Важная роль положительных эмоций у детей в подвижных играх
статья (подготовительная группа)

Пахомова Светлана Альбертовна

Эмоциональный мир в жизни ребенка играет очень важную роль. Положительные эмоции создают благоприятные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, в том числе, и в развитии его мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Важная роль положительных эмоций

у детей в подвижных играх

 

 

Эмоциональный мир в жизни ребенка играет очень важную роль. Положительные эмоции создают благоприятные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, в том числе, и в развитии его мышления.

Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно заметить, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.

В следствие этого, с помощью развития эмоциональной сферы, ребенок сможет управлять своим  поведением, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств. Поэтому развитие эмоциональной стороны дошкольника – одна из основных задач педагога, так как эмоции ребенка лучше всего говорят нам о состоянии его внутреннего мира.

Межличностные отношения у детей дошкольного возраста формируются наиболее успешно, когда целенаправленным педагогическим средством выступает подвижная игра. В игре ребенок овладевает правилами взаимоотношений со сверстниками, усваивает мораль общества, в котором он живет, тем самым способствует благоприятному общению детей.

Так же, повседневное выполнение таких движений, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание и т.д., в ходе подвижной игры, позволяют значительно ускорить формирование двигательных навыков, способствуя нормальному развитию ребенка, как в физическом, так и в психическом плане.

Играя, дети познают окружающий мир, себя и сверстников, свое тело, изобретают, творят окружающее, а также устанавливают отношения со сверстниками, при этом развиваются гармонично и целостно. Именно подвижная игра способствует формированию межличностных отношений и общению между сверстниками, умственному развитию ребенка, совершенствованию познавательных процессов, развитию творческой активности детей.

Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции. Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.

Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.

Для подвижных игр характерно нравственно ценное содержание. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

Подвижные игры создают атмосферу радости, активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции.

В ходе подвижных игр дошкольники учатся внимательно слушать, выполнять определенные правила, согласовывать свои действия с движениями других игроков, находить взаимопонимание и дружить со сверстниками.

К детям приходит умение подчиняться и руководить, работать только на себя и трудиться в команде. Во время игры постигается смысл выбора "честно / нечестно".

И что особенно важно, дети приобретают способность направлять свои эмоции на достижение цели, а не на соперников. Учатся не только побеждать, но и проигрывать.

Особенную пользу подвижные игры для дошкольников принесут застенчивому ребенку. Ведь это отличный способ преодолеть робость – во время игры малыш наслаждается её действием, забывая о своем стеснении.

Большое беспокойство у педагогов вызывают и малоподвижные дети. Они, как правило, не уверены в своих возможностях, часто проявляют пассивность, инертность, обидчивость. Этих детей педагог должен чаще подбадривать, поощрять и направлять их действия, давая возможность поверить в свои силы.

Надо предлагать детям игры и упражнения на развитие быстроты и скорости движений. При индивидуальном подходе к каждому ребенку в начале года дети постепенно набирают силы, привыкают к коллективным играм, увеличивают двигательный опыт.

В то же время в любой группе детского сада есть гиперактивные дети. Они отличаются суетливостью, импульсивностью, несдержанностью. Для этой категории детей можно предложить больше игровых упражнений, направленных на развитие ловкости и координации движений.

В детском саду широко используются игры сюжетные, бессюжетные, народные детские игры, игры-забавы.

Сюжетные подвижные игры широко используются в разных условиях и с разными целями. Перевоплощаясь в персонажей игры и увлекаясь ролями, дети ведут себя очень непосредственно. Сюжет игры и правила обуславливают характер движений и взаимоотношения играющих. В одном случае малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом - прыгают, как зайчики. В некоторых сюжетных играх («У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Зайцы и волк» и др.) действия определяются текстом. При проведении сюжетных подвижных игр можно использовать шапочки, некоторые элементы костюмов, подчеркивающие особенности персонажей: кота, медведя, волка, петуха и др.

Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов. Эти игры основаны на простых движениях, чаще всего на беге в сочетании с ловлей и прятаньем.

В народных играх детям особенно интересны зачины, смешные считалки, жеребьевки. В них много шуток, юмора, соревновательного задора. Поэтому они дают заряд бодрости, повышают настроение, приносят радость.

Игры-забавы – веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им радость, но в то же время они требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки. Они часто проводятся во время досугов, на физкультурных праздниках, например, бег в мешке, выполнение заданий с завязанными глазами и т.п.

Активность детей в подвижных играх зависит от уровня общей и физической подготовленности.

Игры подобранные для развития эмоциональной сферы ребенка, оказывают большое влияние на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста – дети становятся более дружелюбными, внимательными друг к другу, проявляют сочувствие, помощь.

Это имеет положительное значение во всестороннем развитии личности ребенка. Используя подвижные игры в разных режимных отрезках, в разных формах работы, можно обеспечить педагогический процесс, при котором будут достигнуты положительные результаты в развитии эмоциональной сферы дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль положительных эмоций в развитии речи и в ранней профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста

Моё выступление из опыта работы рекомендовано начинающим воспитателям детских садов младших групп. Дети раннего возраста очень активны, подвижны и любознательны. У них еще не сформированы...

Роль положительных эмоций при адаптации в детском саду.

В дошкольном возрасте происходит активное формирование личности . Ребенок проявляет любопыьтство и любознательность, учится общаться....

Развитие положительных эмоций у детей с ОВЗ средствами музыки

Развитие положительных эмоций у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыки  явяовляется тем связующим звеном в установлении контакта с окружающим миром, средством улучшения об...

Консультация для воспитателей «Формирование положительных эмоций у детей раннего возраста в период адаптации к детскому учреждению».

Создание положительного эмоционального настроения в группе в адаптационный период является важным компонентом воспитания и развития личности ребенка. По этому главной задачей перед педагогами, во...

Консультация "Роль положительных эмоций в жизни ребёнка"

Эмоции играют важную роль в жизни ребёнка: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. И от того какие эмоции чаще испытывает и проявляет ребёнок зависит успешность его взаимоде...

Развитие эмоций детей в подвижной игре.

Проект«Планирование и построение образовательного процессав условиях введения ФГОС ДО  (образовательная область«физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни»...