Консультация для родителей "Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием игр на прогулке"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Карелина Любовь Николаевна

 

Важнейшая составная   часть психического развития ребенка дошкольного возраста - развитие внимания, памяти, мыслительной исследовательской деятельности. Гуляя на улице, можно предлагать детям придумать простые  рассказы, которые помогут им осознавать, закреплять эти понятия. При развитии исследовательских навыков детей, непременно расширяются и его речевые возможности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Развитие исследовательской деятельности

детей старшего дошкольного возраста

с использованием игр на прогулке.

 

 

Важнейшая составная   часть психического развития ребенка дошкольного возраста - развитие внимания, памяти, мыслительной исследовательской деятельности.

Вся жизнь ребенка сопряжена с бесконечным восприятием окружающего мира с его красками, формами, звуками и т.д. Необходимо, чтобы восприятие было целенаправленным. В играх, на прогулке необходимо обращать внимание детей на те, или иные предметы, явления, на их свойства. Учить их вслушиваться, всматриваться, узнавать предметы с помощью анализа. Играя с детьми, важно ставить перед ними задачи, для решения которых требуются умственные усилия, создавать ситуации, побуждающие их к активизации знаний, умений, прошлого опыта, развитию навыков исследовательской деятельности.

Гуляя на улице, можно предлагать детям придумать простые  рассказы, которые помогут им осознавать, закреплять эти понятия. При развитии исследовательских навыков детей, непременно расширяются и его речевые возможности. Чем бы вы ни занимались с ребенком, непременно обращайте внимание на его речь. Побуждайте его рассказывать вам, что он делал, что он видел, что слышал на прогулке. Как раз игры в природе дают такую возможность для развития речи.

 

Листочки.

Подул сильный ветер. С дерева стали падать листочки. Их было   много. Некоторые листочки быстро падали под дерево, некоторые долго кружились в воздухе. Но один листочек вместе с ветром полете в дальние страны. Его друзья и подружки кричали вслед: «Куда ты летишь?» Листочек ответил: «Я хочу увидеть мир и рассказать вам, какой он!» (и далее придумывать рассказы о разных странах, где побывал листочек).

Героями таких рассказов могут стать все, кто встречается по дороге: и собачка, и цветочек, и жучок и многое другое. Главное, проявляя фантазию, уметь это использовать для обучения и развития своего ребёнка.

 

Предлагаю вам  несколько игр,

в которые можно поиграть с детьми на прогулке.

 

«Подбери листику пару» Ребенку предлагается листик с любого дерева и ему необходимо найти такой же, рассказать с какого он дерева.

«На что похоже облако»  Вместе с ребенком рассмотреть  облако и представлять себе, на что оно может быт похоже. (Придумать рассказ о персонаже).

«Выложи из палочек» Всеми любимая игра, которая позволяет использовать любые веточки от деревьев и палочки от кустиков, которые попадаются под ноги.

«Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет» Ребенку  дается команда идти по ориентирам. Например: «Иди к пеньку, потом к дереву, потом к колесику и там ты найдешь сюрприз». Для детей постарше задание усложняется тем, что им конкретно указывается направление. Например: «Иди прямо, потом направо, потом налево и там найдешь сюрприз».

«Рисование палочками на песке, снегу, земле, глине» Еще одна игра, которая доставляет детям массу удовольствия, потому что позволяет им развивать свои исследовательские способности, не прибегая к специальным средствам, а используя только подручные природные материалы. Ребенок сможет заметить, что на разной поверхности по-разному «пишет» палочка и получаются разные рисунки.

«Четвертый лишний в природе» Помогает детям классифицировать предметы и выявлять особенности явлений природы. Например, что лишнее: дерево, трава, цветок, дождь. Почему?

«Цепочка слов» Взрослый называет слово, например, дерево. Ребенку нужно назвать слово, которое начинается на букву, которым закончилось предыдущее слово, например, облако. И так до конца, пока не закончатся слова на нужную букву.

«Хорошо – плохо» в природных явлениях» Ребенку предлагается один предмет или явление природы, и он должен сказать, что в нем хорошего, а что плохого. Например, дождь. Это хорошо, потому что, когда он идет, поливаются все растения - деревья, цветы, кустарники. Птички могут пить из луж. Плохо то, что после дождя очень грязно, сыро и нужно ждать пока высохнет, чтобы погулять.

«Преврати себя в...» (Цветок, дерево, птичку, и т.д.) О чем он мечтает? Что видит ночью? О чем шепчут листья?

«Куда плывут облака» Придумать краткую историю и загадки про облака.

«Что бывает...» (Зеленым, желтым и т.д.) Развивается внимание, умение сосредотачиваться на определенной задаче.

Некоторым детям  не хочется думать. Именно по этой причине они  отказываются от выполнения задания со словами: «Я не знаю». В то же время вместе с взрослым они вполне способны сделать то, что им предлагают. Не давайте им готовые ответы,  помогайте в  поисках способов действия. Лучше побуждать детей к исследовательской  деятельности. Для ее развития полезны занимательные задачи, загадки, посильные головоломки, развивающие игры и упражнения, подсказать которые поможет сама природа.

Такие игры на природе  могут служить хорошим дополнением к современным детским игрушкам, так как дают,

  • во-первых, богатую пищу для развития творческих сторон интеллекта ребёнка,
  • во-вторых, учат взрослых активно участвовать в этом процессе,
  • в-третьих, позволяют это делать в самое лучшее время, когда ребёнок наиболее восприимчив к развитию, - в дошкольном детстве.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приемов ТРИЗ в исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье показана роль теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста, охарактеризованы основные приемы, применяемые в работе с дошкольниками...

Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием игр на прогулке

В ланном материале даны рекомендации и описаны игры в которые могут играть родители с детьми на прогулке для развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей "Формирование экологической культуры в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"

В данной статья педагоги познакомятся с материалом из опыта рыботы по формированию экологической культуры. Ведь известно, что исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к п...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование нестандартных методов и приемов при проведении режимных моментов в поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Выступление на педагогическом совете на тему: Использование нестандартных методов и приемов при проведении режимных моментов в поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возрас...

Опытно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста на прогулке в зимний период"Секреты зимы"

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...