Консультации для воспитателей «Воспитание гуманных взаимоотношений между детьми»
методическая разработка на тему

Епифанова Любовь Петровна

Закладывать основу гуманных взаимоотношений между дошкольниками можно и нужно в этом возрасте. Именно в дошкольном периоде находятся истоки формирования личности человека, начинают складываться у ребенка первые отношения со сверстниками и одновременно определяется  образ детского коллектива. Сегодня на первый план выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, пронизанные уважением к личности каждого дошкольника и заботой о развитии их способностей.Закладывать основу гуманных взаимоотношений между дошкольниками можно и нужно в этом возрасте. Именно в дошкольном периоде находятся истоки формирования личности человека, начинают складываться у ребенка первые отношения со сверстниками и одновременно определяется  образ детского коллектива. Сегодня на первый план выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, пронизанные уважением к личности каждого дошкольника и заботой о развитии их способностей.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vospitanie_gumannyh.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Светлячок» г. Цимлянска

Консультации для воспитателей

«Воспитание гуманных

взаимоотношений между детьми»

Подготовила:

Епифанова Л.П.

воспитатель

МБДОУ д/с «Светлячок»

 г. Цимлянска

май 2017


Самое главное - воспитать

те нравственные силы ребенка,

без которых он не может не делать

добра, т. е. учить сопереживать.

В. А. Сухомлинский

С первых шагов ребенок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают те или иные изменения.

Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе, учитывающей гуманистические традиции развития человеческого общества.

А. В. Запорожец обращая внимание на факты нарушения детьми правил поведения, отмечал, что «дошкольники нередко поступают наперекор требованиям педагога не потому, что не знают или не хотят их выполнять, а потому, что не ориентируются на сверстников, не обращают внимания на их состояние, возникающие трудности, на их нужды и интересы».

Это положение имеет принципиальное значение для организации процесса нравственного воспитания дошкольников: первоочередной ставится задача формирования у них гуманных чувств,  которые побуждали бы к нравственно ценным поступкам по отношению к сверстникам. Формирование же представлений о нормах и правилах поведения, требованиях педагога связывается с разъяснением заключенной в них моральной ценности с ориентацией на проявление доброжелательного отношения к окружающим.

Своевременное выявление негативных изменений в поведении ребенка позволяет помочь ему преодолеть возникшие трудности в общении с воспитателем и сверстниками и не дать развиться устойчивому эмоциональному неблагополучию. Участие воспитателя в установлении доброжелательных отношений между конкретным ребенком и другими детьми группы поможет ему вернуть душевное равновесие, ощутить радость от совместной деятельности, самому организовать содержательную и интересную для других детей деятельность. А это, в свою очередь, будет способствовать тому, что ребенок быстрее овладеет необходимыми навыками, научится достигать поставленной цели.

Особо важное значение имеет вступление педагога в общение с ребенком, находящимся в ситуации эмоционального дискомфорта. Только учитывая причины, вызвавшие это состояние, педагог сможет помочь дошкольнику справиться с ним.

Большое значение в воспитании гуманных отношений между детьми имеет создание в группе обстановки постоянной разнообразной деятельности и положительного микроклимата.

Жизнь детей в детском саду во многом регламентируется правилами. Воспитание у дошкольников умения определять свой поступок, ориентируясь на имеющиеся правила, во многом организует их деятельность, отношение к сверстникам, способствует установлению в группе доброжелательной атмосферы, в которой учитываются интересы сверстников, осознается их право на реализацию собственных замыслов. И чем старше становятся дети, тем все острее выдвигается задача формирования у них осознания значимости и справедливости вводимых правил.

Правила поведения, сообщаемые детям, могут быть условно объединены в несколько групп:

правила, регулирующие отношение к сверстникам;

правила, регулирующие поведение ребенка в группе, учитывающие окружение сверстников;

правила, направленные на проявление уважительного отношения к взрослым.

Содержание работы педагога, направленной на воспитание у детей осознанного отношения к правилам поведения, определяющим доброжелательное отношение к сверстникам, включает в себя:

-установление доверительных отношений с детьми в ходе личностно ориентированного общения при сообщении вводимых правил; достижение понимания ребенком их смысла и нравственной ценности для себя и окружающих;

-воспитание у дошкольников ориентира на эмоциональное состояние сверстников на основе развития эмпатийного отклика на переживания другого;

-обогащение практического опыта проявления детьми волевых усилий при выполнении правил на основе взаимосвязи во влиянии на когнитивную, эмоциональную и волевую сферу ребенка.

Действенным приемом при решении обсуждаемых задач является использование бесед на основе обсуждения художественных произведений, иллюстраций, реальных ситуаций, складывающихся в повседневной жизни детей.

Одна из ключевых позиций педагогической работы в детском саду - её гуманизация, связанная с признанием самоценности детства, уникальности личности ребенка, реализацией его интересов. Это одновременно и создание условий, в которых бы могло происходить полноценное развитие этой личности.

Полноценное развитие моральных качеств, выражающих определенное отношение к себе и другим людям:

человечность

доброжелательность

чуткость

сочувствие

- предполагает создание таких условий, при которых, с одной стороны, необходимо активное усвоение ребенком этических норм и развитие его морального сознания, с другой – нормы морали должны стать своеобразным регулятором поступков.

В специально организованных ситуациях дети учатся считаться с мнением и интересами других, защищать слабых, справедливо разрешать возникшие споры и конфликты, адекватно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Ознакомление детей с основными положениями Конвенции ООН о правах помогает привить им уважение к личности, к себе и к другим людям, сформировать понимание взаимосвязи между правами и обязанностями человека, который должен считаться с интересами окружающих.

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважении и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создать условия для их практического применения.

Большое значение в формировании гуманных чувств и отношений придается организации совместной деятельности детей, ее возможности для формирования представлений и накопления практического опыта проявления гуманного отношения к сверстникам.

Включаясь в совместную деятельность, дошкольник часто оказывается в ситуациях, когда возникает необходимость помочь партнеру, порадоваться его успехам, получить поддержку от сверстников. В таких ситуациях педагог имеет возможность демонстрировать свое отношение к ребенку, а также обучать необходимым способам проявления доброжелательности, разъяснять моральный смысл возникших ситуаций.

Следует выбирать ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно – продуктивную.

Рекомендуется проводить ролевые театрализованные и дидактические игры; упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков. 

Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. 

В настоящее время в обществе изменились взгляды на семью, семейное воспитание. Так, в ст. 18 Закона РФ «Об образовании» подчеркивается, что родители являются первыми педагогами своих детей. Они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Однако существует немало семей, где взрослые допускают типичные ошибки: недостаточно общаются с детьми, уделяют им мало внимания, используют физические наказания, запугивают детей, нарушают их режим, формируют сами того не желая, отрицательные привычки.

Наши наблюдения показывают, что многие родители ориентированы на решение образовательных задач, их интересуют проблемы раннего обучения детей, подготовки к школе, но главная функция- воспитание- уходит на второй план. Высокий процент родителей твердо убеждены, что в наше время многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми, а главным ориентиром является воспитание у ребенка таких качеств, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи.

Отсюда вытекает актуальная задача – помочь родителям учить ребенка проявлять отзывчивость, сочувствие, сопереживание, гуманное отношение к окружающим. Эти чувства сами по себе не разовьются. Поэтому воспитатели убеждают родителей обогащать эмоциональный опыт ребенка, раскрывать социальную значимость гуманных чувств.

С целью достижения открытости родителей в общении, а также повышения авторитета педагога общение с родителями следует строить на основе диалога, взаимного уважения. Это позволит формировать у родителей осознанное, критическое отношение к своей воспитательной деятельности.

Если родители становятся партнерами по общению, а не учениками, если учитываются потребности родителей в педагогических знаниях, то предлагаемые им рекомендации воспринимаются как интересные и полезные. Вопросы воспитания гуманных чувств у детей следует рассматривать в различных формах общения с родителями – в индивидуальных и групповых консультациях, беседах, в том числе и нетрадиционных (за круглым столом, в устных журналах, на собраниях и в других формах). А самое главное, что следует помнить нам, взрослым, что формирование эмоционально – нравственных основ культуры личности, заложенные в дошкольном возрасте:

воспитание сочувствия

отзывчивости

гуманности

являются основой личности человека, в котором выделяются ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих и определяющие жизненный успех каждого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ

Рекомендации воспитателям по формированию у дошкольников культуры отношений, коммуникативных умений,...

Рекомендации для воспитателей, направленные на организацию гуманных взаимоотношений между детьми.

1. Если ребенок забывает речевые этикетные формулы (проща ния, приветствия, благодарности), то ему можно подсказать в стихотворной форме: «Лена, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба, от слова теп...

консультация для педагогов "Воспитание гуманных взаимоотношений между дошкольниками средством физического воспитания"

консультация для педагогов, как воспитать гуманные взаимоотношения между дошкольниками средством физического воспитания...

Консультация для воспитателей "Организация гуманных взаимоотношений между детьми"

В своем детском коллективе дети должны «пройти» все виды взаимоотношений между людьми, в том числе и ссоры, конфликты, их разрешение. Все эти моменты взаимодействия со сверстниками формиру...

Консультация для педагогов на тему: «Рекомендации, направленные на организацию гуманных взаимоотношений между детьми"

laquo;Рекомендации, направленные на организацию гуманных взаимоотношений между детьми"...

Организация гуманных взаимоотношений между детьми: советы и рекомендации

Методы применяемые в воспитательной работе по развитию гуманности:Наблюдения ребенка за игрой и поведением сверстников;Проведение подвижных, хороводных, речевых игр с социальными задачами и соде...

Консультация для родителей "Формирование дружеских взаимоотношений между детьми"

Детское общество - одно из необходимых условий всестороннего развития ребенка. Коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность - легче формируются в результате взаимодействия с другими детьми....