Главные вкладки

    Педсовет "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры":«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».
    методическая разработка по теме

    Степановская Ольга Васильевна

    Выступление на педсовете "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (краткая форма).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ включают в себя:

    1. Практику (практический инструмент): развитие педагогических способностей воспитателей:

    -организаторских;

    - конструктивных;

    - исследовательских;

    - коммуникативных.

    2. Искусство (педагогическая инженерия): методы и формы обучения.

    На современном этапе овладение инновационными методами:

    - игра как ведущая деятельность;

    - экспериментирование;

    - проектирование;

    - музейная педагогика.

    3. Теория: Основополагающие документы, основные и парциальные программы.

    Документация по рассматриваемому вопросу:

    «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.)

    Закон Российской Федерации «Об образовании»,

    «Федеральная программа развития образования»,

    «Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года»,

    Концепция и Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».

    Образовательная программа «Истоки» .

    Парциальные программы :

    Программа «Наследие» – М.Ю.Новицкая, Е.В.Соловьева.

    Программа «Я - Человек» С.А. Козлова.  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»  О.Л. Князева, М.Д. Маханева

    4. Учебная дисциплина: владение материалом.

    Литературные, исторические, этнографические и искусствоведческие источники .

    ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    в рамках освещаемого вопроса.

    ЦЕЛЬ: всестороннее гармоничное развитие личности.

    Выявляя самобытность русского  народа, использовать положительный потенциал его культуры для саморазвития и совершенствования личности ребёнка.

    Для успешного решения вышеуказанной проблемы :

    -создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры ;

    -привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

    -создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;

    -установление сотрудничества с другими учреждениями.

    ПЛАНИРОВАНИЕ :

    1. Работа с детьми.

     Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

    Во-вторых, предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора;

    В-третьих,  проведение традиционных народных праздников в детском саду. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра.

     И, в-четвертых, ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет увлечь детей национальным изобразительным искусством.

    Формы работы: НОД, праздники, развлечения, экскурсии, игры, досуги, экспериментирование, чтение художественной литературы, моделирование, художественный труд вне НОД , кружки.

    2.Работа с родителями.

    а) заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в календарных праздниках и развлечениях.
    б) совместное изготовление атрибутов и костюмов к праздникам.

    в) привлечь родителей к организации и проведению групповых развлечений в праздниках вместе с детьми: самостоятельное исполнение музыкальных номеров на праздниках, и подготовка номеров с детьми.

    Формы работы: семинары, кружковая деятельность, мастер-классы, досуги, праздники.

    3.Работа с воспитателями:

    а) повышение уровня образования по данной проблематике ;

    б) создание предметно-развивающей среды.

    Формы работы: открытые занятия, мастер-классы, семинары, педсоветы и т.д. 

    Источники:

    Программа "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" Князева О.Л., Маханева М.Д.

    «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры».Выступление воспитателя Пушкаш Р.Д. (Гр.Солнышко) для педагогического коллектива  в рамках «Школы молодого педагога»

    Сорокина Елена Викторовна «Приобщение дошкольников к национальной культуре». 

    http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/priobshchenie-doshkolnikov-k-natsionalnoi-kulture

    Методическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность» Автор: Якимова О.Е. воспитатель высшей кв. категории МБДОУ «Детский сад №103» компенсирующего вида г. Новокузнецка

    http://dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki/3678-priobshchenie-starshikh-doshkolnikov-k-istokam-natsionalnoj-kultury.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества

    Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем ...

    статья на тему:«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества»

    Содержание:1. Введение........................................................................................................стр.2. Практическая часть....................................................

    Проект " Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники"

    Проект "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники"...

    Обобщение педагогического опыта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники"

    Обобщение педагогического опыта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники"...

    Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредствам устного народного творчества и искусства» (Средний возраст)

    Развитие творческих способностей у взрослых и детей по средствам приобщения к декоративно-прикладному искусству русского народа, художественной литературы, русских народных праздников, малого фольклор...

    Консультация для педагогов Тема «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества»

    Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем н...