"Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников"
статья (младшая группа)

Павлова Елена Викторовна

В этой статье рассказывается - какова роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания, также даны рекомендации по проведению занятий в младшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников».

Сегодня современные педагоги большое внимание уделяют вопросам эффективного использования изобразительного искусства как средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Детское изобразительное творчество является формой развития художественной культуры и способствует социализации личности в определенной среде, поэтому так важна деятельность в сфере искусства. Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Необходимым условием умения изображать является зрительное восприятие окружающего мира. Изобразительная деятельность ребенка дошкольного возраста – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и сенсорному развитию. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.

Эстетическое развитие-процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.

Слово «эстетика» в переводе с древнегреческого означает «чувственное восприятие» и представляет собой учение о внешней форме и внутреннем содержании прекрасного в природе, общественной жизни, внутреннем мире человека.

Эстетическое развитие, начатое в раннем возрасте, способно помочь ребенку раскрыть себя наиболее полно, создать условия для динамики творческого роста, познать красоту во всех ее красках. Эстетическое воспитание детей направлено в первую очередь на формирование в ребёнке готовности к творчеству. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазию, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Если создать условия для ее появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.

Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, являются важным средством всестороннего развития личности дошкольников. Обучение рисованию в дошкольном возрасте способствует умственному, эстетическому и физическому развитию, нравственному воспитанию ребенка. Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни.

Полноценное развитие ребенка средствами изобразительного искусства будет эффективно, если:

  • -- будут регулярно проводиться занятия по изобразительной деятельности;
  • -- на занятиях ребенок будет получать как практические, так и теоретические знания по изобразительному искусству;
  • -- занятия будут включать задания по развитию мышления, воображения, памяти, речи ребенка, мелкой моторики руки, глазомера, умения видеть и изображать цвет, пространство, передавать свои эмоции в картине и так далее;
  • -- воспитателем будут использоваться разнообразные формы и методы проведения занятий;
  • -- воспитатель будет поддерживать интерес ребенка к изобразительной деятельности.

В процессе рисования формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности и соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО.

Ребенок учится быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести её до конца.

В процессе изобразительной деятельности воспитывается у дошкольников чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. В конце занятия проводится коллективный анализ детских работ, который способствует формированию объективных оценок своих рисунков и рисунков товарищей. В некоторых случаях работа дошкольников организуется как коллективное выполнение задания, в процессе которого у них воспитывается умение дружно, согласованно работать.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника.

Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение.

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. 

Рисование оказывает влияние на развитие чувства цвета, учит видеть красоту сочетания разных цветов и оттенков.

Заботясь о развитии у ребят художественных способностей, педагог должен знать моменты, являющиеся первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию. Одним из таких факторов нередко служит глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии предмета или явления - яркой картинки, книжки, игрушки, пейзажа. Эмоциональное переживание вызовет у ребенка потребность рассказать окружающим о том или ином явлении и показать это изобразительными средствами.

Все виды занятий по изобразительной деятельности при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка. Они способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Большое значение для рисования имеет зрение.

Для того чтобы нарисовать, недостаточно только увидеть и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое ребенок может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата. Занятия рисованием, способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.

Таким образом, занятия изобразительной деятельностью - это важное средство развития личности дошкольника.

Детей следует познакомить с основными приемами работы с различными материалами, дать им возможность рисовать не только карандашами, фломастерами, мелками и кистью, но и пальцами, кусочками губки, щеточками, «печатками» на бумаге разных размеров и цветов, на ткани, дощечках и других материалах. Листы бумаги, ватмана большого размера можно расположить не только на столе, но и на полу, чтобы была свобода действий для рисующих рядом. Один малыш выберет карандаш, другой захочет мелок, третий -- сделает отпечатки губкой, пропитанной краской. В такой ситуации создаются благоприятные условия для налаживания совместности, подражания действиям друг друга, освоения новых материалов для изобразительной деятельности.

По завершении коллективного рисунка воспитатель попросит малышей сказать, что они нарисовали, помочь им увидеть в пятнах и мазках знакомые образы (солнышко, цветок, дождик и т.п.), может дорисовать некоторые детали к рисункам, чтобы получился новый образ. Например, соединит линиями цветные пятна, добавит несколько пятен, чтобы получилась мышка, домик, человечек и т.п., предложит малышам самим дорисовать к его собственному рисунку какие-либо детали, подумать, что получилось.

Хорошим приемом для стимуляции детского воображения является «кляксография». Картинки-кляксы получаются, если брызнув на бумагу краску, сложить лист пополам кляксой внутрь. Детям можно предложить угадать, что получилось, или дорисовать картинку, дав полную свободу фантазии.

Для организации индивидуальной и совместной изобразительной деятельности детей воспитатель может использовать заготовки: вырезать фигурку тигра, кошки, жирафа, предложить рисовать на ней полоски и пятна; изобразить на ватмане большую змею, которую дети разрисуют так, как им захочется. Хорошим приемом является накладывание (примакивание) на бумагу губки, пропитанной краской или специальной печатки. Педагог предварительно вырезает из нее различные формы и фигурки, которые затем дети макают в блюдечки с красками и делают отпечатки. Они могут украсить нарисованную елку разноцветными шарами, яблоню - яблоками или птичками. Печатками могут служить катушки, кусочки овощей, любые подходящие предметы.

Педагог откликается на просьбы детей нарисовать картинку по их замыслу. Малыши внимательно наблюдают, как он рисует киску, куклу, машинку, домик и пытаются подражать, а воспитатель поддерживает инициативу ребенка в создании самостоятельных рисунков по замыслу. Следует поощрять любые попытки творчества малыша, хвалить его, относиться с уважением к тому, что у него получилось. Нельзя отбирать рисунки без разрешения малыша, лучше попросить его нарисовать специально для выставки, в подарок педагогу, родителям, другому ребенку. Желательно, чтобы все детские работы (а не только самые лучшие) экспонировались, предварительно договорившись с автором: «Ты хочешь, чтобы твой рисунок был на выставке?»

Необходимо привлекать внимание детей и родителей к продуктам детского творчества: «Посмотрите, как наши дети рисуют. Вот Егор нарисовал красивую рыбку, а Катя -- замечательный цветок...» и т.п. Такое отношение взрослых способствует развитию у детей положительного самоощущения, стимулирует их творческие проявления, порождает чувство гордости за достигнутое.

Постепенно дети начинают испытывать не только удовольствие от самого процесса рисования, но и все больше интересуются полученным в итоге работы результатом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников.

Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников. В помощь воспитателю....

Роль игры в эстетическом воспитании младших дошкольников.

Осташова Ирина Николаевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №48 Калининского района Санкт – Петербурга   ИГРАРоль игры в эстетическом воспитании младших дошкольников.    ...

Статья для родителей по теме: "Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания старших дошкольников"

Статья для родителей по теме: "Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания старших дошкольников"...

Роль игры в эстетическом воспитании младших дошкольников

Обучение и воспитание школьников младшего возраста посредством игры заслуживает особого внимания и отдельного разговора...

Роль занятий по изобразительной деятельности в системе эстетического воспитания младших дошкольников.

Влияние искусства на становление личности ребенка, пробуждения у него творческих начал трудно переоценить. Без целенаправленного эстетического воспитания, которое окутывает ребенка с ранних лет м...