Роль игры в эстетическом воспитании младших дошкольников.
статья

Осташова Ирина Николаевна
Осташова Ирина Николаевна, воспитатель
ГБДОУ детский сад №48 Калининского района
Санкт – Петербурга

 

 ИГРА
Роль игры в эстетическом воспитании младших дошкольников.

         Мир, окружающий ребёнка очень богат. Как научить его видеть, чувствовать и любить прекрасное в этом мире? Немало места уделяется изобразительной деятельности, художественному чтению и музыкальной деятельности. Но важным для ребёнка была и останется игра. В ней, более чем в какой-либо другой деятельности, у ребенка развивается активность, самостоятельность, инициатива, развивается логика и мышление. Нормально развивающийся ребенок много и с увлечением играет. 

 

Говоря об эстетическом развитии детей, мы чаще всего имеем в виду развитие их чувств, направленных на восприятие и оценку материального и предметного мира, забывая при этом об эстетике человеческих отношений-поступков и поведения. А ведь в игре легче всего складываются и развиваются их личные качества, их чувства и отношения, выражающиеся в поступках и поведении.  Дети уточняют знания об окружающем, приобретают организаторские умения, преодолевают робость, учатся готовить необходимое для игры, у них развивается правильная речь, яркое воображение.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Осташова Ирина Николаевна, воспитатель

ГБДОУ детский сад №48 Калининского района

Санкт – Петербурга

Роль игры в эстетическом воспитании младших дошкольников.

          Еще К.Д. Ушинский отмечал, что игры детей, живущих в различных условиях, разнообразны: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет, гладит; у другой принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей бьет людей, заводит копилку, считает деньги».

          Игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. Игра - естественная, важнейшая его деятельность, удовлетворяющая стремление к движению, действию, к переосмысливанию впечатлений окружающей жизни. дети многому учатся в игре.

            Мир, окружающий ребёнка очень богат. Как научить его видеть, чувствовать и любить прекрасное в этом мире? Немало места уделяется изобразительной деятельности, художественному чтению и музыкальной деятельности. Но важным для ребёнка была и останется игра. В ней, более чем в какой-либо другой деятельности, у ребенка развивается активность, самостоятельность, инициатива, развивается логика и мышление. Нормально развивающийся ребенок много и с увлечением играет. 

       У играющего ребенка - подлинные чувства. В игре жизнь детей протекает особенно интересно и в ней проявляются все их способности, интересы и склонности ребенок развивается психологически, физиологически, умственно, а так же эстетически. Игра является такой формой организации жизни детей, при которой складываются определённые взаимоотношения между ними, формируются их чувства, в том числе и чувство прекрасного. Здесь они приобретают и жизненный опыт, Разнообразие игр, богатство их содержания способствует проявлению этих чувств и отношений, развитию всех способностей и эстетических склонностей детей.

        Говоря об эстетическом развитии детей, мы чаще всего имеем в виду развитие их чувств, направленных на восприятие и оценку материального и предметного мира, забывая при этом об эстетике человеческих отношений-поступков и поведения. А ведь в игре легче всего складываются и развиваются их личные качества, их чувства и отношения, выражающиеся в поступках и поведении.  Дети уточняют знания об окружающем, приобретают организаторские умения, преодолевают робость, учатся готовить необходимое для игры, у них развивается правильная речь, яркое воображение.

         Игра- это своего рода школа, в которой ребёнок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношение к окружающей действительности,  а разнообразные переживания накладывают отпечаток на характер ребёнка, на содержание его чувств. Развивая у детей представление о прекрасном в жизни, взрослым необходимо обратить внимание на то, чтобы поступки и отношения, отражённые в детских играх, также были прекрасны. Дети придумывают иногда и нежелательные игры, которые отражают отрицательные стороны жизни, развивающие дурные чувства. От таких игр необходимо отвлекать детей, разъяснить им, что это плохо, внушать неприязнь к дурному. Нельзя говорить об эстетическом воспитании, отрывая его от нравственного. Поведение человека, его поступки мы считаем прекрасными если они нравственны.

        Важным источником, насыщающий игры детей является приобщение к наследию мировой культуры, культуры нашей страны, героическим подвигам, культуре поведения.

           Игра является формой упражнения, в которой дети усваивают правила и нормы отношений между людьми. В играх у детей воспитываются навыки культурной речи, умение быть сдержанными и спокойными.  Мало ребёнка научить здороваться, прощаться или благодарить за услугу- нужно научить это делать красиво. Ценным приёмом, помогающим детям разобраться в поступках товарищей и своих собственных, является оценка взрослых этих поступков с эстетической стороны. Обратив внимание детей на красоту поступков, обсудив с ними, чем именно был хорош тот или иной поступок, высказав своё отношение к нему, оценив его по достоинству, мы помогаем детям разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо, учим их замечать красоту человеческих отношений, вызываем стремление подражать хорошему. Если воспитатель постоянно направляет внимание детей на эстетическую сторону поступков и поведения, она вскоре становится доступной и самим детям.

          Воспитание у детей привычки к эстетической форме поведения является основным, главным в использовании игры как средства эстетического воспитания. И самое главное- игры вносят в жизнь детей много радости, оживления, хорошей дружбы, возникающей на почве общих игровых интересов, на почве совместных эстетических переживаний.

Таким образом, в процессе разнообразных игр решаются задачи эстетического воспитания детей, развивается любовь и стремление к прекрасному, умение его видеть и находить в окружающей жизни. У детей формируются художественные способности и творчество, возникает стремление к художественной деятельности, воспитывается вкус.

Пережитые в общей игре радость, восхищение, удовлетворение сближают детей, зарождая новые отношения. Отношения, возникшие в игре, делают жизнь детей радостней, интересней, богаче. У детей развивается дружба, взаимопомощь, доброжелательность.

Это всё будет возможным если дети в детском саду много играют и их игры разнообразны, то есть если игры являются основным видом деятельности детей, формой организации детской жизни, детского коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников.

Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников. В помощь воспитателю....

Роль игры в эстетическом воспитании дошкольников.

Роль игры в эстетическом воспитании дошкольников.Эстетический  вкус проявляется в том, что человек  получает удовольствие, духовное наслаждение  от встречи с ис...

"Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников"

В этой статье рассказывается - какова роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания, также даны рекомендации по проведению занятий в младшей группе....

Роль творческой игры в эстетическом воспитани старшего дошкольника.

Роль творческой игры в эстетическом воспитании старшего дошкольника....