Проект «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»
проект (старшая группа)

Александрина Валентиновна Ушакова

В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических ценностей семьи, родного края в самом нежном возрасте – есть самый естественный, а поэтому и верный способ гражданско-патриотического воспитания, формирования чувства любви к своему краю, к Родине.

Желание беречь и приумножать исторические и природные богатства - вот цель воспитания любви к Родине, воспитание патриотов своего Отечества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_sayta.docx103.78 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 53

143403, Московская область, городской округ Красногорск, город Красногорск, улица Лесная, дом 4А

Тел.: 8(495)563-11-23; E-mail: ds53mo@yandex.ru

Проект

«Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»

Выполнила:

Ушакова Александрина Валентиновна

воспитатель МБДОУ д/с №53

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Д.С.Лихачев

Актуальность

В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических ценностей семьи, родного края в самом нежном возрасте – есть самый естественный, а поэтому и верный способ гражданско-патриотического воспитания, формирования чувства любви к своему краю, к Родине.

Проблема гражданско-патриотического воспитания в современном мире актуальна. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. Но если мы не научим ребенка любить свою страну: ее леса, моря, озера, горы, исторические памятники, словом рукотворные и природные чудеса, то кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениями, и болеть ее горестями. Судьба Родины в руках человека. Родина такова, какой мы ее делаем сами. Желание беречь и приумножать исторические и природные богатства - вот цель воспитания любви к Родине, воспитание патриотов своего Отечества.

Цель проекта:

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства к родному дому, семье, детскому саду.

Разработка системной модели воспитания гражданина – патриота Родины, способного к самоорганизации и самовоспитанию, умеющего адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающего осознанным желанием и развитым умением жить для Родины, для людей, способного и готового встать на защиту Отечества.

Задачи проекта:

1. Реализовать мероприятия по ознакомлению дошкольников с

историческим, культурным, географическим, природно-экологическим

своеобразием родного края.

2.  Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание

принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей

среды.

3.  Повысить профессиональную компетентность педагогов по

организации работы духовно-нравственной и патриотической

направленности средствами краеведения.

4.  Организация специальной развивающей предметно- пространственной

среды.

5. Активизировать сотрудничество с семьями воспитанников в рамках

проектной исследовательской деятельности.

6.  Воспитывать гордость за ветеранов, защищавших Родину в годы ВОВ.

Ожидаемые результаты:

• Повышение нравственного уровня воспитанников.

• Расширение кругозора детей, их интереса к истории страны.

• Развитие инициативы, самостоятельности.

• Преобразование предметно-игровой среды группы.

• Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания.

• Появление у детей чувства гордости за Россию, уважение к истории страны, народу.

• Ознакомление с родным городом продолжится в семье.

• Расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях.

Паспорт проекта

Сроки проекта: Сентябрь 2019г.- май2020г. (долгосрочный)

Проект по содержанию – творческий, рассчитан на детей 5-6 лет, по продолжительности – долгосрочный.

Участники проекта: дети старшего возраста, воспитатели, родители.

Необходимые материалы: пособия, методические разработки, литература, фото и видео материалы, картины и иллюстрации о Родине, столице, городе Красногорск, Защитниках Отечества, о боевых действиях во время войны, о детях, которые защищали Родину.

Гипотеза

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.

Этапы реализации проекта

1 этап: Организационный

1. Выявление первоначальных знаний детей о войне, о празднике Победы.

2. Информация родителей о предстоящем проекте.

3. Подбор литературы, презентация, фотографий, пособий, плакатов.

2 этап: Практический

1. Проведение занятий, бесед о ВОВ

2. Привлечение родителей к участию в проекте.

3. Организация сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр.

4. Оформление выставок, мини-музея, папок-передвижек.

3 этап: Обобщающий

1. Организация выставки рисунков ко Дню Победы (совместная работа детей с родителями).

2. Выпуск стенгазеты «Наши папы в армии» и папок-передвижек «Знакомьте детей с героическим прошлым России», «День 9 мая», «Дети-герои ВОВ»

3. Литературно - музыкальный досуг «9 мая».

4. Презентация проекта.

План:

октябрь

«Сильные могучие богатыри славной Руси»

  1. Рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова. Составление рассказа по картине.

  1. Просмотр былин об Илье Муромце, Никите Кожемяке. Беседа: «О характере богатырей Руси».

  1.  Раскрашивание раскраски с изображением Ильи Муромца.

ноябрь

«Путешествие по стране, по родному городу»

1. Игра – путешествие «Широка страна моя родная»

Цель: закреплять и расширять знания о родном городе, о столице страны; государственных символах, языке, достопримечательностях. Воспитывать чувство патриотизма и любовь к Родине.

2. Ознакомление с пространственными отношениями «Прочтение карты страны, области»

Цель: познакомить детей с картой родной страны и области. карта

3. Презентация «Мой город – Красногорск»

Цель: познакомить с достопримечательностями Красногорска

4. Выставка творческих работ «Наш город глазами детей»

Цель: закрепить полученные знания.

5. Консультация для родителей «Воспитание толерантности у дошкольников»

декабрь

«Семья»

  1. Выставка детских рисунков «Когда мои бабушка и дедушка были маленькими»

Цель: развить фантазию и воображение детей.

  1. Беседа «Семья и родной дом»

Цель: формировать представление о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи.

  1. Подготовка стенгазеты «Семья и родной дом»

  1. Выставка семейных фотографий «Это было до войны»

Январь

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»

  1. Беседа: «Какие памятники видели в нашем городе?» «Где расположены?». Рассматривание буклетов с историческими памятниками Великой Отечественной Войны.

  1. Оформление патриотического уголка в группе «Никто не забыт и ничто не забыто»

Февраль

«Будем Родине служить»

«Культура и традиции»

  1. Беседа «Мой папа»

  1. Изготовление поздравительных открыток ко Дню защитника Отечества.

  1. Спортивный праздник «Будем в армии служить»

  1. Стенгазета – поздравление для пап.

  1. Консультация в родительском уголке «Русский народный фольклор-источник народной педагогики»

  1. Беседа «Русские матрешки».

  1.  Знакомство с росписью. «Слава русским мастерам» (презентация)

  1.  Выставка рисунков декоративно – прикладного искусства.

Март

«Они прославили Россию»

  1. «Дети-герои». Продолжать знакомить детей с маленькими героями Великой Отечественной Войны. (Леня Голиков, Марат Казей и т. д.)

  1. Предложить родителям собрать информацию о бабушках и дедушках, участвующих в Великой Отечественной Войне (фото, ксерокопии писем, грамот). Создание альбома «Они прославили Россию».

  1. Консультация для родителей «Как рассказать ребенку о войне»

Апрель

«Мой детский сад»

  1. Рисунок-рассказ «Мой детский сад»
  2. Беседа «Кто заботиться о нас в детском саду»
  3. Игра-путешествие по территории детского сада.

Май

«День Победы»

  1. Литературная композиция «День победы»
  2. Беседа «Что такое героизм?»
  3. Беседа «9 Мая – День Победы»
  4. Подготовка открыток к празднику Победы.
  5. Организация выставки рисунков ко Дню Победы (совместная работа детей с родителями).

Вывод:

Итоговым результатом, проводимого проекта, является активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности. Дети усвоили новые знания об истории родного Отечества.  Научились проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывали с родителями посильную помощь. Улучшилась работа по взаимодействию с родителями.

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.

Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.

Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.

Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.

Хочется верить, что проводимая работа по патриотическому воспитанию дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

Литература

  1. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
  2. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
  3. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
  4. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
  5. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
  6. Н.В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.
  7. Особенности патриотического воспитания. И. Казакова. Обруч .№ 6 – 2003г
  8. Народные праздники. В. Ищук. Ярославль 2000.
  9. Мой мир. С. Козлова. Москва. 2000.
  10. Российская символика.  Е. Ривина. Москва. 2004г.
  11. Дети планеты Земля. Е. Соловьева. Линка-Пресс.2001г.
  12. Государственные символы России.  Т. Шаляпина Москва 2002г.
  13. Родной дом. М. Новицкая. Москва. 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педсовет "Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям края, города"

сценарий педсовета с целью повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам  приобщения дошкольников к историческим и культурным ценностям края, города,  систематизация  зна...

Презентация "Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям края, хутора"

патриотическое чувство не возникает само по себе, а является результатом длительного целенаправленного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»

Семинар предназначен для педагогов ДОУ. Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам приобщения дошкольников к историческим и культурным ценностям народа»...

Семинар для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»

Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказ...

Семинар для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»

Семинар для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»...

"Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям"

Консультация для выступления на педагогическом совете , для воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников....

Психологические основы нравственно-патриотического воспитания дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям

Взгляните на Челябинск с высоты,Чтоб захватило дух от красоты!Как вольно распростёрся город наш.И что за чудо он в рассветный час!В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни...