнер (с зеленой крышкой) оставили открытым поставили в хорошо проветриваемое место. Во второй контейнер (с красной крышкой) положили  намоченный в воде хлеб и плотно накрыли крышкой.

Воспитатель: Как мы отметили первый контейнер?

Дети:  Он отмечен перечеркнутой каплей и белым кружочком.

Воспитатель: Давайте рассмотрим хлеб в первом контейнере, который находился на открытом воздухе. Для этого возьмите лупы.

Дети внимательно рассматривают кусочки хлеба с помощью лупы.

Воспитатель: Что вы можете сказать, как выглядит хлеб, как он изменился?

Дети:  Хлеб выглядит сухим.

Воспитатель : Как вы думаете, можем ли мы увидеть присутствие микробов?

Дети: Нет, без микроскопа  мы не можем увидеть микробы.  

Воспитатель: Теперь рассмотрим хлеб, закрытый плотной крышкой, который находился во влажных условиях, и стоял  в тёплом месте.

Воспитатель: Как мы отметили этот контейнер?  

Дети: Он отмечен голубой капелькой и перечеркнутым кружочком.

 Воспитатель: Как выглядит хлеб  в этом контейнере?     

Дети рассматривают и отмечают, что  хлеб изменился, он покрылся плесенью.

Воспитатель: Мы не будем открывать эту коробочку, чтобы плесень не распространилась в комнате. Она может быть опасной для человека. Но через прозрачный  контейнер  вы ее хорошо увидите.

Воспитатель: Подумайте, можем ли мы  теперь увидеть присутствие микробов?

 Дети:  Да ведь  на хлебе поселилась плесень серовато-зеленого цвета.

Воспитатель:  А что такое плесень?

Дети: Плесень это   живые микроорганизмы.

Воспитатель: Как вы думаете, почему плесень появилась на хлебе именно в этом контейнере?

Дети: Потому что там была благоприятная влажная среда и пища для микроорганизмов.

Воспитатель: В течение недели мы изучали условия роста микроорганизмов.  Результаты  фиксировали в дневник  наблюдений. Дети на основе этих наблюдений, расскажите, что происходило с хлебом в первом и во втором контейнерах?

Дети: 1,2,3 день. Изменений не наблюдается ни в первом, ни во втором контейнерах.

Дети: 4 день. В первом контейнере с зеленой крышкой (обозначили значком – перечеркнутая капля и кружок - воздух), хлеб чистый, сухой, без запаха.
Во втором контейнере (обозначили перечеркнутый кружок и капля) с закрытой красной крышкой, образовались наросты плесени серовато-зеленого оттенка.

Дети: 5 день. В первом контейнере с зеленой крышкой (обозначили значком перечеркнутая капля и кружок - воздух), хлеб чистый, сухой, без запаха.
Во втором контейнере (обозначили перечеркнутый кружок и капля) с закрытой красной крышкой, плесень покрыла весь кусочек хлеба пушистыми наростами серовато-зеленого оттенка.

Дети: 6 день.

 1 контейнер: изменений нет.

2 контейнер: плесень разрослась по всему контейнеру и приобрела более темный цвет.

Воспитатель: ребята, какой мы сделаем вывод?

Дети: Плесень питается, любит влагу, тепло и отсутствие свежего воздуха. В этих условиях быстро растет и развивается. А значит плесень это живой микроорганизм. Воспитатель: Как вы думаете, плесень только вредит, или нет?

Дети: При помощи плесени готовят кефир, йогурт, творог, квашеную капусту.

Воспитатель: Плесень так же используется и для приготовления лекарства «пенициллин». Пенициллин помогает людям бороться со многими болезнями.

Воспитатель: ребята у меня для вас задание, попробуете его выполнить?

Описание игры:

Материал: картинки обозначающие микробов, излишнюю сухость, излишняя влажность, загрязнения, кислород, тепло, сыр с плесенью.

Игровое задание: выбрать картинки с условиями, которые  способствует росту плесени, определить что лишнее.

Воспитатель: Спасибо вам ребята за хорошую работу в научной лаборатории. Вы   как настоящие учёные проводили научные исследования. Мы с вами поучаствовали в интересных научных открытиях, узнали много нового о микроорганизмах.

Я предлагаю вам провести дальнейшее исследование микроорганизмов с вашими родителями. Во время выходных дней подготовьте рассказ, или нарисуйте рисунки о микробах. Как с ними бороться, как они помогают человеку, что бы вы хотели узнать о них. В понедельник мы вместе их изучим и сделаем выставку. А потом отправим наши исследования Домовенку Кузе, чтобы он тоже все знал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

карточки-помощницы для организации самостоятельной поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста по теме "Свойства жидкости"

Карточки-помощницы для самостоятельного проведения поисково-исследовательской деятельности детьми старшего дошкольного возраста по теме "Свойства жидкости" (взаимодействие воды, молока (кефира), расти...

Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием игр на прогулке

В ланном материале даны рекомендации и описаны игры в которые могут играть родители с детьми на прогулке для развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста....

Методическая разработка по развитию навыков самостоятельной исследовательской деятельности детей «Перемещение воды в растениях»

Презентация опыта организации самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста....

Самостоятельная исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю вашему вниманию статью для педагогов дошкольного образования. Данный материал можно использовать в качестве выступления на педсовете, методическом объединении, также для повышения самообразо...

Самостоятельная исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста

Самостоятельная исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста...

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Цель: выработать стремление к внедрению инноваций в исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность....