Главные вкладки

    Консультация для воспитателей Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников путём их приобщения к историческим и культурным ценностям»
    консультация (старшая группа) на тему

    Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл patrioticheskoe.docx19.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей

    Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников путём их приобщения к историческим и культурным ценностям»

     Родина, Отечество… в корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родной страны. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потом и верный способ нравственно-патриотического воспитания.    Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств.

     «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально - значимых ценностей, гражданственности, и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».

    Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и родной стране. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город, посёлок – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.

    Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства проявляются в чувстве восхищения своим городом, своим посёлком, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по этому разделу.

    Самое сложное в работе по знакомству с родным городом, посёлком особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. При этом необходимо помнить следующее:

    - сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.;

    - обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому (можно спросить: Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город, посёлок? Что может означать название нашего города, посёлка?);

    - не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: Это было очень давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы; или: Это было очень- очень- очень- очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек ещё не было на свете;

    - используйте доступную детям лексику. Значение незнакомых слов (князь, старейшина) объясняйте; не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными терминами.

    Каждый момент ознакомления детей с малой родиной должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, посёлка могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого. Родители нашей группы совместно с детьми, готовили альбомы «Моя семья», затем ребята рассказывали о своих родителях, братьях, сестрах, бабушках и дедушках. Тем самым они много узнали о своих родных, о том, чем они занимаются, как живут.  Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.

    Праздник выступает одним из средств формирования гражданской позиции у детей, воспитания патриотизма, так как именно в ходе праздника происходит сочетание лучших народных традиций воспевания труда простого труженика, их подвигов.У нас сложилась традиция: все осенние и весенние праздники и развлечения проводятся на основе фольклора. Зимой на улице проходит прощание с Масленицей, дети водят хороводы, играют в русские народные игры, читают заклички, забавляются озорными соревнованиями. В праздник Пасхи дети делают из различного подручного материала «пасхальные яички», разукрашивают их. На развлечениях, посвящённому этому дню ребята читают стихи, поют песни об этом празднике, играют в игры.

    Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Дети знакомятся с разнообразными способами плетения, рассматривают и лепят глиняную посуду и предметы обихода, украшают их росписью. На занятиях по аппликации обогащаются знания детей о народных орнаментах, способах создания узора, традиционных элементах народных росписей. Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дошкольники с удовольствием рисуют родную природу, расписывают рушники, знакомятся с различными видами художественной росписи. Чем интереснее и целенаправленней воспитатель организует наблюдения окружающего, тем содержательнее становится детское творчество.
    Реализуя поставленные задачи, я решила, что наиболее важно обогатить опыт детей, предоставив им возможность исследовать предметы народного быта. Первые шаги в этом направлении показали, насколько это было интересно детям. Держа в руках глиняную посуду: чугунок, крынку (махотка), горшок, расписанные деревянные ложки, дети с интересом знакомились с ними, рассматривали, изучали. А позже и сами приобщались к изготовлению и украшению этих предметов: лепили игрушки, посуду из глины и соленого теста, расписывали ложки, матрешек.

    Для приобщения детей к истокам русской народной куклы необходимо, чтобы окружающие их предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Уже в группах раннего возраста дети знакомятся с русской народной игрушкой – матрешкой, с удовольствием играют с ней, рассматривают ее яркий наряд, радуются, обнаружив, что внутри одной матрешки спрятались ее сестрички. А старшие дошкольники знакомятся с историей возникновения куклы, материала из которого она изготавливается, а затем как настоящие мастера расписывают их. Кукла вообще занимает особое место в воспитании ребенка. Это игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образом человека, она позволяет играющему с ней ребенку подражать миру взрослых отношений. Она вбирает в себя представления ребенка об окружающей действительности. В игре с ней он закрепляет свои представления и расширяет их, познает окружающий мир, учится выражать свои чувства, у него появляются навыки общения.

    Народная кукла ушла из нашей жизни, но, безусловно, современный ребенок должен знать и иметь народную куклу. И в своей группе чтобы познакомить детей с народной игрушкой, решила привлечь родителей к организации выставки «Куклы наших предков».

    Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

    Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально – положительную основу для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Неоценимым национальным богатством являются календарные национальные игры. Наши дети знакомы с календарными играми, русскими народными играми во время проведения обрядовых праздников, посвященным разным циклам земледельческого календаря. Через игру мы, на доступном для детей уровне, знакомим их с народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, с крестьянским трудом. Это способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.

    Решение практической задачи нравственно-патриотического воспитания детей представляется возможным средствами творческих выставок. В нашей группе в преддверие любого праздника оформляются выставки рисунков: «Моя любимая мамочка» (к 8 марта), «Наши защитники» (к 23 февраля), «Этих дней не смолкнет слава» ( к 9 мая) и т. д., поделок из различных материалов: (выставка работ «Осенние фантазии», выставка поделок из картофеля к развлечению «Ах, картошка, ты картошка!», к новогоднему празднику творческая выставка «Символ года» и т.д.)

    Силами воспитателей и родителей в нашем дошкольном учреждении создан мини-музей «Русская изба». Дети знакомятся с культурой своего народа, узнают его обычаи, обряды, как раньше жили люди на Руси, каким было отношение к матери и отцу, вообще в семье.

     Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника"

    В копилку старшего воспитателя.Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения....

    педсовет "Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям края, города"

    сценарий педсовета с целью повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам  приобщения дошкольников к историческим и культурным ценностям края, города,  систематизация  зна...

    Презентация "Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям края, хутора"

    патриотическое чувство не возникает само по себе, а является результатом длительного целенаправленного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста....

    СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»

    Семинар предназначен для педагогов ДОУ. Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам приобщения дошкольников к историческим и культурным ценностям народа»...

    Проект «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»

    В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических...

    семинар: «Патриотическое воспитание дошкольников путём их приобщения к историческим и культурным ценностям»

    семинар: «Патриотическое воспитание дошкольников путём их приобщения к историческим и культурным ценностям»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22049501","attributes":{"alt":...

    Консультация для воспитателей. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Воспитатель: Мышанская Н.В.

    Консультация для воспитателей.«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».Цель: создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, т...