Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием игр на прогулке
консультация (старшая группа) по теме

Бокова Елена Викторовна

В ланном материале даны рекомендации и описаны игры в которые могут играть родители с детьми на прогулке для развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

воспитателя старшей группы № 10 Боковой Е.В.

Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием игр на прогулке

Уважаемые родители!

Важнейшая составная   часть       психического развития ребенка дошкольного возраста - развитие внимания, памяти, мыслительной исследовательской деятельности.

Вся жизнь ребенка сопряжена с бесконечным восприятием окружающего мира с его красками, формами, звуками и т.д. Необходимо, чтобы восприятие было целенаправленным. В играх, на прогулке необходимо обращать внимание детей на те, или иные предметы, явления, на их свойства. Учить их вслушиваться, всматриваться, узнавать предметы с помощью анализа. Играя с детьми, важно ставить перед ними задачи, для решения которых требуются умственные усилия, создавать ситуации, побуждающие их к активизации знаний, умений, прошлого опыта, развитию навыков исследовательской деятельности.

Гуляя на улице, можно предлагать детям придумать простые  рассказы, которые помогут им осознавать, закреплять эти понятия. При развитии исследовательских навыков детей, непременно расширяются и его речевые возможности. Чем бы вы ни занимались с ребенком, непременно обращайте внимание на его речь. Побуждайте его рассказывать вам, что он делал, что он видел, что слышал на прогулке. Как раз игры в природе дают такую возможность для развития речи.

Листочки

 Подул сильный ветер. С дерева стали падать листочки. Их было очень  много. Некоторые листочки быстро падали под дерево, некоторые долго кружились в воздухе. Но один листочек вместе с ветром полете в дальние страны. Его друзья и подружки кричали вслед: «Куда ты летишь?» Листочек ответил: «Я хочу увидеть мир и рассказать вам, какой он!» (и далее придумывать рассказы о разных странах, где побывал листочек).

Героями таких рассказов могут стать все, кто встречается по дороге: и собачка, и цветочек, и жучок и многое другое. Главное, проявляя фантазию, уметь это использовать для обучения и развития своего ребёнка.

Предлагаю вам  несколько игр, в которые можно поиграть с детьми на прогулке.

«Подбери листику пару» Ребенку предлагается листик с любого дерева и ему необходимо найти такой же, рассказать с какого он дерева.

 «На что похоже облако»  Вместе с ребенком рассмотреть  облако и представлять себе, на что оно может быт похоже. (Придумать рассказ о персонаже).

«Выложи из палочек» Всеми любимая игра, которая позволяет использовать любые веточки от деревьев и палочки от кустиков, которые попадаются под ноги.

«Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет» Ребенку  дается команда идти по ориентирам. Например: «Иди к пеньку, потом к дереву, потом к колесику и там ты найдешь сюрприз». Для детей постарше задание усложняется тем, что им конкретно указывается направление. Например: «Иди прямо, потом направо, потом налево и там найдешь сюрприз».

«Рисование палочками на песке, снегу, земле, глине» Еще одна игра, которая доставляет детям массу удовольствия, потому что позволяет им развивать свои исследовательские способности, не прибегая к специальным средствам, а используя только подручные природные материалы. Ребенок сможет заметить, что на разной поверхности по-разному «пишет» палочка и получаются разные рисунки.

 «Четвертый лишний в природе» Помогает детям классифицировать предметы и выявлять особенности явлений природы. Например, что лишнее: дерево, трава, цветок, дождь. Почему?

«Цепочка слов» Взрослый называет слово, например, дерево. Ребенку нужно назвать слово, которое начинается на букву, которым закончилось предыдущее слово, например, облако. И так до конца, пока не закончатся слова на нужную букву.

«Хорошо – плохо» в природных явлениях» Ребенку предлагается один предмет или явление природы, и он должен сказать, что в нем хорошего, а что плохого. Например, дождь. Это хорошо, потому что, когда он идет, поливаются все растения - деревья, цветы, кустарники. Птички могут пить из луж. Плохо то, что после дождя очень грязно, сыро и нужно ждать пока высохнет, чтобы погулять.

«Преврати себя в...» (Цветок, дерево, птичку, ит.д.) О чем он мечтает? Что видит ночью? О чем шепчут листья?

«Куда плывут облака» Придумать краткую историю и загадки про облака.

«Что бывает...» (Зеленым, желтым и т.д.) Развивается внимание, умение сосредотачиваться на определенной задаче.

Некоторым детям  не хочется думать. Именно по этой причине они  отказываются от выполнения задания со словами: «Я не знаю». В то же время вместе со взрослым они вполне способны сделать то, что им предлагают. Не давайте им готовые ответы,  помогайте в  поисках способов действия. Лучше побуждать детей к исследовательской  деятельности. Для ее развития полезны занимательные задачи, загадки, посильные головоломки, развивающие игры и упражнения, подсказать которые поможет сама природа.

Такие игры на природе, могут служить хорошим дополнением к современным детским игрушкам, так как дают, во-первых, богатую пищу для развития творческих сторон интеллекта ребёнка, во-вторых, учат взрослых активно участвовать в этом процессе и, наконец, в-третьих, позволяют это делать в самое лучшее время, когда ребёнок наиболее восприимчив к развитию, - в дошкольном детстве.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

воспитателя средней группы № 10 Боковой Е.В.

Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в среднем дошкольном возрасте

       Возвращаясь из детского сада или школы, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории. Тогда чтение становится желанным, ожидаемым. Кроме того, в режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу ребёнок настраивался на восприятие книги: в течение дня это счастливое время всегда найдётся 15-20 минут, чтобы спокойно почитать ребёнку. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».

        Хорошо, если обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие. Поздним вечером, когда за окном темно, хорошо читать сказку в затенённой комнате при свете настольной лампы. Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.
     Детям 5 – 5 лет читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается - как бы ни понравилась книжка ребёнку, надо давать ему отдых. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой,  как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать!

   Помните: ребёнок не может быть все время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание! Пусть он за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят. Можно предложить ребёнку вместе (хором) рассказывать сказку. Так, повторяя строчки стихотворения, дети учатся говорить на образцах художественного слова, поэзии и прозы.
     Особенно следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребёнок буквально «доводит» своих близких до изнеможения, требуя читать ещё и ещё раз одно и то же произведение. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их волнует и сюжет, и герои, и образные поэтические слова и выражения, и музыка речи. Повторные чтения тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребёнок запомнит книгу и сможет проявить столь желанную для него самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки и т.д.


Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:

 
1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.
2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.
3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.
Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.
4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.
В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

7. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.
8. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.
9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.
10. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.

11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.
12. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

Литература для чтения с детьми 4 – 5 лет дома

(декабрь- февраль)

Русский фольклор:

  • «Сидит, сидит зайка…»
  •  «Кто на печку пошёл…»
  • «Идёт лисичка по мосту…»

Русские сказки:

  • «Лисичка-сестричка и серый волк» обр М.Булатова.
  • «Зимовье» обр. И. Соколова-Микитова.
  • «Лиса и козёл» обр. О. Капицы.

Фольклор народов мира:

  • «Пальцы», пер с нем. Л. Яхина.
  • «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова.

Сказки народов мира:

  • «Красная шапочка», из сказок Ш. Перро.
  • «Бременские музыканты», братья Гримм.

Произведения поэтов и писателей России:

Поэзия

  • Я. Аким «Первый снег».
  • С.Есенин «Поёт зима, аукает».
  • Н.Некрасов «Не ветер бушует над бором…»
  • И Суриков «Зима».

Проза

  • К.Ушинский «Бодливая корова».
  • С.Георгиев «Бабушкин садик».

Литературные сказки

  • К Чуковский «Тараканище», «Федорино горе», «Телефон».
  • Н.Носов «Приключения Незнайки».

Произведения поэтов и писателей разных стран:

Поэзия

Ф. Грубин «Слёзы».

Ю.Тувим «Чудеса».

Литературные сказки

А.Милн «Вини - Пух и все-все-все».

Т .Энгер «Приключения в лесу Ёлки-на-Горке».

Для заучивания наизусть:

З.Александрова «Ёлочка».

В.Орлов «С базара», «Почему медведь зимой спит».



Предварительный просмотр:

 Информация на сайт для родителей

Воспитателя средней группы № 10 Боковой Е.В.

     Развитие мелкой моторики у дошкольников

      В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.    

 Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно это  даёт основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В быту ребёнку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни. Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном  возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.  Мелкая моторика рук взаимодействует с   вниманием, мышлением, координацией движения, воображением, наблюдательностью, зрительной и двигательной память, речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры и игрушки для развития мелкой моторики

      Существует множество видов игр и игрушек для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Перечислю наиболее известные и эффективные из них:

- деревянные пирамидки;

- кубики;

- мозаика;

- пазлы;

- конструкторы (Кроха, Лего);

- шнуровки;

- доски Сенега;

- рамки и вкладыши;

- пальчиковый театр;

- кубы-сортёры;

 - цветные палочки Д.Кюизенера и т.д.

                                                                                                                                                                         Отдельно хотелось бы остановитьсяна цветных палочках Д. Кюизенера. Этот уникальный дидактический материал придумал в середине прошлого века бельгийский учитель начальных классов Джордж Кюизенер. Все мы знаем, что ребята 3-5 лет гораздо успешнее воспринимают информацию, если теоретическое объяснение подкрепляется яркой и понятной практической иллюстрацией. Учитывая именно эту особенность детской психики, Кюизенер и создал свои знаменитые палочки. С помощью этого дидактического материала можно развивать у детей мелкую моторику, речь, внимание, память, логическое мышление, воображение, ориентировку в пространстве, изучать цвета, давать понятие величины, познакомить детей с понятием числа и научить арифметическим действиям. В наборе 10 вариантов призм (палочек) из пластмассы или дерева, они отличны по цвету и размеру.    Условно все палочки можно разделить на несколько цветовых семейств. В «красную семью» войдут розовые, красные и бордовые палочки. В «синей семье» окажутся голубые, синие и фиолетовые палочки, «Желтое семейство» объединит желтые и оранжевые палочки.  Особняком стоят белые и черные палочки.  Начать играть в палочки Кюизенера можно в любом возрасте.

   Мы с ребятами занимались с палочками в прошлом учебном году, будем продолжать и дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приемов ТРИЗ в исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье показана роль теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста, охарактеризованы основные приемы, применяемые в работе с дошкольниками...

Консультация для родителей "Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием игр на прогулке"

Важнейшая составная   часть психического развития ребенка дошкольного возраста - развитие внимания, памяти, мыслительной исследовательской деятельности. Гуляя на ул...

Весёлые опыты, игры, забавы для развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Учебное пособие Весёлые  опыты, игры, забавы для развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.На процесс развития творчества, самостоятельности, активности и инициа...

Весёлые опыты, игры, забавы для развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

На процесс развития творчества, самостоятельности, активности и инициативности детей большое влияние оказывает деятельность, связанная с исследованием и отражением окружающей действительности.  В...

Опытно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста на прогулке в зимний период"Секреты зимы"

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...