Консультация для воспитателей «Военно-патриотическое воспитание дошкольников»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Кантеева Вера Петровна

Консультация для воспитателей «Военно-патриотическое воспитание дошкольников» может оказать помощь педагогам в организации патриотического воспитания старших дошкольников. Материал из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx369.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 41 присмотра и оздоровления»

Консультация для воспитателей

«Военно-патриотическое воспитание дошкольников»

Подготовила:  воспитатель Кантеева В.П.

Саранск – 2019 уч. год

«Лучшее средство привить детям

любовь к отечеству состоит в том,

 чтобы эта любовь была у отцов»

 Шарль Луи де Монтескьё

Статья 59 Конституции РФ гласит: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации»

Любовь к своей Родине — нравственный ориентир, который во многом определяет личность. И начинать воспитывать это чувство необходимо с ранних лет жизни, только тогда патриотизм станет неотъемлемой частью духовного мира человека, достойного гражданина страны.

Для реализации такой глобальной стратегии личностного роста в рамках программ дошкольной системы образования ведётся целенаправленная работа по воспитанию чувства патриотизма у дошкольников, регулируемая ФГОС.

Одной из главных задач нашего государства в связи с внедрением в образование ФГОС является воспитание подрастающего поколения - школьников, подростков, молодёжи.  Именно в них мы видим своё будущее, будущее нашей страны.

Человек растет и осознает себя частичкой этой большой страны с названием Родина. 

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство любви к Родине - это патриотизм

Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

Главная цель патриотического воспитания — формирование любви к Отечеству, ответственного отношения к людям и природе, установление крепкой взаимосвязи поколений. ФГОС определяет следующие задачи патриотического воспитания дошкольников:

формирование ощущения гордости за свой народ;

  • воспитание пиетета к национальным культурным обычаям и традициям;
  • формирование толерантности к друзьям, родителям, взрослым людям, представителям других национальностей;
  • воспитание норм морали и нравственности, положительного отношения к окружающим, уважения к старшим, вежливости.

Следует понимать, что невозможна реализация одной из этих задач в отрыве от других. Системность и цельность в реализации всех этих задач обеспечит гармоничное развитие личности и приведет к достижению цели патриотического воспитания.

Работа по решению проблем обязана быть целенаправленной и непрерывной.

Воспитывая подрастающее поколение, педагоги и родители должны работать сообща, дети не должны слышать в детском саду одну точку зрения, а дома — другую. В таком случае патриотическое воспитание дошкольников не будет успешным, малыши оказываются перед противоречием, преодолеть которое не в силах.

К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна. Научить ребёнка всегда любить родных и близких людей, бережно и с любовью относиться к своей Родине, испытывать гордость за свой народ, задача очень сложная, так как в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

  В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни - является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка.    Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения патриотизма, как одной из ценностей нашего народа и его героической истории. Современные дети мало знают о родном селе, стране, особенностях народных традиций,

На протяжении всего учебного года в детском саду проходят плановые, поэтапные мероприятия по созданию системы патриотического воспитания дошкольников.

В детском саду задачи патриотического воспитания подрастающего поколения реализуются как в ходе непосредственной образовательной деятельности, так и в других видах детской деятельности (чтение художественной литературы, просмотр видеоматериалов, дидактические и сюжетно-ролевые игры и др.).

Используются при этом различные формы, методы и приемы.

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире.

Основное внимание военно-патриотической работе в нашем детском саду уделяется ко дню празднования знаменательных дат: «Дня защитника Отечества» и «Дня Победы»

Согласно плану работы в МАДОУ ведется работа с детьми по разучиванию стихотворений, песен на военную тематику. Дети знакомятся с художественными произведениями о защитниках нашей Родины.

                                        C:\Users\User\Desktop\SDC13477.JPG

В эти дни проводятся беседы: «Земляки – фронтовики», «Мы гордимся своими земляками», «Они подарили нам жизнь», «Наши защитники», в ходе которых детей знакомят с героями Великой Отечественной Войны, защитниками нашей Родины  в настоящие дни. Детям дается представление о родах войск Российской армии, их отличительных признаках, о военной атрибутике, технике и т. д., что позволяет пополнить и расширить словарный запас дошкольников; 

В каждой группе оформляется выставки книг о войне. 

Чтение художественных произведений, пословиц и поговорок о героизме и храбрости расширяет представления детей о ВОв В. Берестов «Нет, слово «мир» останется едва ли...», А.Митяев «Рассказы о Великой Отечественной войне», В.Давыдов «Дозор», О.Высотская «Мой брат уехал на границу», Е. Благинина «Миру - мир», К.М.Симонов «Товарищ», А.Г.Твардовский «Рассказ танкиста», В.П.Катаев «В разведке», А.Аким «Цветные огоньки», П.Воронько «Лучше нет родного края» 

Проводятся игры:

Сюжетно-ролевые: «Медсестры», «Пограничники», «Военные моряки», «Военные» позволяют представить себя  в роли участников  военных действий
русские народные игры «Русское единство», «Снять часового», «Переправа через мост»  

Дидактические: «Сигнальные флажки», «Ордена войны»,  «Род войск и боевая техника», «Салют», «Что в военном пакете?», «Раньше и теперь»

Подвижные:  «Письмо на ходу», «Кто быстрее соберет», «Кто быстрее соберется по тревоге»,  «Будем в армии служить»,  «Попади в цель»,
«Разведчики»,  «Кто дальше?»,  «Снайперы», «Связисты».

Художественно-эстетическая деятельность может быть представлена:

Рисование: «Памятники воинской славы нашего города»,
лепка барельефов «Звезда», «Самолет», «Танк».
 

Конструирование из бумаги: «Эскадрилья самолетов»
Лепка «Медали наших прадедов». 

Изготовление сувениров для пап.  Дети трепетно и с удовольствием относятся к этой работе, так как подарки папам они делают своими руками.

Слушание музыки и фронтовых песен:
Б.Савельев «Из чего наш мир состоит», В.Агапкин «Прощание славянки», М.Магиденко «У кремлевской стены», А. Филиппенко «Вечный огонь», А.Александров «Священная война. Разучивание и пение песен о войне в детском исполнении.

Не проходит эта работа и без родителей. Они активные участники наших мероприятий:

Выставка творческих работ «Они подарили нам жизнь»

Создание фотоальбома «По страницам нашей памяти»
(дети совместно с родителями и воспитателем)

                          C:\Users\User\Desktop\SDC13469.JPG

Встречи с ветеранами – участниками Великой Отечественной Войны, участником боевых действий в Афганистане, участником боевых действий в Чечне, героем России. На личном примере ветеранов дети убеждаются, как важно быть сильными, смелыми, самоотверженными - то есть настоящими гражданами своей Родины.

Оформление альбома  «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве» (дети совместно с педагогом) «Стихи о Великой Отечественной войне (Семейные альбомы).

Конкурс рисунков «Храбрые защитники»

Вместе с музыкальным руководителем идет подготовка  детей к празднику «День Защитника Отечества» и «День Победы»

                                     C:\Users\User\Desktop\SDC13486.JPG

Пословица гласит: «Забыл прошлое – потерял будущее».
В ходе мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в ДОУ у дошкольников формируется  естественный интерес к истории своей Родины и семьи. Детям расспрашивают родителей о войне и о судьбе своих воевавших родственников. Им хочется побольше узнать о причастности членов семьи к освобождению России от врага.

В тесном взаимодействии с родителями проводится поисковая работа в кругу семьи. Побеседовав с родителями, бабушками и дедушками, дети приносят имеющиеся фотографии близких, принимавших участие в освобождении нашей Родины. Ребята, приходя в детсад, делятся друг с другом тем, что они узнали, принося в группы фотографии, рассказы, записанные родителями со слов детей.

По тому, как увлеченно идет  работа, дети понимают ценности своего труда и осознание значимости Великой Отечественной войны.

В ходе проделанной работы воспитанники  закрепляют представления о Великой Отечественной войне; продолжают  знакомство с воинами – героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей, проникаются к ним  уважительными благодарным отношением к воинам-героям

Дети знакомятся с ветеранами ВОв, которые проживали и проживают в нашем городе, приобретая чувство сострадания и уважения к пожилым людям.

Ни для кого не секрет, что процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, детский сад, школа, сверстники, сам ребенок. Соотношение разнонаправленных влияний (как положительных, так и отрицательных) в обозначенном пространстве во многом определяет возможные варианты формирования личности. Педагоги видят свою задачу в воспитании чувства патриотизма и гордости за народ, уважения к истории нашего народа и героям ВОв, победившим в неравной борьбе фашизм.

Использованная литература

  1. Мы в Мордовии  живем: пример. регион. модуль программы  дощк. образования /О.В.Бурляева и др./. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011.- 104с.
  2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. — М.: УЦ «Перспектива», 2011.
  3. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2007.
  4. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы — составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. — М.: АРКТИ, 2005.
  5. Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2015.
  6. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4–6 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007.
  7. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. / Сост. Т.В.Иванова. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.

 

Использованы интернет – источники.

http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-59-krf

shkolabuduschego.ru/doshkolniki/patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-po-trebovaniyam-fgos-kak-teoriya-realizuetsya-na-praktike.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по музыкальному воспитанию дошкольников

Роль воспитателя в развитии самостоятельной муыкальной деятельности детей....

Активная консультация для воспитателей ДОУ. "Сенсорное воспитание дошкольников"

Активная консультация для воспитателей ДОУ – одна из эффективных форм сотрудничества членов педагогического коллектива, позволяющая не только вспомнить теоретический аспект изучаемого вопроса, но и по...

Консультация для воспитателей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника"

В копилку старшего воспитателя.Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения....

Консультация для воспитателей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5143395","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"250","style":"width: 106px; height: 150px;","width":"176"}}]]О важности приобщения ре...

консультация для воспитателей "Гендерные аспекты воспитания дошкольников"

Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс ...

Консультация для воспитателей Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников путём их приобщения к историческим и культурным ценностям»

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стр...

Консультация для воспитателей. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Воспитатель: Мышанская Н.В.

Консультация для воспитателей.«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».Цель: создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, т...