Консультация для родителей "Патриотическое воспитание"
консультация (подготовительная группа)

Сизова Марина Петровна

О любви к Родине сказано немало искренних и высо­ких слов. Патриотизм — это одно из тех человеческих чувств, на котором основана жизнь всякого общества. На мой взгляд, без него не могли бы существовать ни отдель­ное государство, ни вся человеческая цивилизация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

О любви к Родине сказано немало искренних и высоких слов. Патриотизм — это одно из тех человеческих чувств, на котором основана жизнь всякого общества. На мой взгляд, без него не могли бы существовать ни отдельное государство, ни вся человеческая цивилизация. Любовь к Родине живет в душе каждого человека, составляя неотъемлемую часть полноценной личности. Своими корнями она уходит в далекое прошлое. Еще у Гомера мы встречаем слова: «Знаменье лучшее — за отечество храбро сражаться». Глубину и особенность патриотического чувства в человеке отмечал и Лукиан: «Городам, их величию, блеску, совершенству построек дивятся многие, родину же любят все». О том, что Родина — лучший источник творческого вдохновения для всякого художника, сказал П. Беранже: «Отчизны голос — голос Музы». А каким неподдельным чувством проникнуты знаменитые слова А. Грибоедова: «И дым Отечества нам сладок и приятен»; какая глубокая народная мудрость запечатлелась в высказывании Я. Коласа: «Нет у человека ничего прекраснее и дороже Родины. Человек без Родины — нищий человек». Вот почему мы можем сказать, что любовь к Родине — это один из самых прекрасных образцов любви вообще. Знаменитый оратор Цицерон оставил нам такое напоминание: «Нам дороги родители, дороги дети, близкие, родственники… Но все представления о любви к чему-либо соединены в одном слове — отчизна. Какой честный человек станет колебаться, умереть ли за нее, если он может принести этим ей пользу?». Обычно мы понимаем патриотизм как любовь к родной земле и тому народу, который на ней живет и к которому мы сами принадлежим по рождению. И мы не воспринимаем одно без другого. Но иногда чувство к родной земле и чувство к своему народу как бы разъединяются: человек любит Родину, но не своих соотечественников. Так, например, чешский философ Я. Колар противопоставлял эти два чувства, ставя любовь к народу выше любви к родной земле: «Что должен разумный человек любить больше — страну или народ, отечество или нацию? Отечество мы можем легко найти, если даже мы его потеряли, но нацию и язык — нигде и никогда; Родина сама по себе есть мертвая земля, чужеродный предмет, это не человек; нация же есть наша кровь, жизнь и дух, личное свойство». Известный русский композитор С. Рахманинов, по всей видимости, придерживался совсем иного мнения. Он и его жена испытывали горячее чувство любви к России. И когда они оказались в Швейцарии, то создали под Люцерном подобие Ивановки — далекой русской деревни, в которой некогда жили. Но при всей схожести вряд ли можно где-нибудь еще воссоздать неповторимый родной уголок. Великому композитору нравилось это место. К нему даже вернулось вдохновение, и он опять стал сочинять музыку. Но однажды он с невыразимой тоской проговорился: «Разве тут комары? Они и жалить-то не умеют. Не то что наш, ивановский — вопьется, света божьего не взвидишь». Великий русский писатель, лауреат Нобелевской премии И. Бунин с ностальгией говорил: «Сколько русских зачахли на чужбине. От бедности, от болезней? Не знаю, думаю — гораздо больше от тоски по Тверской улице или какой-нибудь нищей деревушке Петуховке, затерявшейся среди болот и лесов…». А из письма А. Чехова из Ниццы к своей сестре И. Бунин выписал для себя такие слова: «…работаю, к великой досаде, недостаточно много и недостаточно хорошо, ибо работать на чужой стороне за чужим етолом неудобно…». Другой русский писатель в эмиграции вспоминал слова своего земляка, жившего в Париже: «А что этот Париж? Ничего особенного. Вот наши края: едешь неделю по болотам и никуда не выедешь!» Так что противопоставление Родины и ее народа, на мой взгляд, совершенно неправомерно.

В настоящее время молодое поколение забывает о таких понятиях как патриотизм, любовь к родине, русскую народную культуру, народные игры. Все чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается рекламы пивных банок, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости» - телеманию, интернет-манию. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети - будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны - залог ее будущего развития. В каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, а зачастую вызывают лишь недоумение.

А патриотизм и любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства необходимо начинать формировать уже в дошкольном возрасте. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позже, станет его и нашей жизнью. Детство - это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению. Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям.

В настоящее время необходимо рассматривать патриотизм как  важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты. К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важными условиями реализации цели и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

В своей работе по патриотическому воспитанию, мы ставим перед собой ряд следующих задач:

1. Направить познавательную активность детей на системное выявление важнейших мировоззренческих идей: взаимосвязь человека и природы, человека и семьи, человека и общества в целом, средствами народной культуры.

2. Воспитывать правовое сознание у детей дошкольного возраста.

3. Формировать представление о прошлом и настоящем малой Родины детей, о людях разных национальных культур, живущих на Псковской земле и создающих своим трудом ценности культуры и все необходимое человеку для удовлетворения материальных и духовных потребностей.

4. Воспитывать любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, школе, родной улице, городу.

5. Систематизировать, модифицировать методы диагностики уровней гражданственности детей.

6. Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов дошкольных образовательных групп в вопросах гражданского воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с актуальными тенденциями развития современного общества.

7. Повысить компетентность родителей воспитанников по проблемам гражданского воспитания и семьи.

Для формирования и закрепления знаний детей в работе используем следующие формы работы:

   1. Социальные проекты: «Формирование гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста»- развитие нравственно-патриотических качеств и воспитание любви к родной земле.

    «Остров милосердия» - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, просвещение родителей в вопросах духовной культуры и духовно-нравственных основ семейного воспитания.

   Работа художественной мастерской.

* Создание стендов, папок-передвижек  на тему «История родного края», «Наша семья».

* Проведение книжных выставок.

* Тематические выставки художественного творчества.

* Участие воспитанников и педагогов ДОУ в сельских праздничных мероприятиях: «День пожилого человека», «День матери», «День Победы».

   Для более полного восприятия информации, мы часто прибегаем к наглядному использованию материала. Посещение музея как нельзя лучше помогает детям увидеть, понять и запомнить подвиги героев своего села Атемар, которые воевали не ради славы и наград, а ради мирной  жизни на Земле.

Огромная работа была проведана по знакомству детей с подвигом  народа во время Великой Отечественной Войны, с традициями празднования Дня Победы. Проводилась встреча с детьми войны «Два мира – два детства». Дети с удовольствием и большой ответственностью принимают участие в поздравлении ветеранов в День Победы. Именно на этом и основывается патриотическое воспитание дошкольников.

 Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это в своей работе мы стараемся передать нашим детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных, духовных и патриотических чувств подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителелей "Воспитание сказкой или сказочное воспитание"

"  Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество ,верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия -это ключик, с помощью которого можно отстоять эти истоки, и они забьют жи...

Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»

Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов.   Деятельность человека в ...

Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»

Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»...

консультация по экологическому воспитанию для родителей «Воспитание любви к природе»

консультация по экологическому воспитанию для родителей  «Воспитание любви к природе»...

консультация для педагогов "Воспитание гуманных взаимоотношений между дошкольниками средством физического воспитания"

консультация для педагогов, как воспитать гуманные взаимоотношения между дошкольниками средством физического воспитания...

Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»

 Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее....