Консультация для педагогов. Тема: «Значение развития сенсорного восприятия для детей со зрительной патологии».
консультация

Александра Гутчина

Три года- это рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст. Ребенок начинает отделять себя от мира окружающих его взрослых и вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже много понимает, знает и умеет и стремится узнать больше. Дети с нарушением зрения имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов их форму, величину, цвет и пространственное расположение. Наша задача в период дошкольного возраста помочь детям и научить их пользоваться неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства. Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их свойства, воспитывать интерес к окружающему миру. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ № 24

Консультация для педагогов.

Тема: «Значение развития сенсорного восприятия для детей со зрительной патологии».

Воспитатель: Гутчина А.Д.

Три года- это рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст. Ребенок начинает отделять себя от мира окружающих его взрослых и вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже много понимает, знает и умеет и стремится узнать больше. Дети с нарушением зрения имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов их форму, величину, цвет и пространственное расположение. Наша задача в период дошкольного возраста помочь детям и научить их пользоваться неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства. Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их свойства, воспитывать интерес к окружающему миру. Самое главное в развитии ребёнка – это знакомство с окружающими его предметами. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И каждый ребёнок, так или иначе, воспринимает всё это. Их форма, цвет, величина, расположение в пространстве – вот то, что привлекает ребёнка. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным и не полноценным. Сенсорное развитие и воспитание, направленное на формирование полноценного воспитания окружающей действительности служит основой познания мира. Первой ступенькой, которого является чувственный опыт. Успешность умственного и эстетического воспитания в значительной мере зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме цвете, величине и т.д. А с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. И именно этот возраст наиболее благоприятен для накопления представлений об окружающем мире. Восприятие формы, величины и цвета составляет основу содержания сенсорного воспитания в детском саду, так как именно они имеют определённое значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. В детском саду ребёнок овладевает знаниями и умениями в разных видах деятельности, что требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их цвете и использовании. Представления об основных разновидностях цвета, формы, о соотношении величины, которые дети усваивают, становятся сенсорными эталонами, и принимаются в качестве образов при обследовании разнообразных предметов. При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера. Глубокое восприятие формы предполагает умение зрительно раздробить предметы на отдельные элементы и  определить соотношение этих элементов между собой. Усвоение сенсорных эталонов – это вовсе не значит научить правильно, называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидности каждого свойства и главное умение пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойства в самых различных предметов, в самых различных ситуациях.

Работая в детском саду для детей с патологиями зрения, педагоги обращают внимание на то, как трудно детям видеть и выделять свойства предметов – их форму, величину и цвет, а также пространственное расположение. Они не могут, быстро переключится с одного вида деятельности на другой, у них не могут, сформированы зрительно – моторные навыки, неустойчиво внимание. Ориентировка в микро и макро пространстве на ограниченной сенсорной основе требует специального обучения детей. Поэтому в своей работе с детьми педагоги уделяют особое внимание сенсорному развитию, а чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Дети младшего и среднего возраста имеют ещё недостаточно представлений о предметах и их признаках и свойствах. И задача педагога – научить правильно, выделять признаки и свойства предметов. Следуя из этого, педагог выделяет для себя следующие задачи при ознакомлении детей с сенсорными эталонами.

  1. Учить выделять цвет, форму и величину как основные признаки предметов.
  2. Познакомить детей с основными разновидностями цвета, формы, и об отношении между двумя предметами (младшая группа) и несколькими предметами ( средняя группа) по величине, закрепить их в речи.
  3. Учить способам обследования предметов, группировке по цвету и форме, последовательному обследованию и описанию формы, выполнять всё более сложные глазомерные действия.
  4. Развивать у детей умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять измерение величины, что способствует развитию аналитического восприятия.

На основе этих задач педагог составляет и подбирает систему дидактических игр и упражнений. Которые направлены на развитие восприятия, формирование у детей у детей анализа предметов по таким признакам как цвет, форма и величина. И результатом этого появляется повышенный интерес детей к занятиям. Материал они стали усваивать быстрее, а также полученные знания начали применять в повседневной жизни и играх.

Таким образом, использование системы дидактических игр и упражнений в работе по сенсорному воспитанию, даёт хорошие результаты в развитии у детей воспитания и формирования представлений о внешних свойствах предметов. ш


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема: «Значение развития мелкой моторики у детей»

Развитие мелкой моторики важно для развития ребенка...

Консультация для родителей Тема: «ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной ...

Консультация для родителей «Игры по развитию сенсорного восприятия для детей старшего дошкольного возраста»

   Речь пойдет об одной из главных проблем развития детей. Особое значение в развитии детей имеет сенсорное воспитание. Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки ...

Консультация для родителей. Тема: «Значение развития мелкой моторики у детей»

Bсследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить....

"Комплексный подход к развитию моторно - двигательных навыков детей со зрительной патологией"

В статье рассказывается о методах и работе по развитию мелкой моторики детей....