Весёлые опыты, игры, забавы для развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты (старшая группа)

Рожина Клавдия Михайловна

Учебное пособие Весёлые  опыты, игры, забавы для развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.На процесс развития творчества, самостоятельности, активности и инициативности детей большое влияние оказывает деятельность, связанная с исследованием и отражением окружающей действительности. На процесс развития творчества, самостоятельности, активности и инициативности детей большое влияние оказывает деятельность, связанная с исследованием и отражением окружающей действительности. Ребёнок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Вся информация полученная ребенком усваивается прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-исследовательская  деятельность занимает особое место в нашей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie_microsoft_office_powerpoint.pptx1.69 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Весёлые опыты, игры, забавы...

Слайд 2

Весёлые опыты, игры, забавы для развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Составители: Васильева М.С Рожина К.М Якутск – 2022 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Д/с № 5 «Радуга» Городской округ город Якутск

Слайд 3

На процесс развития творчества, самостоятельности, активности и инициативности детей большое влияние оказывает деятельность, связанная с исследованием и отражением окружающей действительности . В настоящее время проектная деятельность становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования, используется для стимулирования интереса детей к реальным проблемам и их решению, самостоятельного приобретения знаний и их практического применения. Н.Е. Веракса и А.Н. Веракса , А.И. Савенков и другие исследователи отмечают, что проектная деятельность является методом, основанным на понимании субъектности роли личности в системе дошкольного образования. Названные авторы в работе с детьми дошкольного возраста выделяют три основных вида проектов: исследовательские; творческие; нормативные. Ребёнок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Вся информация полученная ребенком усваивается прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает особое место в нашей работе.

Слайд 4

В своей работе используем следующие типы проектов: Исследовательско -творческие: дети экспериментируют, а затем в результате изготавливаются наглядные пособия, планшеты и альбомы. Ролево -игровые: это игры-забавы, опыты, театрализованные постановки. Творческие: выставки, тематические праздники и другие мероприятия. Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. В данной работе собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка. Описываемые физические и химические опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат , на их основе можно включить в учебный процесс раннее изучение сложных предметов, как физика и химия.

Слайд 5

Так же, нами был составлен годовой план работы исследовательской деятельности. При составлении плана были учтены возрастные и психологические особенности детей. Цель: становление у детей и взрослых научно-познавательного, практически-деятельного отношения к окружающей среде. Задачи: Развитие творческого воображения, мышления; Обеспечение условий для всестороннего развития ребенка; Развитие коммуникативных навыков.

Слайд 6

Месяц Тема Описание Сентябрь 1)Игра-путешествие «Где живут витамины?» 2) Эксперимент «Как вода исчезает » Познакомить детей с продуктами питания, в которых содержаться витамины необходимые для жизни; формировать у детей навыки ЗОЖ и ОБЖ; расширять познавательный интерес к человеческому телу. Расширить и систематизировать знания детей о свойствах воды; формировать у детей навыки экспериментирования; развивать наблюдательность, внимание: расширять познавательный интерес к неживой Октябрь 1)Мысленный эксперимент 2)«Почему у нас зима, а в Индии лето?» Познакомить детей с мысленными экспериментами; учить самостоятельно выполнять задания в уме, опираясь на наглядность; развивать мышление, любознательность, наблюдательность. Продолжать знакомить с глобусом, картой Планеты; уточнять и обобщать знания детей о зиме; повторить правила поведения в природе развивать интерес к миру природы. Ноябрь Эксперимент «Определяем плавучесть предметов» Всасывание воды Систематизировать знания детей о свойствах предметов ; способствовать развитию интереса к проведению экспериментов; формировать навыки самостоятельного решения проблем, учить анализировать. Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом. Годовой план исследовательской деятельности

Слайд 7

Декабрь 1)«Воздух - невидимка» 2)Игра-опыт «Сколько воды?» Систематизировать знания детей о свойствах воздуха; учить самостоятельно делать выводы в ходе опытов, анализировать; способствовать развитию познавательного интереса к явлениям неживой природы. Сколько маленьких стаканчиков с водой можно перелить в бутылку? Посчитаем? Выливая в бутылку каждый следующий стакан, делайте на стенке бутылки отметки маркером. Январь Поливаем цветы Воздух в стакане. Возьмите на прогулку лейку с водой. Найдите клумбу и объясните ребёнку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их нужно поливать водой. Пусть малыш сам польёт клумбу. Обратите его внимание на то, как при поливе темнеет земля. Поливать можно траву, деревья, кустарники, рассказывая при этом как растения пьют воду. Рассматривайте капельки воды, оставшиеся на листьях, замечайте, что струйки воды из лейки похожи на дождик. Спойте песенку или прочитайте стишок. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Февраль 1) Тонет—не тонет Необходимый материал: тазик с водой, несколько предметов из разных материалов: пёрышко, гвоздик, пластмассовый шарик, прищепка, бусинка, бумажка и т.д. · В ходе эксперимента ребёнок должен распределить предметы по признаку «Тонет – не тонет» 1. Тонет сразу 2. Тонет после намокания 3. Не тонет.

Слайд 8

Запираем воздух в шарик. Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? ( В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться. (предлагает детям поиграть с шарами). Март «Капли» "Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду". Необходимый инвентарь: контейнер для кубиков льда, стакан с слегка подкрашенной гуашью водой, пипетка, губка или салфетка. С помощью пипетки ребёнок переносит воду из чашки в контейнер для льда. Когда все ячейки заполнятся, можно собрать таким же способом воду обратно в чашку. В ходе эксперимента можно посчитать, сколько капель в мещается в одну ячейку, в две и т.д . Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса). Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд). Почему? (В холодильнике очень холодно). Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло). Вода превращается в лёд, а лёд в воду. Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда вода превращается в лёд? (Тогда, когда очень холодно). Когда лёд превращается в воду? (Тогда, когда очень тепло).

Слайд 9

Апрель «Свойства солёной воды » "Сухой песок может сыпаться". Необходимый инвентарь: два стакана с водой, два яйца, поваренная соль (4ст. ложки.), ложка. · Ребёнок с помощью ложки опускается яйцо в один стакан, наблюдает, что оно тонет. Во втором стакане он растворяет соль, тщательно размешивая её ложкой. Опускает второе яйцо. Наблюдает, что в этом стакане яйцо плавает на поверхности. Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплется). Вывод: О чём мы сегодня узнали? Сухой песок сыплется. Май "Воздух не виден в комнате. Чтобы его увидеть, его надо поймать". Детям предлагается посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (Игрушки, столы и т. д.) А ещё в комнате много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (Он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза). Вывод: О чём мы сегодня узнали? Воздух прозрачен. Чтобы его увидеть, его надо поймать.

Слайд 10

Поиграем...

Слайд 11

« Поливаем цветы » Необходимый инвентарь: детская лейка. Возьмите на прогулку лейку с водой. Найдите клумбу и объясните ребёнку, что для того, чтобы цветы хорошо р осли , их нужно поливать водой. Пусть малыш сам польёт клумбу. Об ратите его внимание на то, как при поливе темнеет земля. Поливать можно траву, деревья, кустарники, рассказывая п ри этом как растения пьют воду. Рассматривайте капельки воды, оставшиеся на листьях, замечайте, что струйки воды из лейки похожи на дождик. Спойте песенку или прочитайте стишок. Лейку, леечку возьмём и воды в неё нальём. Мы польём цветочки лейкой, Вырастайте поскорей-ка

Слайд 12

Игра—опыт « Сколько воды? » Сколько маленьких стаканчиков с водой можно перелить в бутылку? Посчитаем? Выливая в бутылку каждый следующий стакан, делайте на стенке бутылки отметки маркером .

Слайд 13

"Воздух не виден в комнате. Чтобы его увидеть, его надо поймать". Детям предлагается посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (Игрушки, столы и т. д.) А ещё в комнате много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (Он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза). Вывод: О чём мы сегодня узнали? Воздух прозрачен. Чтобы его увидеть, его надо поймать .

Слайд 14

« Шарики в воде » В такой игре – эксперименте тренируется мелкая моторика. Необходимый инвентарь: две глубоких тарелки или два небольших тазика,, несколько теннисных шариков, ситечко с ручкой, салфетка или губка. · Поставьте на стол две глубоких тарелки, одну из которых наполните водой и опустите в неё шарики. Ребёнок с помощью ситечка достаёт шарики из тарелки с водой и перекладывает в пустую тарелку. В процессе эксперимента он замечает, что вода проливается в дырки ситечка, и что пластмасовые шарики не тонут в воде.

Слайд 15

Таяние льда в воде. Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера. Ход: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы. Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот. “Растения пьют воду”. Поставьте букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся. Вывод: растения пьют воду.

Слайд 16

“Песок хорошо пропускает воду, а глина плохо” Возьмите 2 одинаковые воронки и поставьте на стаканы. В каждую воронку положите немного ваты. В одну воронку до половины насыпьте песок, а в другую положите истолченную глину. Налейте в обе воронки доверху воду. Наблюдайте. Песок хорошо пропускает воду, а глина плохо. Песок - сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой. Рисование на мокром листе Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол постелите клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (кисточкой или просто окунув в тазик с водой) и положите на клеёнку пригладив губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте, используя другие цвета. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски- вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

Слайд 17

Игра-путешествие «Где живут витамины?» Познакомить детей с продуктами питания, в которых содержаться витамины необходимые для жизни; формировать у детей навыки ЗОЖ и ОБЖ; расширять познавательный интерес к человеческому телу.

Слайд 18

«Лимон надувает шарик» Цель : Расширять знание детей о фрукте «лимон» Материал: Ёмкость (бутылка 1,5л), шарик, стакан, воронка, вода, 1 лимон, 1- 2 чайные ложки соды, 3-4 столовые ложки уксуса, скотч. Взрослый наливает ёмкость немного воду с помощью воронки засыпаем соду. Отдельно в стакане выжимаем сок одного лимона и добавляем уксус и вливаем в емкость с водой и с содой. На горлышке емкости надеваем шарик и при помощи скотча хорошо закрепляем к емкости. Наблюдаем как надувается шарик.

Слайд 19

Эксперимент «Определяем плавучесть предметов» Систематизировать знания детей о свойствах предметов ; способствовать развитию интереса к проведению экспериментов; формировать навыки самостоятельного решения проблем, учить анализировать. Солнечный зайчик Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю- поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать… Ну-ка заяц, спускайся к нам!» и т.д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.

Слайд 20

Тени на стене Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте её на стену. При помощи кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д. Можно использовать различные предметы и игрушки.

Слайд 21

Эффект радуги Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги. Материалы: Необходимое условие - ясный солнечный день. Миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце. Ход: Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга». Таянье льда в воде Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера. Ход: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы. Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.

Слайд 22

Кто нагрел предметы? На прогулке воспитатель показывает детям зайчика и говорит: «Зайчик прыгнул на скамейку. Ах, как тепло! Потрогайте скамеечку, какая она: тёплая или нет? Кто её нагрел? Да, солнышко! Пришла весна. Солнышко сильно греет – нагрело и скамейку. Теперь зайчик прыгнул на качели». Дети вместе с воспитателем обходят участок и выясняют, что тёплыми стали стол, стена здания и т.п. «Кто нагрел всё это?» - спрашивает воспитатель. Можно посадить зайчика на скамейку и через некоторое время убедиться, что и зайчик стал тёплым. «Кто его согрел?».

Слайд 23

Круговорот воды в природе Материалы: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка. Ход: Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку. Вода принимает форму Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.Материалы, воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.Описание . Перед детьми — таз с водой и различные сосуды. Галчонок Любознайка рассказывает, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. В рабочих листах зарисовываются полученные результаты — дети закрашивают различные сосуды

Слайд 24

Текучесть воды. Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет. Ход: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи. Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

Слайд 25

Подводная лодка из яйца Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора. Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно. Как достать монету из воды, не замочив рук? Как выйти сухим из воды? Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол-литровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.

Слайд 26

Прозрачность воды. Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная» Ход: Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено детьми понятие «прозрачный»: предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе ( стакан, стекло в окне, аквариум). Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в банку мелкие предметы, и они будут видны). Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?» Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.

Слайд 27

Естественная лупа Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто. Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем. Водяной подсвечник Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью. Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот-вот догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдет. Свеча догорит почти до самого конца. И кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.

Слайд 28

Всасывание воды Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.

Слайд 29

ОПЫТЫ С ВОЗДУХОМ. Опыт 1.Воздух в стакане. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Опыт 2. Воздух не видим и прозрачен. Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Слайд 30

Воздух толкает предметы. После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух. Чем больше воздуха в мяче, тем выше он скачет. Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет? Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

Слайд 31

Чем сильнее ветер, тем больше волны. Приготовьте на столиках миски с водой на каждого ребёнка. В каждой миске - своё море - Красное, Чёрное, Жёлтое. Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны. Вывод: Чем сильнее дуть, тем больше волны. Ветер двигает корабли. Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).

Слайд 32

Как образуются барханы. Для проведения этого опыта подберите иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы. Рассмотрите её перед началом работы. Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушайте, но не комментируйте, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта). Поставьте перед каждым ребёнком стеклянную банку с сухим песком и резиновым шлангом. Песок в банке - это личная пустыня каждого ребёнка. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем ан песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне. Вернитесь к иллюстрации с изображением пустыни. На барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. "Посадите" (воткните) в песок палочку или сухую травку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это делать со временем песок почти засыплет всё ваше растение. Откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки). В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт. Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений. Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.

Слайд 33

Волны. Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер - это движение воздуха (старайтесь, чтобы дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь уже обсуждался вопрос, откуда берётся ветер). Окрашивание воды Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Материал: Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики. Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).

Слайд 34

Откуда берётся вода? Цель : Познакомить с процессом конденсации. Материал: Ёмкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка. Взрослый накрывает ёмкость с водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать её рукой. Выясняют, откуда берётся вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Взрослый предлагает повторить опыт, но с тёплой крышкой. Дети наблюдают, что на тёплой крышке воды нет, и с помощью воспитателя делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

Слайд 35

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием игр на прогулке

В ланном материале даны рекомендации и описаны игры в которые могут играть родители с детьми на прогулке для развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием игр на прогулке"

Важнейшая составная   часть психического развития ребенка дошкольного возраста - развитие внимания, памяти, мыслительной исследовательской деятельности. Гуляя на ул...

Математические весы GIGO в сюжетно-ролевой игре как средство познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Планируя познавательно-исследовательскую деятельность детей в разных возрастных группах, необходимо учитывать, что она позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который...

Формы развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста по теме «Краеведение»

Совместный поиск новых форм работы с родителями и детьми  в рамках развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с одновременной актуализацией культурного пространст...

Весёлые опыты, игры, забавы для развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

На процесс развития творчества, самостоятельности, активности и инициативности детей большое влияние оказывает деятельность, связанная с исследованием и отражением окружающей действительности.  В...