Главные вкладки

    консультация для педагогов "Воспитание гуманных взаимоотношений между дошкольниками средством физического воспитания"
    консультация на тему

    Губаева Любовь Леонидовна

    консультация для педагогов, как воспитать гуманные взаимоотношения между дошкольниками средством физического воспитания

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Воспитание гуманных взаимоотношений между дошкольниками средством физического воспитания.

        Нашему обществу нужны люди с активной жизненной позицией, пользующиеся авторитетом, умеющие работать в коллективе. Закладывать основу этих качеств можно и нужно в дошкольном возрасте. Не случайно в "Программе воспитания и обучения в детском саду" выделен раздел "Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений".

        Именно в дошкольном периоде находятся истоки формирования личности человека. Группа детского сада для большинства детей является первой организованной малой группой, в которой начинают складываться у ребенка его первые отношения со сверстниками и одновременно определяются первые контуры детского коллектива.

        Сегодня  на первый план выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, пронизанные уважением к личности каждого дошкольника, учащегося и заботой о развитии их способностей.

    Формирование гуманных чувств начинается в детстве, с самых первых контактов ребенка с окружающими людьми - взрослыми, сверстниками, младшими детьми. В совместной деятельности, в общении, если они правильно построены, возникает общность эмоциональных переживаний, появляется возможность обогащения чувствами другого. Однако на сегодняшний день особенности проявления гуманных чувств у детей и формирование их гуманных отношений в детском саду и семье еще недостаточно изучены.

       Гуманные чувства формируются и развиваются в процессе гуманного отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Большую часть своего времени ребенок-дошкольник проводит в игре. Игра является мощным фактором развития гуманных отношений у дошкольников.

       Смена позиций в игре, взаимоотношения, в которые дети вступают по поводу игры, создают благоприятные условия для понимания другого "вчувствования" в его положение, настроение, желание.

        Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной показали, что детские отношения — та сфера нравственного воспитания, которой необходимо заниматься, чтобы не упустить благоприятный период развития личности. Стержнем нравственного развития личности является гуманистический характер ее отношения к людям, к себе.

        Разделяя точку зрения Т.Н. Бабаевой и Т.И. Ерофеевой, мы понимаем под «гуманными отношениями» положительно эмоциональную направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях со сверстниками, проявляющуюся в умении сочувствовать, понимать состояние детей, вступать во взаимодействие со сверстниками в совместной двигательной деятельности.

       Многие исследователи (Е.А. Аркин, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Г.П. Лескова, П.Ф. Лесгафт и др.) подчеркивали значения больших резервов двигательной деятельности в обогащении нравственного опыта дошкольников. По мнению Т.Э. Токаевой, при выполнении упражнений дошкольники вступают в разнообразное взаимодействие друг с другом, у них воспитывается отношение к выполнению упражнений как деятельности, ценностно-значимой для взаимоотношений со сверстниками. Именно на физкультурных занятиях раскрываются перспективы освоения доброжелательных взаимоотношений.

        По мнению М.Н. Сокольниковой, процесс воспитания доброжелательных отношений дошкольников к сверстнику на занятиях физической культуры состоит из трех этапов.

    Первый этап:  направлен на накопление первичного опыта доброжелательных отношений старших дошкольников на физкультурных занятиях и создание единства представлений детей о данных отношениях, их значении для эффективной совместной двигательной деятельности при условии активной обучающей и направляющей роли взрослого.

         Главное внимание на втором этапе: уделяется целенаправленной организации опыта доброжелательных отношений, который обеспечивает дифференцированный подход к подгруппам детей с учетом уровня освоения данных отношений и создания атмосферы широкой доброжелательности на физкультурных занятиях.

         На третьем этапе: продолжаются широко и вариативно использоваться ситуации, требующие сложных и самостоятельных форм взаимодействия: от умения понять эмоциональное состояние сверстника и заметить затруднение к умению поддержать партнера жестом, словом, положительной оценкой и т.п., оказать конкретную помощь.

    В связи с этим одной из актуальных задач физического воспитания дошкольников является воспитание гуманных взаимоотношений между дошкольниками и интереса к занятиям физической культурой.

        Хотела бы остановиться на одном виде игры. Игры-эстафеты как  воспитание гуманных взаимоотношений между детьми. Эти игры характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинением личных интересов интересам всей команды, а также тем, что от действий каждого игрока зависит победа всей команды. Игры-эстафеты приучают детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей.

       Для координации действий и общего руководства играми-эстафетами появляется необходимость выделить из членов команды капитанов команд, подчинение которым является обязательным для всех игроков команды.

        В каждой игре-эстафете одновременно решается ряд задач. Закрепляются и совершенствуются двигательные навыки, развивается умение ориентироваться в пространстве, развиваются физические качества: ловкость, быстрота, выносливость, координация движений, точность, быстрота реакции на сигнал и т.д. Наряду с этим у

    детей воспитываются гуманные отношения друг, другу,  смелость, самостоятельность, решительность,

    дисциплинированность и повышается интерес к занятиям. Происходит комплексное развитие физических и морально-волевых качеств детей.

        Таким образом, игры-эстафеты следует рассматривать как особый вид при обучении детей

    двигательным навыкам, формировании у них физических качеств и повышении интереса к занятиям физической культурой и воспитание гуманных взаимоотношений. И поэтому их необходимо шире включать в занятия и досуг детей.

    Эстафета № 1. « Кто быстрее оденется»

    Можно использовать фартуки, халаты.

    Эстафета № 2. « Наперегонки парами»

    Дети распределяются парами и делятся на две команды. По сигналу воспитателя дети бегут парами , взявшись за руки, оббегают стойку и возвращаются, передавая эстафеты, следующей паре.

       

    Эстафета № 3. « Кто быстрее с воздушным шаром»

    Дети встают в две колонны (команды). По сигналу дети бегут к стойкам, при этом ладошкой подталкивая воздушный шар. Они оббегают стойки, возвращаются и передают шарик следующему игроку.

    Вариант – прыжки с зажатым между ногами предметом.

       

    Эстафета № 4. « Посади и собери картофель»

    Участники распределяются на 2-3 команды с разным числом играющих.  Команды в колоннах стоят у черты. Напротив каждой команды лежат по три обруча. В руках участников стоящих  впереди колонны небольшие корзины с тремя мелкими мячами или мешочками. По сигналу воспитателя, стоящие первыми, бегут к «лункам»  (обручам) сажают в каждую по «картофелине» и возвращаются. Подбегая к колонне, они передают корзины следующему игроку, тот бежит и собирает «картофель».

     «Картофель» должен лежать в лунке (обруче). Если « картофель» выкатился, его должны вернуть на место.

       

    Эстафета № 5. «Посадил дед репку»

    Участники выстраиваются в две колонны. Первые номера «дедушки», вторые «бабушки» и т.д. (по сказке «Репка»). На расстоянии 6 м от стартовой линии напротив каждой колонны расставляют кубики – это «репки».

    По сигналу бегут первые номера – «дедушки». Они оббегают «репки» и возвращаются на места, за ними бегут «бабки». Они берутся за руки и оббегают «репки» и т.д. Оббегая «репку», мышка берет ее, и вместе возвращаются на место.

    Кто раньше выполнит задание, тот и выигрывает.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"

    Консультация для родителей поможет осознать им важность воспитания у детей активности, сноровки, инициативы с пощью русских народных подвижных игр....

    Консультация для родителей и воспитателей "Танец - как средство физического развития и воспитания дошкольников"

    Танец служит для ребенка не только средством психофизиологической регуляции, но  и  средством установления межличностных отношений в группе....

    Воспитание гуманных взаимоотношений между дошкольниками средствами физической культуры

    Воспитание гуманных чувств у старших дошкольников, формирование первичных гуманно-нравственных понятий и умений поступать по-доброму как в привычных, так и нестандартных ситуациях является велением вр...

    Консультация для родителей "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

    В консультации я кратко раскрываю актуальность данной темы, а так же основные принципы и приёмы работы. Консультация будет полезна воспитателям,а так же методистам МБДОУ....

    Развитие умственных способностей дошкольников средствами физического воспитания в условиях детского сада.

    Физическое воспитание предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности - внимания, восприятия, мышления, а также способов умственной деятельности (умение элементарно срав...

    Консультация для педагогов на тему: « Игра, как средство развития, воспитания и обучения дошкольников». ФГОС

    Игра - наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности.Игр...

    Консультация для педагогов ДОУ "Использование игровых технологий в физическом воспитании дошкольников"

    Консультация для педагогов ДОУ "Использование игровых технологий в физическом воспитании дошкольников"...