Консультация для родителей на тему «Особенности развития сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр!»
консультация (младшая группа)

Бабаева Рена Магомедзагировна

«Особенности развития сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №37 «Дружная семейка»

Консультация для родителей

на тему

«Особенности развития сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр!»

Воспитатели: Бабаева Р.М.

Курбанмагомедова Л.К.

                                 

г. Нижневартовск, 2025 г.

Особенности развития сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста.

В раннем возрасте ребёнок начинает замечать характерные признаки окружающих его вещей, осознавать простые взаимосвязи между ними и применять эти знания в своих действиях. Это закладывает основу для дальнейшего интеллектуального роста, который тесно связан с освоением предметных действий и речевых навыков. Период младшего дошкольного возраста отличается бурно развивающимся процессом восприятия у детей. Неслучайно вопрос о формировании восприятия и сенсорных способностей всегда вызывал большой интерес у психологов и педагогов. Формирование сенсорных образцов имеет ключевое значение для становления личности ребёнка. Познание мира начинается с непосредственного наблюдения и чувственного опыта, которые наиболее интенсивно накапливаются в раннем детстве (отражение отдельных характеристик предметов и явлений через непосредственное воздействие на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений, воздействующих на органы чувств в данный момент). Известно, что развитие ощущений и восприятия создаёт необходимые условия для формирования более сложных познавательных процессов. Отдельные ощущения, полученные от предмета, объединяются в единое восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, что позволяет их различать, выделять один из множества, находить общие черты и отличия. Важность сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте сложно переоценить. Известные учёные называют этот период "золотым временем" сенсорного воспитания. Развитие сенсорной сферы ребёнка – это развитие его способности воспринимать мир и формирование представлений о внешних качествах предметов: их форме, цвете, размере, расположении в пространстве, а также запахе, вкусе и других характеристиках.

Дети ежедневно наблюдают за многообразием форм, цветов и других характеристик окружающих предметов, будь то игрушки или вещи домашнего обихода. Безусловно, каждый ребенок воспринимает всё это, даже без специального обучения. Однако, если процесс усвоения знаний происходит без участия взрослого, то информация усваивается не в полной мере. В этом случае на помощь приходит сенсорное образование. Развитие сенсорной сферы ребенка, начинающееся практически с первых дней жизни, является важным условием для успешного выполнения различных видов деятельности, формирования необходимых способностей и подготовки к школе. Сенсорное воспитание, направленное на формирование у детей полноценного восприятия окружающего мира, служит основой для общего интеллектуального развития, стимулирует воображение, внимание и наблюдательность. Оно даёт ребёнку возможность осваивать новые способы познания предметов, формировать сенсорные эталоны, приобретать навыки учебной деятельности и расширять словарный запас. Самостоятельное значение сенсорного развития заключается в том, что дети постоянно сталкиваются с разнообразными формами, цветами и другими свойствами предметов, в основном это игрушки и предметы домашнего обихода. И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, все это воспринимает. Полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. Учитывая, что игровая форма обучения является ведущей на раннем этапе развития, дидактические игры занимают значительное место в сенсорном воспитании малышей. Picture background

Дидактическая игра – это многогранное и сложное педагогическое явление, выступающее одновременно как игровой метод обучения дошкольников, как форма обучения, как самостоятельная игровая деятельность и как средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Основная цель дидактической игры – обучение. В раннем возрасте дети, казалось бы, просто играют, однако с психологической точки зрения это процесс неосознанного обучения. Уникальность дидактической игры заключается в рациональном сочетании обучающей и игровой задач. Дидактические игры создают открытую и доброжелательную атмосферу, способствуют развитию инициативы, самостоятельности и формируют эмоционально-положительное отношение у детей. Детям раннего возраста важно предоставить максимум разнообразного и полезного тактильного и чувственного опыта. Чем богаче ощущения и восприятие, тем шире и многообразнее будут знания об окружающем мире. Дидактические игры можно с успехом использовать в различных видах деятельности с детьми раннего дошкольного возраста как форму обучения, как самостоятельную игровую деятельность и как средство воспитания различных сторон личности. Поскольку сенсорное развитие детей достигается через дидактические игры, попутно решается множество важных задач для полноценного развития личности ребенка. Дети знакомятся с миром через образы, краски и звуки, а умело сформулированные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Дидактическая игра – одна из форм воспитательного воздействия взрослого на ребенка, при этом являясь основным видом деятельности детей.

Совместная игровая деятельность – это особый вид сотрудничества, где ребенок и взрослый находятся на равных. Играя со взрослыми, дети приобретают ценные навыки общения. Чтобы добиться максимальной эффективности, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Взрослым важно помнить, что организация дидактической игры с детьми раннего возраста имеет свои тонкости. Нужно хорошо понимать возрастные особенности: в этом возрасте дети становятся более активными, их действия сложнее и разнообразнее, и появляется стремление к самостоятельности: "Я сам!".

При этом внимание малыша все еще неустойчиво, и он легко отвлекается. Решение задач в дидактических играх требует большей концентрации и усиленной мыслительной деятельности. Важно сочетать умственную задачу с активными действиями и движениями ребенка в игре. Дидактические игры принесут хороший результат лишь в том случае, если взрослые четко определили, какие задачи можно решить в процессе их проведения. Необходимо помнить, что дидактические игры должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость и проводиться в комфортной обстановке, например, дома, в семье. Особая роль дидактической игры в сенсорном развитии заключается в том, что она делает процесс обучения эмоциональным, эффективным и позволяет ребенку получить собственный опыт. Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на этом этапе является ключевым условием для когнитивного развития, быстрой и правильной ориентации в пространстве, эмоциональной отзывчивости, а также способности воспринимать красоту и гармонию окружающего мира. Быстрая активация сенсорных систем – одна из важнейших способностей человека, лежащая в основе его полноценного развития.

Список литературы.

1.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Москва, 1998

2. Венгер Л.А. Ввосприятие и обучение. Москва, 1994.

3. Венгер Л. А. Сенсорное воспитание дошкольников [Электронный ресурс]. URL: https: //nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/01/26/venger-l-a-vospitanie-sensornoy-kultury-rebenka-ot-rozhdeniya-do-6-let

4. Мухина В.С. Возрастная психология Академия, Москва, 1998.

5. Немов Р.С. Психология Москва Просвещение «Владос», 1995.

6. Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до 7 лет.

7. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей, Ярославль, 1996.

8. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника (Хрестоматия) Академия, Москва, 1997

9. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология (учебное пособие) Академия, Москва, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Методическая разработка«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой ...

Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна ...

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»Сенсорное развитие происходи...

Развитие сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры по изобразительной деятельности.

Развитие сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры по изобразительной деятельности.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26061220","attributes":...

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Сенсорное воспитание -  это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так ...

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Сенсорное воспитание -  это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так ...