Истоки
учебно-методический материал (средняя группа)

Пирогова Татьяна Александровна

По программе «Социокультурные истоки» мы работаем второй год. На первом организационном этапе мы объясняли родителям, чем эта программа важна для родителей, детей, педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_istokam.docx17.4 КБ
Файл otchet_po_proektu_sotsiokulturnye_istoki.docx1.62 МБ

Предварительный просмотр:

       По программе «Социокультурные истоки» мы работаем второй год. На первом организационном этапе мы объясняли родителям, чем эта программа важна для родителей, детей, педагогов.

        В прошлом году прошла серия занятий: «Ласковое имя», «Доброе слово», «Ласковая песня», «Праздничная песня», «Любимый образ», «Образ света», «Добрый мир», «Добрая книга», «Любимая книга».

       Мы столкнулись с такими трудностями: не всегда активны родители, трудно было привлечь к участию в занятиях, в совместных мероприятиях, праздниках.

       Особенно родителям и детям запомнился мастер-класс по изготовлению куклы-оберега «Мамушка», совместное рисование образа света.

       С течением времени родители поняли, что Программа не представляет собой никакой сложности, а приобщает их к традициям русского народа, примеры которых доступны всем. Занятия не требуют от родителей специальной подготовки и особых знаний, но в тоже время объединяют семьи, сплачивают их, дает им многое, учат добру.

       В средней группе уже провели такие занятия, как: «Дружная семья», «Домашнее тепло», «Дороги добра», «Сказочный лес», «Добрая забота».    

        Занятие «Дружная семья» провели в группе. В ресурсном круге дети называли свою фамилию, фамилию своей сестры, брата, родителей. Пришли к выводу, что фамилия у них одинаковая. Читали стихи о маме, бабушке, дедушке. Размышляли о пословице «Вся семья вместе, так и душа на месте». Вели хороводы («По малину в сад пойдем»). Дети самостоятельно в иллюстрациях искали дружные семьи.

       На занятии «Домашнее тепло» дети рассказывали, как в их семьях родные и близкие заботятся друг о друге. Прочитав рассказ «Семеро по лавкам» Нечаева, дети размышляли, что такое домашнее тепло (это радость, ласковое слово, порядок и уют, мамины пироги, родные лица, доброта и забота, помощь и поддержка близких). Музыкальный руководитель – Марина Александровна также принимала участие, совместно водили хороводы («К нам гости пришли»).

       Занятие «Дороги добра» проходило в музыкальном зале. В начале мы обратились к родителям: «Жизненный путь малыша складывается из множества дорог: поездка в гости к бабушке и к дедушке, дорога в детский сад, разные интересные игры и игрушки, это дорога в лес, где живут птицы и животные. По какой дороге он пойдет? Очень важно, чтобы жизненный путь был связан с добрыми делами и поступками». Дети размышляли о смысле пословиц: «Спешите делать добро», «Добрым путем Бог правит». До совместного мероприятия с родителями детям была прочтена сказка «Петушок и бобовое зернышко». Дети размышляли: почему путь, который преодолела заботливая курочка, можно назвать «Дорогой добра»? Дети читали стихи о добрых делах, как помогают дома маме.

       Занятие «Сказочный лес» тоже проходило в музыкальном зале. В начале родителям рассказали о русском лесе. Что может быть загадочней и красивей леса? Красота русского леса бесконечно разнообразна. Вместе с детьми размышляли о смысле пословиц: «Лесная сторона человека досыта накормит», «Лес богат, ведь он наш брат». Водили хороводы («По малину в сад пойдем»). Предварительно детям читали сказки «Петушок – золотой гребешок», «Снегурушка и лиса» именно из данного издательского дома «Истоки». Дети размышляли: какими словами предлагали помощь Снегурушке лесные жители? Кто и как проявил заботу о Снегурушке?

       На занятии «Добрая забота» мы отметили, что в семье ребенок получает первые образцы человеческих отношений, проживает важнейшие уроки жизни – любви, добра, заботы о ближних и братьях наших меньших. Детям рассказали, как в деревнях заботятся о домашних животных. Вспомнили рассказ Л. Нечаева «Как покататься на лошадке». Дети размышляли чему учил дедушка Митю? Как Митя позаботился о коне? Как в вашей семье заботятся о домашних животных? Дети отметили, в чем проявляется забота о домашних животных и птицах. Вспомнили стихи и потешки о домашних животных. С родителями вели хоровод «Кто пасется на лугу?» В заключении детям предлагалась работа в парах: выслушать друг друга и прийти к совместному решению (соединить линией иллюстрации, подходящие по содержанию). Родителям предложили выполнить альбом «Добрая забота».

       В перспективе такие занятия – «Праведный труд», «Любимая сказка», «Благодарное слово», «Светлый праздник».

       В этом году наблюдается интерес у родителей к данному проекту, не отказываются участвовать в мероприятиях, выполняют задания творчески (выпускают альбомы по темам занятий), делятся традициями, которые существуют в их семьях.      


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Истоки»

Рабочая  программа «Истоки» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое  и  худо...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуре "Мои истоки" в средней группе

Проект расчитан  с сентября по май. Один раз в месяц дети проводят день в русских народных костюмах, приобщаясь к истокам через разные виды деятельности....

Доклад на научно-практической конференции «У истоков творчества» Истоки народного творчества в ДОУ.

Актуальность проблемы.Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное.Без воспитания немыслима жизнь человеческого общ...

Педагогический проект ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ –"Вернемся к истокам нашим"

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени....

Сказка по программе "Истоки" в рамках реализации "Социокультурные истоки"

Одним из  видов инструментария в программе «Социокультурные истоки» для дошкольного образования и начальной школы являются книги для развития детей.Сказки являются основной частью кни...