Психологические основы нравственно-патриотического воспитания дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям
консультация по психологии (подготовительная группа)

Олеся Анатольевна Сафиулина

Взгляните на Челябинск с высоты,

Чтоб захватило дух от красоты!

Как вольно распростёрся город наш.

И что за чудо он в рассветный час!

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно. Родной город.… Надо показать ребенку, что наш город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети? Четырехлетний ребенок должен знать название своего микрорайона и того, на котором находится детский сад. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям нужно объяснить, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы (микрорайона), а также в честь кого они названы. Ребенку необходимо объяснить, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый дошкольник начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края народными умельцами.
(Суетина, Л. Р. Воспитание гражданина и патриота через историю и культуру родного края , 2014)

 Психологические основы нравственно-патриотического воспитания, заключают в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любви к семье, краю, Родине и стремление к миру. Чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. А также фундамент нравственных и волевых навыков поведения, которые постепенно перейдут в привычку и станут естественной потребностью...

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_aspekty.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические основы нравственно-патриотического воспитания дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям

Сафиулина Олеся Анатольевна

Педагог-психолог

МБДОУ «ДС №481 г.Челябинска»

Взгляните на Челябинск с высоты,
Чтоб захватило дух от красоты!
Как вольно распростёрся город наш.
И что за чудо он в рассветный час!

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно. Родной город.… Надо показать ребенку, что наш город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети? Четырехлетний ребенок должен знать название своего микрорайона и того, на котором находится детский сад. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям нужно объяснить, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы (микрорайона), а также в честь кого они названы. Ребенку необходимо объяснить, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый дошкольник начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края народными умельцами.
(Суетина, Л. Р. Воспитание гражданина и патриота через историю и культуру родного края , 2014)

 Психологические основы нравственно-патриотического воспитания, заключают в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любви к семье, краю, Родине и стремление к миру. Чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. А также фундамент нравственных и волевых навыков поведения, которые постепенно перейдут в привычку и станут естественной потребностью.

Исходя из цели, работа педагогов в данном направлении включает в себя целый ряд задач:

•создание системы нравственно - патриотического воспитания;

•воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;

•формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;

•воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;

•развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;

•расширение представлений о родной стране, ее столице, городах;

•знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;

•ознакомление с историческим прошлым нашей Родины;

•развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

•формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

•воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.

Необходимо отметить, что основными принципами реализации психологических основ нравственно - патриотического воспитания дошкольников являются систематичность и последовательность, взаимосвязь различных занятий: развитие речи, ознакомление с окружающей действительностью, изобразительное искусство, музыкально-творческая деятельность, физическое развитие

Работа педагогов по развитию психологических основ формирования нравственно  - патриотических чувств у дошкольников ведется в нескольких направлениях:

•духовно-образовательное (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций);

•воспитательно-образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);

•культурно-познавательное (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми);

•нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация труда детей).

Основная цель работы с дошкольниками по ознакомлению их с историей и культурой родного города заключается в воспитании у ребенка чувства гордости и уважения к месту его проживания. Дети должны знать различные факты об истории и природе родного края. Ознакомлению дошкольников с родным городом способствуют разнообразные формы работы, как традиционные (фоторепортажи, беседы об известных людях, создание художественных альбомов, чтение стихотворений), так и инновационные (создание макета здания; изучение карты города и нанесение на нее наиболее значимых объектов; фоторепортажи). Одна из форм ознакомления с родным краем, воспитания любви к нему — работа по организации в детских садах краеведческих комнат (этнографических комнат, мини-музеев). Краеведческая комната — специально оборудованное помещение или часть его, где дети, сотрудники детского сада, родители имеют возможность группой, подгруппой или индивидуально ознакомиться с выставочными экспонатами. Кроме этого, организация и работа в краеведческой комнате детского сада способствует объединению детей и взрослых, позволяет расширить межличностные контакты, получить детям новый социальный опыт.  В краеведческой комнате могут быть использованы такие формы работы с детьми, как беседы; экскурсии для детей (групповые, индивидуальные), приемы: рассматривание предмета, рассказ экскурсовода, беседа-диалог, обращение к личному, коллективному опыту детей; интегрированные занятия по разделам реализуемой программы (краеведение, ознакомление с окружающим и развитие речи, изобразительная деятельность); досуги, праздники, развлечения, викторины, КВН, посиделки, чаепитие, проведение «сладкого вечера»; встречи с интересными людьми (писатели, поэты, художники, композиторы); организация выставок работ детей по изобразительной деятельности, ручному труду; экскурсии для детей соседних детских садов, учащихся школ; проведение экскурсий детьми подготовительной группы, проведение конкурса «Юный экскурсовод»; игры-драматизации по мотивам народных сказок с использованием экспонатов краеведческой комнаты — предметов быта и одежды. (Маханева М. Д.  Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников , 2009).

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Дмитрий Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений города и района. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести «мини-исследование». Воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки», например, исследование истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей. Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник Масленицы. Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

"Где родился, там сгодился" - эту поговорку знают многие, но никто не задумывается о её смысле. Так как же её понимать? Это значит , что человек не должен уезжать куда-либо со своей Родины, он должен жить там, где ему подарили жизнь и помогать своему государству изо всех сил. Я думаю, что у каждого существует свой образ родины, предлагаю закрыть глаза и представить его. Теперь создадим образ Родины: педагоги по очереди называют слова, которыми могут описать Родину.

 Предлагаю вам по очереди продолжить фразу:

Я горжусь своей страной, потому что…?

Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку. 

Ответьте на предложенные вам вопросы:

Человек любящий свою страну? (Патриот)

Как в старину называли дом? (Изба)

Один из православных праздников? (Пасха)

Короткая шутливая песенка? (Частушка)

Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)

Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)

Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)

Население определенной стороны? (Народ)

Страна, в которой человек родился? (Родина)

Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар)

Кто изображен на гербе? (Георгий Победоносец, поэтому герб символизирует победу добра над злом)

Что  держит в руке Георгий Победоносец? (Копье. От этого копья получила название копейка)

Назовите родственные слова к слову «Родина» (Родина, род, народ, родители, дородный, борода, родник).

А вы  знали, что «борода» – слово родственное «Родине». Доказано, что в волосы заложена генная память рода. Поэтому женщина, носящая косу, в период беременности не должна стричь волосы, через косу она передаёт ребёнку родовую память. Недаром коса похожа на спираль ДНК. А мужчины свою родовую память хранили в бороде. Поэтому на Руси мужчины всегда носили бороду.

Что означают три цвета флага? (В работе с детьми педагоги трактуют значение цветов так: Белый - цвет символизирует мир, чистоту, свободу; Синий – цвет веры, верности и правды; Красный – цвет энергии, силы и отваги, символ державности.)

Наша задача, как педагогов, - как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения своей истории. Поэтому в настоящее время приоритетной задачей является изучение родного края, его истории, традиций, культуры. Эта работа начинается с воспитания у ребенка любви к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу, району, области. И если ребенок ощущает сердечное тепло, внимание, заботу со стороны родных и близких в своей семье, детском саду, в том месте, где он родился, тогда и в его душе рождается ответное чувство любви и привязанности к матери, к отцу, к друзьям, к родному краю, которое становится в будущем основой преданности, любви и уважения к своей стране.

План работы краеведческого мини-музея или краеведческой комнаты

Месяц

Участники

Мероприятие

1

сентябрь

дети

Знакомство с правилами мини-музея (краеведческой комнаты).

На данном этапе необходимо подчеркнуть для детей разницу между музеями в ДОУ и «взрослыми» музеями, куда они в ближайшее время отправятся с родителями.. Большое значение имеет активное включение детей в формулировании основных правил для посетителей музея в детском саду. Только при условии личной заинтересованности каждого ребѐнка эти правила будут естественно принятыми, а не навязанными.

Для организации начала работы можно использовать стих:

Мы пришли в музей и вот встретил нас ЭКСКУРСОВОД.

Он здесь – главный - помни это  и прислушайся к совету:

Экскурсовода не перебивай, от своей группы не отставай.

Вопросы задавай не сразу, а дождись конца рассказа.

Экспонаты не трогай руками, а смотри на всё  глазами.

 Надо многое узнать, чтоб другим всё рассказать.

Игра – путешествие «Города России».

Познакомить детей с основными понятиями – флаг, герб, гимн, столица России . Формировать у детей понятие о Челябинске – как об одном из крупных городов Урала; воспитывать патриотические, гражданские чувства.

2

октябрь

дети

Литературная гостиная: «Любимый мой Урал».

Дети знакомятся к писателями Южного Урала, с понятием «уральский мастер», презентация «Живые традиции Уральских мастеров», викторина «Урал – жемчужина природы»

3

ноябрь

дети и родители

Семейная гостиная «Мой дом – Челябинск».

Совместно с родителями создается фотовыставка: «Достопримечательности города Челябинска», проводим игры «За что я люблю свой город», «Красивые места моего города», «Ремесла моего края». Дети и родители совместно изготавливают обрядовую куклу – традиционную народную игрушку обрег.

4

декабрь

дети

Экскурсия по истории «Герб, флаг и гимн Челябинской области , герб, флаг и гимн города Челябинск».

Познакомить с изображением флага и герба Челябинской области, изображением герба и флага ,познакомить с гимном города.

Беседа «История моего города».  

Познакомить детей с историей возникновения города; развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» –«настоящее». Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе.

Прививать интерес и любовь к родному городу, району.

5

январь

дети

Занятие-развлечение «Народные праздники на Руси. Рождество»

Познакомить детей с традицией празднования православного праздника Рождество Христово; воспитывать интерес к национальным традициям. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.

Игра «В гости коляда пришла» - воспитывать интерес к народным русским праздникам.

6

февраль

дети и родители

Проведение фоторепортажа «Кто сторожит тишину?».

Расширить представление детей о Российской армии, закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск; рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том как, люди чтят их память.

Совместное изготовление  подарков для пап и дедушек. Привить желание заботиться о своих близких родных.

7

март

дети

Сладкие посиделки «Кухня народов Урала»

Познакомить с особенностью национальной кухни Урала,  поговорить о многонациональности нашего региона и как это влияет на быт народов Урала.

Игра «Ладушки в гостях у бабушки».

 Формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству. Познакомить с глиняной игрушкой – свистулькой. Провести мастер-класс по изготовлению игрушки-птички.

Устроить чаепитие с национальными угощениями.

8

апрель

дети

Развлечение с изодеятельностью «Покорение космоса».

Дать представление о космосе, космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта.

9

май

дети

Беседа о героях ВОВ: «Истории бесстрашных уральцев, участвовавших в Великой Отечественной войне».

Познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России.

Экскурсия к обелиску павших солдат с возложением цветов.

10

июнь

дети и родители

 Совместное развлечение «Родина моя- Россия».

Познакомить ребят с международным праздником, рассказать о Конвенции прав ребенка, познакомить с национальными костюмами нашего региона, с народностями, живущими на Урале. Просмотр фильма «Национальный хоровод»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педсовет "Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям края, города"

сценарий педсовета с целью повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам  приобщения дошкольников к историческим и культурным ценностям края, города,  систематизация  зна...

Презентация "Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям края, хутора"

патриотическое чувство не возникает само по себе, а является результатом длительного целенаправленного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»

Семинар предназначен для педагогов ДОУ. Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам приобщения дошкольников к историческим и культурным ценностям народа»...

Проект «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»

В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических...

Семинар для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»

Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказ...

Семинар для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»

Семинар для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»...

"Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям"

Консультация для выступления на педагогическом совете , для воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников....