педсовет "Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям края, города"
методическая разработка на тему

Кустова Татьяна Викторовна

сценарий педсовета с целью повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам  приобщения дошкольников к историческим и культурным ценностям края, города,  систематизация  знаний педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_no3_2017.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет № 3

Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников путём их приобщения к историческим и культурным ценностям края, города»

Дата проведения:  29 марта 2017 года.

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам  приобщения дошкольников к историческим и культурным ценностям края, города,  систематизация  знаний педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.

Задачи:

повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания;

обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы;

вызвать интерес педагогов к этой проблеме.

Предварительная работа:

Проведение тематического контроля «Состояние  работы  в ДОУ по патриотическому воспитанию, краеведению».

Проведение консультации «Патриотическое воспитание дошкольников»

Проведение семинара-практикума «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Оформление тематической выставки «Патриотическое воспитание» (опыт работы, литература, методические разработки).

Повестка дня:

1. Выполнение решения педсовета №2, секретарь Паршакова О.Р.

2. Вступительное слово: Доклад о проекте национальной доктрины образования в Российской федерации. Заведующая Шевнина Г.И.

3. О региональном компоненте в процессе патриотического воспитания дошкольников. Старший воспитатель: Кустова Т.В.

4. Об организации совместной деятельности педагога детей и родителей по патриотическому воспитанию. Воспитатель средней группы: Федюкова И.Ф. (из опыта работы)

5.​ Педагогический тренинг «Патриотический экспресс». Старший воспитатель: Кустова Т.В.

6. О проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Я часть России»воспитатель подготовительной группы Паршакова О.Р.

7. Итоги тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по патриотическому воспитанию, краеведению». Старший воспитатель: Кустова Т.В.

8.​ Подведение итогов педсовета.

6.​ Разное.

Ход педсовета

2. В национальной доктрине образования РФ сказано, что Система образования призвана обеспечить:

- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

- Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

- формирование культуры мира и межличностных отношений.

Целью работы ДОУ по данной проблеме является создание системы патриотического и духовно — нравственного воспитания молодежи для формирования социально — активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к отечеству, своему народу и готовность к его защите.

3.  С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, и историей страны, края.

В законе Кемеровской области от 28 декабря 2000 г. № 110-ОЗ «Об образовании в Кемеровской области» в главе первой говорится о том, что «национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов определяет содержание, требования и объем знаний истории, природы, культуры, экономики, политико-правового устройства Кемеровской области в образовательных программах».

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

сохранение, распространение и развитие исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов, проживающих в Кемеровской области, развитие культуры межэтнических отношений

воспитание патриотов России и своей малой Родины – Кузбасса, высоконравственных граждан

формирование у подрастающего поколения целостного миропонимания и современного научного мировоззрения систематическое обновление всех аспектов образования в рамках модернизации и реализации ФГОС.

Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, гордящегося достижениями своего народа.

Для того, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, необходимо включать и региональный компонент в образовательный процесс. Конечно, начиная работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы.

Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье, начинается формирование того фундамента, на которой будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Главное в патриотическом воспитании — разбудить чувства детей, найти отклик в их сердцах на происходящие события жизни, наполнить ее интересной, содержательной деятельностью.

Повышение компетентности воспитателей в вопросах патриотического воспитания предполагает активное познание культурно-исторического наследия родного города и края и современных технологий обучения. Успеха в воспитании можно добиться, если воспитатель любит родные места, постоянно пополняет свои знания о них.

Педагогическая работа по использованию регионального компонента предусматривает обогащение содержания образовательной среды сведениями о родном крае. Однако мало любить родную землю, необходимо знать историю и культуру. Без этого немыслимо полноценное патриотическое воспитание.

Приобщение детей к традициям родного края немаловажный компонент патриотического воспитания. Данная работа включается в себя ознакомление детей с народными играми, старинными праздниками и ремеслами, знакомство с бытом народа. Использование краеведческого материала в работе с детьми, тоже занимает важное место, но при этом его надо тщательно отбирать, чтобы вызвать интерес и эмоциональный отклик у детей.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к родной природе. При ознакомлении детей с природой родного края дети получают элементарные сведения о растительном и животном мире края, реках, лекарственных травах. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, бережное отношение к природе.

Приобщение к малой родине начинается с эмоциональных рассказов педагога о красоте города и природе родного края на основе экскурсий и целевых прогулок. Умелое сочетание рассказов и бесед о природе, труде и быте людей, рассматривание репродукций, любование красотой родных мест вызывают добрые чувства, которые надо развивать.

Способы работы с детьми по освоению малой родины разнообразны. Можно организовать целевые прогулки по городу с привлечением мультимедийных технологий (проекторов, телевизоров, планшетов). Рассказать и показать красивые места города, достопримечательности, памятники.

Воспитание любви к родному городу, ознакомление с достопримечательностями — непросты задачи, так как важна систематичность работы и активная поисково-познавательная деятельность самих педагогов, родителей.

4. Об организации совместной деятельности педагога детей и родителей по патриотическому воспитанию. Воспитатель средней группы: Федюкова И.Ф.(из опыта работы)

5. Педагогический тренинг «Патриотический экспресс»

Задание 1: скажи иначе пословицу

Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:

«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».

«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» ( азерб.) – «Глаза – зеркало души».

«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».

«Кто воду носит, тот и кувшин ломает» (турецкая) - «Тот не ошибается, кто ничего не делает».

«Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить» (лезгинская).«Бодливой корове Бог рогов не дает».

«Как постелешь, так и поспишь»-(гагаузская). «Как аукнется, так и откликнется.»

«На море много черного, но не все это тюлени» (финская). « Не все то золото, что блестит».

«Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает» (ассирийская). «У семи нянек дитя без глазу.»

«Во рту козла – трава сладкая» (персидская). «На вкус и цвет товарища нет.»

«Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой» (вьетнамская). «Муж и жена – одна сатана».

Задание 2: русский народный костюм

Старинный женский головной убор замужней женщины? (Кокошник)

Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку? (Косоворотка)

Украшение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка)

Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен? (Зипун)

Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси? (Кушак - кушак   или   пояс   он   был   не   только   деталью   костюма, а опознавательным знаком, символом благородства)

Вся одежда в Древней Руси и мужская и женская - одним словом? (Порты)

Задание 3: мыслительная игра «Солнышко»

Как в старину называли дом? (Изба)

Один из православных праздников? (Пасха)

Короткая шутливая песенка? (Частушка)

Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)

Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)

Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)

Население определенной стороны? (Народ)

Отечества страна, в которой человек родился? (Родина)

Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар)

Человек любящий свою страну? (Патриот)

6. О проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Я часть России «воспитатель подготовительной группы Паршакова О.Р.

7. Итоги тематической проверки представила старший воспитатель Кустова Т.В.

Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:

к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;

у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;

80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;

40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;

20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Моя Родина — Кузбасс!»

РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА

1.​ Продолжать знакомить дошкольников с русским народным творчеством, и историческими и культурными ценностями Малой родины Кузбасса, пересмотреть планирование по данному вопросу.

2.​ Пополнить соответствующие разделы методического кабинета конспектами занятий, досугов, викторин по использованию народного творчества, описаниями народных игр.

3.​ Провести консультацию «Не забывайте народные игры»

4.​ Пополнить патриотические  уголки новыми атрибутами.

5.​ Подготовить выставку детских рисунков, посвященную защитникам Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям края, хутора"

патриотическое чувство не возникает само по себе, а является результатом длительного целенаправленного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»

Семинар предназначен для педагогов ДОУ. Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам приобщения дошкольников к историческим и культурным ценностям народа»...

Проект «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»

В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических...

Семинар для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»

Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказ...

Семинар для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»

Семинар для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»...

"Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям"

Консультация для выступления на педагогическом совете , для воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников....

Психологические основы нравственно-патриотического воспитания дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям

Взгляните на Челябинск с высоты,Чтоб захватило дух от красоты!Как вольно распростёрся город наш.И что за чудо он в рассветный час!В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни...