Консультация для воспитателей "Организация гуманных взаимоотношений между детьми"
консультация на тему

Одинцова Елена Александровна

В своем детском коллективе дети должны «пройти» все виды взаимоотношений между людьми, в том числе и ссоры, конфликты, их разрешение. Все эти моменты взаимодействия со сверстниками формируют у ребенка модель поведения в обществе, систему ценностей, умение понимать других, сопереживать другому человеку, в то же не бояться иметь свое собственное мнение, пусть даже отличное от мнения большинства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для воспитателей19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Самое главное - воспитать те нравственные силы ребенка, без которых он не может не делать добра, т.е. учить сопереживать.
В.А. Сухомлинский

Дети с самого раннего возраста начинают проявлять интерес к своим сверстникам, уже в возрасте 2-3      лет дети способны устанавливать какие-то взаимоотношения друг с другом. 
Взаимоотношения между детьми в младшем дошкольном возрасте уже носят избирательный характер, т.е. ребенок играет, дает игрушки, разговаривает с определенными детьми, хотя объяснить, чем вызвана симпатия еще конечно не может. «Друг» в таком возрасте меняется очень часто. 
Начиная с возраста 4-5 лет, у детей начинают формироваться дружеские отношения. Обычно это проявляется в процессе игры, ведь именно игра является основной деятельностью ребенка. Посредством игры ребенок познает правила поведения, учится общаться и договариваться с другими детьми.
Ближе к 
старшему дошкольному возрасту ребенок уже вполне может обосновать выбор своего друга или, наоборот, объяснить свою неприязнь к кому-либо, дать характеристику: «Ваня добрый, нежадный», «Таня вредная, дразнится» и т.д. Себя же ребенок дошкольного возраста, как правило, оценивает очень положительно и желает оставаться таким. Это желание как раз и надо поощрять в ребенке, заостряя его внимание на положительных качествах 
Чтобы каждый ребенок комфортно себя чувствовал в коллективе, очень важно, чтобы в нем царила дружеская, позитивная атмосфера. Конечно, в первую очередь это зависит от воспитателя. Не всегда на деле это удается. В каждой группе есть несколько детей, наиболее активных. Именно на них, как правило, и ориентируются воспитатели. Таких детей выделяют среди других. Это приводит к тому, что у «заводил» формируется желание во что бы то ни стало быть впереди, покровительственное отношение к другим, менее активным детям, завышенная самооценка. Другие же дети либо стараются любой ценой добиться «дружбы» лидеров, либо замыкаются (так называемые «тихони»). Таким образом, в некоторых детских коллективах у детей могут даже развиваться такие негативные качества как эгоизм, агрессивность, высокомерие и др. По поведению воспитанника в группе можно сказать, какими основными личностными качествами он обладает. В более старшем возрасте  дети уже точно знают, что хорошо, а что плохо и как надо себя вести в той или иной ситуации. Но в  коллективе часто реальные поступки детей расходятся с «теорией». Педагоги, психологи должны своевременно обращать на это внимание. Взрослые должны задавать образец поведения, при котором вырабатывается уважительное и доброе отношение к другим, и при этом ценностное отношение к себе.
В своем детском коллективе дети должны «пройти» все виды взаимоотношений между людьми, в том числе и ссоры, конфликты, их разрешение. Все эти моменты взаимодействия со сверстниками формируют у ребенка модель поведения в обществе, систему ценностей, умение понимать других, сопереживать другому человеку, в то же не бояться иметь свое собственное мнение, пусть даже отличное от мнения большинства.
Для того,  чтобы у ребенка складывались нормальные дружеские отношения в коллективе,  очень важно всегда «держать руку на пульсе». Необходимо постоянно разговаривать с ребенком, знать, что его волнует и тревожит, есть ли у него друзья. Наблюдать за игрой несовершеннолетних с другими детьми,  участвовать и организовывать детские игры,  задавать  тон взаимоотношениям между детьми. Всячески поощрять дружбу между детьми.

Воспитывать гуманные чувства у несовершеннолетних. Формировать представления о правдивости, о справедливости, о смелости, о скромности.
Формировать у воспитанников  быть отзывчивыми к сверстникам, проявлять внимание к их переживаниям, оказывать помощь, радоваться успехам своим и товарищей, сопереживать в случаях неудачи. Развивать дружеские взаимоотношения.
Приучать детей выражать свое отношение к поступкам сверстников, правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей.
1. Если ребенок забывает речевые этикетные формулы (прощания, приветствия, благодарности), то ему можно подсказать в стихотворной форме: «Лена, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба, от слова теплого... (спасибо)», «Миша, ты что-то забыл сказать, а во Франции и Дании на прощание говорят... (до свидания)», «Но давно уже от... (имя ребенка) я не слышу слова... (здравствуйте), а слово-то какое, очень дорогое». 
2. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям следующие упражнения.

  1.  «Улыбка» — дети сидят в кругу. Они берутся за руки и глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.
  2. «Комплимент» — дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. («Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье...»). Принимающий кивает головой и говорит:«Спасибо, мне очень приятно!» Вместо похвалы можно просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное» слово.

3. Для поддержания желания и совершенствования умения выражать свое настроение:

  1. предложите детям завести «Дневник настроения». В нем ребенок сможет изобразить явления природы, предметы, которые будут характеризовать его настроение. В конце недели можно поиграть с детьми в игру «Волшебные мешочки». В один из них предложить детям сложить плохое настроение, в другой — хорошее, до этого необходимо посмотреть в дневник и посчитать, сколько раз ребенок был в хорошем (радостном, веселом) и плохом (грустном, печальном) настроении.
  2. предложите детям игры и упражнения «Передай настроение», «Малыш и Карлсон», «Собачка ждет ласки», «Подыши как…»
  3.  «Лица» — дети рисуют на листе бумаги лица с различными выражениями настроения: веселое, хмурое...;
  4. «Мимическая гимнастика» — дети хмурятся, как осенняя туча, как рассерженный человек; улыбаются, как солнце, как хитрая лиса; пугаются, как заяц, увидевший волка; злятся, как ребенок, у которого отняли мороженое;
  5. «Маски» — один ребенок изображает настроение при помощи мимики, а остальные дети определяют, удалось ли изобразить маску;

«Глаза в глаза» — дети разбиваются на пары и, глядя друг другу в глаза, молча передают разные эмоции. 
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему  воспитание  эстетических чувств, на наш взгляд, является одним из необходимых условий  экологического   воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Неверно было бы думать, что одно лишь постоянное общение с природой (экскурсии в лес, на реку, прогулки, рассматривание живописных полотен, иллюстраций и т. д.) способно пробудить и развивать эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, а именно: проводить тематические прогулки, например, «Ещё прозрачные леса как будто пухом зеленеют», «Как молоком облитые, стоят сады вишнёвые»; учить соблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни «Что в уголке природы тебе нравится больше всего? Правда, этот цветок необыкновенно красив?»; осознать, что красота никак не определяется утилитарным подходом, (многие дети считают: то, что красиво, то хорошо, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, необходимо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства  дошкольников  ещё недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный («это нравится, а это нет») и субъективный (например, заяц нравится, потому что он пушистый и подвижный, ёж не нравится – колючий) характер. 
Мы уже упоминали о прогулках и экскурсиях, во время которых дети учатся видеть красоту окружающего мира. Но их несомненная ценность состоит в том, что в процессе их дети приобретают навыки культурного поведения в природной среде, знакомятся с наиболее типичными для данной местности растениями и животными, со средой их обитания как естественной (луг, лес, водоём), так и созданной человеком (огород, сад, парк, сквер), учатся беречь и ценить её, понимают, что необходимо для растений и животных, за которыми они ухаживают в уголке природы и на участке.

                             

                       Консультация для воспитателей

 

    «ОРГАНИЗАЦИЯ ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ»

                 

                                                                 Подготовила воспитатель Одинцова Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ

Рекомендации воспитателям по формированию у дошкольников культуры отношений, коммуникативных умений,...

Рекомендации для воспитателей, направленные на организацию гуманных взаимоотношений между детьми.

1. Если ребенок забывает речевые этикетные формулы (проща ния, приветствия, благодарности), то ему можно подсказать в стихотворной форме: «Лена, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба, от слова теп...

Консультации для воспитателей «Воспитание гуманных взаимоотношений между детьми»

Закладывать основу гуманных взаимоотношений между дошкольниками можно и нужно в этом возрасте. Именно в дошкольном периоде находятся истоки формирования личности человека, начинают складываться у ребе...

Консультация для педагогов на тему: «Рекомендации, направленные на организацию гуманных взаимоотношений между детьми"

laquo;Рекомендации, направленные на организацию гуманных взаимоотношений между детьми"...

Организация гуманных взаимоотношений между детьми: советы и рекомендации

Методы применяемые в воспитательной работе по развитию гуманности:Наблюдения ребенка за игрой и поведением сверстников;Проведение подвижных, хороводных, речевых игр с социальными задачами и соде...

Консультация для воспитателей «Формирование взаимоотношений между детьми 3-4 лет»

Консультация для воспитателей «Формирование взаимоотношений между детьми 3-4 лет»...

Консультация для воспитателей:"Формирование взаимоотношений между детьми"

Моральное развитие детей четвёртого года жизни во многом зависит от тех взаимоотношений,которые складываются между ними в группе.В этом возрасте обогощается общение детей между собой,развиваются ...