Главные вкладки

    Воспитание гуманных взаимоотношений между дошкольниками средствами физической культуры
    статья по физкультуре (старшая группа) на тему

    Корзухина Наталия Евгеньевна

    Воспитание гуманных чувств у старших дошкольников, формирование первичных гуманно-нравственных понятий и умений поступать по-доброму как в привычных, так и нестандартных ситуациях является велением времени. Но здесь мы сталкиваемся с имеющимся противоречием, когда, с одной стороны, на первый план государством выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, а с другой, когда мы сталкиваемся с необходимостью противостояния относительной жестокости современного общества, ведущего к дефициту добра и чуткости в отношениях людей

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Воспитание гуманных взаимоотношений между дошкольниками средствами физической культуры

    8 июля 2013

    Прищепа С.С.,
    канд. пед. наук, доцент кафедры управления дошкольным
    образованием Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»;

    Корзухина Н.Е.,
    инструктор по физкультуре ГБОУ д/с № 791, Москва

    Воспитание гуманных чувств у старших дошкольников, формирование первичных гуманно-нравственных понятий и умений поступать по-доброму как в привычных, так и нестандартных ситуациях является велением времени. Но здесь мы сталкиваемся с имеющимся противоречием, когда, с одной стороны, на первый план государством выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, а с другой, когда мы сталкиваемся с необходимостью противостояния относительной жестокости современного общества, ведущего к дефициту добра и чуткости в отношениях людей.

    Психологические основы формирования взаимоотношений представлены в трудах Б.Г. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна. Понятие «отношение» несколько отличается от близких ему понятий «взаимоотношения» и «межличностные отношения»: «отношение» является более широким понятием, так как отражает все стороны объективной действительности. Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной показали, что детские отношения — та сфера нравственного воспитания, которой необходимо заниматься, чтобы не упустить благоприятный период развития личности. Стержнем нравственного развития личности является гуманистический характер ее отношения к людям, к себе. Проблема воспитания гуманных взаимоотношений изучалась в педагогике с разных позиций: отношение ребенка к взрослым, сверстникам (Р.С. Буре, Р.Б. Стеркина, А.П. Усова и др.); средства воспитания гуманных отношений (A.M. Виноградова, А.Д. Кошелева, Л.П. Стрелкова и др.); вопросы генезиса гуманных чувств (В.И. Кульчицкий, Г.И. Лямина, Я.З. Неверович).

    Разделяя точку зрения Т.Н. Ба¬баевой и Т.И. Ерофеевой, мы понимаем под «гуманными отношениями» положительно эмоциональную направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях со сверстниками, проявляющуюся в умении сочувствовать, понимать состояние детей, вступать во взаимодействие со сверстниками в совместной двигательной деятельности.

    В современных исследованиях достаточно активно рассматриваются вопросы воспитания доброжелательных отношений в таких видах деятельности как игра, труд, художественная деятельность (Р.С. Буре, Е.Н. Герасимова, Т.С. Комарова, Н.А. Курочкина, В.И. Логинова, В.Т. Нечаева и др.). Многие исследователи (Е.А. Аркин, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Г.П. Лескова, П.Ф. Лесгафт и др.) подчеркивали значения больших резервов двигательной деятельности в обогащении нравственного опыта дошкольников. По мнению Т.Э. Токаевой, при выполнении упражнений дошкольники вступают в разнообразное взаимодействие друг с другом, у них воспитывается отношение к выполнению упражнений как деятельности, ценностно-значимой для взаимоотношений со сверстниками. Именно на физкультурных занятиях раскрываются перспективы освоения доброжелательных взаимоотношений. Вместе с тем анализ исследований показывает, что практически физкультурные занятия не рассматриваются с позиции решения задач нравственного воспитания.

    По мнению М.Н. Сокольниковой, процесс воспитания доброжелательных отношений дошкольников к сверстнику на занятиях физической культуры состоит из трех этапов. Первый этап направлен на накопление первичного опыта доброжелательных отношений старших дошкольников на физкультурных занятиях и создание единства представлений детей о данных отношениях, их значении для эффективной совместной двигательной деятельности при условии активной обучающей и направляющей роли взрослого. Главное внимание на втором этапе уделяется целенаправленной организации опыта доброжелательных отношений, который обеспечивает дифференцированный подход к подгруппам детей с учетом уровня освоения данных отношений и создания атмосферы широкой доброжелательности на физкультурных занятиях. На третьем этапе продолжаются широко и вариативно использоваться ситуации, требующие сложных и самостоятельных форм взаимодействия: от умения понять эмоциональное состояние сверстника и заметить затруднение к умению поддержать партнера жестом, словом, положительной оценкой и т.п., оказать конкретную помощь.

    Нами было организовано экспериментальное исследование на базе столичного ГБОУ д/с № 791, цель которого заключалась в определении и обосновании педагогических условий воспитания гуманных взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками в процессе физического воспитания. В эксперименте участвовали 25 детей старшей возрастной группы вместе с родителями.

    Цель констатирующего эксперимента состояла в определении уровня воспитанности гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Критериями оценки гуманного взаимоотношения ребенка со сверстниками выступили:

    — избирательность в отношениях со сверстником;

    — умение сопереживать ровеснику.

    С целью выявления избирательности в отношениях между сверстниками была использована социометрическая методика — игра «Секрет» (Т.А. Репиной). Для выявления типичных для дошкольников форм сопереживания ровеснику мы использовали методику О.Е. Смирновой. Наблюдения за проявлениями сопереживания ровеснику осуществлялось в естественных условиях: на прогулке, во время свободной игры, в повседневной жизни детей в детском саду и в процессе экспериментальной игры «Кто быстрее?». У детей фиксировались естественные и стихийные проявления сопереживания ровеснику.

    Показатели сопереживания были выражены в способности:

    — воспринять (увидеть) переживание ровесника;

    — понять переживания другого ребенка;

    — откликнуться на переживание.

    В сравнительно небольшом количестве случаев (20%) дети стремятся понять переживания другого ребенка, а также причины, вызвавшие их, обращаются к ровеснику с расспросами, советами, пожеланиями.

    Целью формирующего этапа исследования стало экспериментальное подтверждение эффективности педагогических условий воспитания гуманных взаимоотношений у старших дошкольников со сверстниками в процессе физического воспитания. В соответствии с гипотезой нами были определены следующие педагогические условия:

    — широкое применение средств физической культуры, направленных на воспитание у детей гуманных взаимоотношений;

    — определение этапов воспитания гуманных взаимоотношений у детей со сверстниками в процессе физического воспитания;

    — взаимодействие с семьями детей по данной проблеме.

    Главными средствами физической культуры, направленными на воспитание гуманных взаимоотношений у детей со сверстниками, стали гимнастика и подвижные игры. В работе со старшими дошкольниками с целью воспитания у них гуманных взаимоотношений со сверстниками в рамках физкультурных занятий мы опирались на семь этапов, выделенных, обоснованных и описанных Е.О. Смирновой. Нами было определено пять следующих этапов:

    — создание благоприятного эмоционально-психологического фона в группе;

    — активизация деятельности и стимуляция внимания детей друг к другу;

    — развитие способности увидеть другого, почувствовать с ним единство;

    — обучение детей согласовывать собственное поведение с поведением других ребят;

    — мотивация детей к переживанию общих эмоций.

    На первом этапе детям предлагались следующие игровые упражнения (Е.А. Смирнова): «Знакомство», «Общий круг», «Самопрезентация», «Комплимент», предполагающие создание благоприятной атмосферы, сокращение эмоциональной дистанции. Выполняя упражнение «Общий круг», дети должны были здороваться одними глазами со всеми по кругу и сделать небольшой кивок головой. После объяснения инструкции все дошкольники начали кивать головой соседям и своим друзьям. У всех детей возникала адекватная эмоциональная реакция при восприятии сверстников: встречаясь с ними глазами, они начинали ошибаться. В игре на сокращение эмоциональной дистанции «Окажи внимание другому» дети становились в круг и по очереди говорили что-нибудь положительное одному из ее участников. Испытуемым было нелегко выполнять это упражнение.

    На втором этапе, применяя построения и перестроения в паре и тройках, общеразвивающие упражнения в паре и четверках, подгруппах с предметами и без них, основные движения в паре, мы планировали сближать детей друг с другом, настраивали их на работу через активизацию совместной деятельности. Также мы проводили игры: малоподвижные игры «Чье звено быстрее соберется», «Найди и промолчи», «Ель, елка, елочка»; подвижные игры большой подвижности, в которых выбираются два водящих: «Белые медведи», «Волк во рву», «Лягушки и цапля», «Ловля обезьян», «Догони свою пару»; игровые упражнения психологической направленности (Е.О. Смирновой): «Переходы», «Передай движение».

    На третьем этапе мы старались сформировать способность детей видеть сверстника, обращать на него внимание, уподобляться ему. Для этого дошкольникам были предложены игры: «Зеркало», «Эхо», «Испорченный телефон», направленные на развитие способности увидеть другого, почувствовать одно общее с ним задание. В процессе игр ребенок должен максимально сосредоточиться на сверстнике, его действиях, внешности, мимике, жестах.

    На четвертом этапе мы учили детей согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Так, в игре «Сороконожка» дети вставали друг за другом со своими друзьями, следующий вариант игры предполагал расставлять детей не по их желанию, а по принципу — кто с кем меньше общается.

    На пятом этапе мы использовали подвижные игры: «Злой дракон», «Шторм», «Мышата в мышеловке» и др., направленные на переживание общих эмоций, способствующие объединению детей и вызывающие желание поддержать друг друга в затруднительной ситуации.

    С помощью игр, которые мы успешно использовали на занятиях по физической культуре, решались следующие задачи:

    — развивать у детей чувство уверенности в себе;

    — предоставлять возможность самостоятельно проявлять себя в общении с окружающими;

    — формировать положительное отношение к окружающим, сбалансировать эмоции, способность к волевому усилию;

    — учить умению выслушать, помочь, поддержать другого в решении поставленных задач, проявлять навыки и знание общечеловеческих норм и правил общения;

    — создавать возможности для полноценных контактов с окружающим миром.

    Нами также были определены три направления работы с семьей по вопросам воспитания гуманных взаимоотношений в процессе физического воспитания: информационное, консультативное, совместная деятельность родителей с детьми.

    С целью информирования родителей о том, как осуществляется процесс воспитания гуманных взаимоотношений в процессе физического воспитания в детском саду, мы использовали такие формы, как информационный стенд для родителей, тематические консультации по вопросам, день открытых дверей. Нами были разработаны памятки для родителей: «Подвижные игры», «Учим детей играть вместе», «Мы умеем дружно жить», «Игры с обручем» и др.

    С целью просвещения родителей в вопросах воспитания гуманных взаимоотношений с детьми в условиях семьи мы организовали круглый стол, провели родительское собрание, индивидуальное консультирование. В ходе круглого стола обсуждались следующие вопросы:

    — как вы понимаете термины «гуманизм», «гуманные отношения»;

    — какие средства являются наиболее эффективными для формирования у детей гуманных отношений;

    — какие методы и приемы способствуют формированию гуманных взаимоотношений между детьми в игре?

    С целью вовлечения родителей в педагогический процесс детского сада мы организовали совместную физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность родителей с детьми во время досугов и праздников, на викторинах на спортивную тематику.

    Наиболее интересной и эффективной формой сотрудничества с семьей стали совместные физкультурные занятия родителей с детьми, разработанные С.С. Прищепа. Такие занятия подготавливались и организовывались инструктором по физкультуре совместно с педагогом-психологом. Тесное сотрудничество этих специалистов позволяет повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи.

    Методика контрольного обследования совпадает с методикой констатирующего эксперимента. Результаты методики «Секрет» позволили судить о динамике избирательности в отношениях со сверстниками, так групп «непринятых» и «изолированных» детей на этом этапе не выявлено. Результаты наблюдения по методике Е.О. Смирновой свидетельствуют о том, что в группе стало больше детей, стремящихся понять переживания другого ребенка и причины, вызвавшие их.

    Количественные и качественные результаты контрольного эксперимента позволили выявить динамику уровня сформированности гуманных взаимоотношений со сверстниками. Изменился характер взаимоотношений между детьми на физкультурных занятиях, со стороны детей проявлялись доброжелательные отношения; изменилась общая эмоционально положительная направленность поведения дошкольников.

    Результаты проведенной нами опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что при выполнении конкретных педагогических условий возможно воспитание гуманных взаимоотношений у старших дошкольников со сверстниками средствами физической культуры.

    Литература
    Прищепа С.С. Организация физкультурных занятий родителей с детьми в детском саду. М., 2011.
    Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М., 1988.
    Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. М., 2005.
    Сокольникова М.Н. Воспитание доброжелательных взаимоотношений у старших дошкольников на физкультурных занятиях. Автореф. дисс. …… канд. пед. наук. СПб., 2001.
    Токаева Т.Э. Парная гимнастика: программа, конспекты занятий с детьми 3—6 лет. М., 2011.

    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический проект "Воспитание гуманных взаимоотношений старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре"

    В педагогическом проекте рассмотрены вопросы воспитания гуманных представлений, чувств и отношений. Центральное место отводится игровой деятельности как универсальному средству базисных структур и нра...

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры.

    Данная публикация вкратце раскрывает основные направления работы педколлектива по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников средствами физической культуры - через организацию тематических до...

    Консультация для воспитателей "Сюжетно – ролевая игра, как средство воспитания дружеских взаимоотношений между дошкольниками".

           Ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра. А как следствие, игровая деятельность ребёнка может стать главным инструментом в умелых руках в...

    консультация для педагогов "Воспитание гуманных взаимоотношений между дошкольниками средством физического воспитания"

    консультация для педагогов, как воспитать гуманные взаимоотношения между дошкольниками средством физического воспитания...

    Консультации для воспитателей «Воспитание гуманных взаимоотношений между детьми»

    Закладывать основу гуманных взаимоотношений между дошкольниками можно и нужно в этом возрасте. Именно в дошкольном периоде находятся истоки формирования личности человека, начинают складываться у ребе...

    Презентация "Духовно-нравственное воспитание дошкольника средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО"

    Презентация "Духовно-нравственное воспитание дошкольника  средствами физической культуры  в соответствии с ФГОС ДО"...