Педсовет "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры":«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».
методическая разработка по теме

Степановская Ольга Васильевна

Выступление на педсовете "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (краткая форма).

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ включают в себя:

  1. Практику (практический инструмент): развитие педагогических способностей воспитателей:

-организаторских;

- конструктивных;

- исследовательских;

- коммуникативных.

2. Искусство (педагогическая инженерия): методы и формы обучения.

На современном этапе овладение инновационными методами:

- игра как ведущая деятельность;

- экспериментирование;

- проектирование;

- музейная педагогика.

3. Теория: Основополагающие документы, основные и парциальные программы.

Документация по рассматриваемому вопросу:

«Концепции дошкольного воспитания» (1989г.)

Закон Российской Федерации «Об образовании»,

«Федеральная программа развития образования»,

«Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года»,

Концепция и Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».

Образовательная программа «Истоки» .

Парциальные программы :

Программа «Наследие» – М.Ю.Новицкая, Е.В.Соловьева.

Программа «Я - Человек» С.А. Козлова.  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»  О.Л. Князева, М.Д. Маханева

4. Учебная дисциплина: владение материалом.

Литературные, исторические, этнографические и искусствоведческие источники .

ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

в рамках освещаемого вопроса.

ЦЕЛЬ: всестороннее гармоничное развитие личности.

Выявляя самобытность русского  народа, использовать положительный потенциал его культуры для саморазвития и совершенствования личности ребёнка.

Для успешного решения вышеуказанной проблемы :

-создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры ;

-привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

-создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;

-установление сотрудничества с другими учреждениями.

ПЛАНИРОВАНИЕ :

  1. Работа с детьми.

 Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

Во-вторых, предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора;

В-третьих,  проведение традиционных народных праздников в детском саду. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра.

 И, в-четвертых, ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет увлечь детей национальным изобразительным искусством.

Формы работы: НОД, праздники, развлечения, экскурсии, игры, досуги, экспериментирование, чтение художественной литературы, моделирование, художественный труд вне НОД , кружки.

2.Работа с родителями.

а) заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в календарных праздниках и развлечениях.
б) совместное изготовление атрибутов и костюмов к праздникам.

в) привлечь родителей к организации и проведению групповых развлечений в праздниках вместе с детьми: самостоятельное исполнение музыкальных номеров на праздниках, и подготовка номеров с детьми.

Формы работы: семинары, кружковая деятельность, мастер-классы, досуги, праздники.

3.Работа с воспитателями:

а) повышение уровня образования по данной проблематике ;

б) создание предметно-развивающей среды.

Формы работы: открытые занятия, мастер-классы, семинары, педсоветы и т.д. 

Источники:

Программа "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" Князева О.Л., Маханева М.Д.

«Приобщение дошкольников к истокам народной культуры».Выступление воспитателя Пушкаш Р.Д. (Гр.Солнышко) для педагогического коллектива  в рамках «Школы молодого педагога»

Сорокина Елена Викторовна «Приобщение дошкольников к национальной культуре». 

http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/priobshchenie-doshkolnikov-k-natsionalnoi-kulture

Методическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность» Автор: Якимова О.Е. воспитатель высшей кв. категории МБДОУ «Детский сад №103» компенсирующего вида г. Новокузнецка

http://dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki/3678-priobshchenie-starshikh-doshkolnikov-k-istokam-natsionalnoj-kultury.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем ...

статья на тему:«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества»

Содержание:1. Введение........................................................................................................стр.2. Практическая часть....................................................

Проект " Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники"

Проект "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники"...

Обобщение педагогического опыта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники"

Обобщение педагогического опыта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники"...

Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредствам устного народного творчества и искусства» (Средний возраст)

Развитие творческих способностей у взрослых и детей по средствам приобщения к декоративно-прикладному искусству русского народа, художественной литературы, русских народных праздников, малого фольклор...

Консультация для педагогов Тема «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества»

Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем н...