консультация для педагогов "Воспитание гуманных взаимоотношений между дошкольниками средством физического воспитания"
консультация на тему

Губаева Любовь Леонидовна

консультация для педагогов, как воспитать гуманные взаимоотношения между дошкольниками средством физического воспитания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание гуманных взаимоотношений между дошкольниками средством физического воспитания.

    Нашему обществу нужны люди с активной жизненной позицией, пользующиеся авторитетом, умеющие работать в коллективе. Закладывать основу этих качеств можно и нужно в дошкольном возрасте. Не случайно в "Программе воспитания и обучения в детском саду" выделен раздел "Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений".

    Именно в дошкольном периоде находятся истоки формирования личности человека. Группа детского сада для большинства детей является первой организованной малой группой, в которой начинают складываться у ребенка его первые отношения со сверстниками и одновременно определяются первые контуры детского коллектива.

    Сегодня  на первый план выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, пронизанные уважением к личности каждого дошкольника, учащегося и заботой о развитии их способностей.

Формирование гуманных чувств начинается в детстве, с самых первых контактов ребенка с окружающими людьми - взрослыми, сверстниками, младшими детьми. В совместной деятельности, в общении, если они правильно построены, возникает общность эмоциональных переживаний, появляется возможность обогащения чувствами другого. Однако на сегодняшний день особенности проявления гуманных чувств у детей и формирование их гуманных отношений в детском саду и семье еще недостаточно изучены.

   Гуманные чувства формируются и развиваются в процессе гуманного отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Большую часть своего времени ребенок-дошкольник проводит в игре. Игра является мощным фактором развития гуманных отношений у дошкольников.

   Смена позиций в игре, взаимоотношения, в которые дети вступают по поводу игры, создают благоприятные условия для понимания другого "вчувствования" в его положение, настроение, желание.

    Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной показали, что детские отношения — та сфера нравственного воспитания, которой необходимо заниматься, чтобы не упустить благоприятный период развития личности. Стержнем нравственного развития личности является гуманистический характер ее отношения к людям, к себе.

    Разделяя точку зрения Т.Н. Бабаевой и Т.И. Ерофеевой, мы понимаем под «гуманными отношениями» положительно эмоциональную направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях со сверстниками, проявляющуюся в умении сочувствовать, понимать состояние детей, вступать во взаимодействие со сверстниками в совместной двигательной деятельности.

   Многие исследователи (Е.А. Аркин, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Г.П. Лескова, П.Ф. Лесгафт и др.) подчеркивали значения больших резервов двигательной деятельности в обогащении нравственного опыта дошкольников. По мнению Т.Э. Токаевой, при выполнении упражнений дошкольники вступают в разнообразное взаимодействие друг с другом, у них воспитывается отношение к выполнению упражнений как деятельности, ценностно-значимой для взаимоотношений со сверстниками. Именно на физкультурных занятиях раскрываются перспективы освоения доброжелательных взаимоотношений.

    По мнению М.Н. Сокольниковой, процесс воспитания доброжелательных отношений дошкольников к сверстнику на занятиях физической культуры состоит из трех этапов.

Первый этап:  направлен на накопление первичного опыта доброжелательных отношений старших дошкольников на физкультурных занятиях и создание единства представлений детей о данных отношениях, их значении для эффективной совместной двигательной деятельности при условии активной обучающей и направляющей роли взрослого.

     Главное внимание на втором этапе: уделяется целенаправленной организации опыта доброжелательных отношений, который обеспечивает дифференцированный подход к подгруппам детей с учетом уровня освоения данных отношений и создания атмосферы широкой доброжелательности на физкультурных занятиях.

     На третьем этапе: продолжаются широко и вариативно использоваться ситуации, требующие сложных и самостоятельных форм взаимодействия: от умения понять эмоциональное состояние сверстника и заметить затруднение к умению поддержать партнера жестом, словом, положительной оценкой и т.п., оказать конкретную помощь.

В связи с этим одной из актуальных задач физического воспитания дошкольников является воспитание гуманных взаимоотношений между дошкольниками и интереса к занятиям физической культурой.

    Хотела бы остановиться на одном виде игры. Игры-эстафеты как  воспитание гуманных взаимоотношений между детьми. Эти игры характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинением личных интересов интересам всей команды, а также тем, что от действий каждого игрока зависит победа всей команды. Игры-эстафеты приучают детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей.

   Для координации действий и общего руководства играми-эстафетами появляется необходимость выделить из членов команды капитанов команд, подчинение которым является обязательным для всех игроков команды.

    В каждой игре-эстафете одновременно решается ряд задач. Закрепляются и совершенствуются двигательные навыки, развивается умение ориентироваться в пространстве, развиваются физические качества: ловкость, быстрота, выносливость, координация движений, точность, быстрота реакции на сигнал и т.д. Наряду с этим у

детей воспитываются гуманные отношения друг, другу,  смелость, самостоятельность, решительность,

дисциплинированность и повышается интерес к занятиям. Происходит комплексное развитие физических и морально-волевых качеств детей.

    Таким образом, игры-эстафеты следует рассматривать как особый вид при обучении детей

двигательным навыкам, формировании у них физических качеств и повышении интереса к занятиям физической культурой и воспитание гуманных взаимоотношений. И поэтому их необходимо шире включать в занятия и досуг детей.

Эстафета № 1. « Кто быстрее оденется»

Можно использовать фартуки, халаты.

Эстафета № 2. « Наперегонки парами»

Дети распределяются парами и делятся на две команды. По сигналу воспитателя дети бегут парами , взявшись за руки, оббегают стойку и возвращаются, передавая эстафеты, следующей паре.

   

Эстафета № 3. « Кто быстрее с воздушным шаром»

Дети встают в две колонны (команды). По сигналу дети бегут к стойкам, при этом ладошкой подталкивая воздушный шар. Они оббегают стойки, возвращаются и передают шарик следующему игроку.

Вариант – прыжки с зажатым между ногами предметом.

   

Эстафета № 4. « Посади и собери картофель»

Участники распределяются на 2-3 команды с разным числом играющих.  Команды в колоннах стоят у черты. Напротив каждой команды лежат по три обруча. В руках участников стоящих  впереди колонны небольшие корзины с тремя мелкими мячами или мешочками. По сигналу воспитателя, стоящие первыми, бегут к «лункам»  (обручам) сажают в каждую по «картофелине» и возвращаются. Подбегая к колонне, они передают корзины следующему игроку, тот бежит и собирает «картофель».

 «Картофель» должен лежать в лунке (обруче). Если « картофель» выкатился, его должны вернуть на место.

   

Эстафета № 5. «Посадил дед репку»

Участники выстраиваются в две колонны. Первые номера «дедушки», вторые «бабушки» и т.д. (по сказке «Репка»). На расстоянии 6 м от стартовой линии напротив каждой колонны расставляют кубики – это «репки».

По сигналу бегут первые номера – «дедушки». Они оббегают «репки» и возвращаются на места, за ними бегут «бабки». Они берутся за руки и оббегают «репки» и т.д. Оббегая «репку», мышка берет ее, и вместе возвращаются на место.

Кто раньше выполнит задание, тот и выигрывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание гуманных взаимоотношений между дошкольниками средствами физической культуры

Воспитание гуманных чувств у старших дошкольников, формирование первичных гуманно-нравственных понятий и умений поступать по-доброму как в привычных, так и нестандартных ситуациях является велением вр...

Развитие умственных способностей дошкольников средствами физического воспитания в условиях детского сада.

Физическое воспитание предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности - внимания, восприятия, мышления, а также способов умственной деятельности (умение элементарно срав...

Консультация для воспитателей "Сюжетно – ролевая игра, как средство воспитания дружеских взаимоотношений между дошкольниками".

       Ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра. А как следствие, игровая деятельность ребёнка может стать главным инструментом в умелых руках в...

Формирование гуманных взаимоотношений между старшими дошкольниками.

Статья, в которой раскрываются стадии процесса нравственного воспитания, а также формы и методы работы по формированию гуманных взаимоотношений между старшими дошкольниками....

Консультации для воспитателей «Воспитание гуманных взаимоотношений между детьми»

Закладывать основу гуманных взаимоотношений между дошкольниками можно и нужно в этом возрасте. Именно в дошкольном периоде находятся истоки формирования личности человека, начинают складываться у ребе...