Сборник сюжетно дидактических игр направленных на развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал (младшая группа)

Кривко Наталья Валентиновна

В данном сборнике представлены игры используемые воспитателем для работы с детьми младшего дошкольного возраста, при формировании навыков самообслуживания .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_syuzhetno.docx321.48 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник сюжетно  дидактических игр  направленных на развитие  навыков самообслуживания у  детей младшего

дошкольного возраста.

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/06/vospitatel-s-detmi.jpg

Составитель: Кривко Наталья Валентиновна

Научный руководитель: Белоусько Наталья Викторовна преподаватель профессионального цикла ГБПОУ РО «ЗернПК»

Сборник предназначен для студентов специальности 44.02.01 «Дошкольное образование», воспитателей детских садов и родителей.

 Предлагаемый  сборник содержит игры направленные на развитие навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста.

Содержание:

Пояснительная записка…………………………………………………2                            

Сборник игр……………………………………………3                                

Литература ……………………………………………9    

       Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

       К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

       С первых дней жизни ребенка при формировании культурно–гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир взрослых.

      На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек.

     Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.

     Особое внимание следует уделять формированию нового навыка, привычки, связанных с изменением обстановки, вида деятельности, с появлением новых обязанностей. Для успешной работы в этот период очень важно вызвать у детей положительные эмоции. В дальнейшем нужно приучать дошкольников выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, что требует преодоления определенных трудностей.

        В период детства складывается такое личностное новообразование, как сознание своего «Я». Это выражается в том, что малыш начинает называть себя в первом лице: «Я сам». За этим стоит осознание собственной активности, отделение результата своих действий от самих действий.

      Детская  инициатива и стремление проявить самостоятельность, также могут быть использованы для формирования культурно-гигиенических навыков, однако ребенку требуется четкая инструкция со стороны взрослого.

      Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте".

       Одним из методов  формирования у детей дошкольного возраста культурно – гигиенических навыков: являются дидактические игры; потешки, стихотворения, пословицы, поговорки (использование художественного слова создает у детей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению культурно- гигиенических навыков); игровые приемы.

        В данном сборнике представлены  игры используемые воспитателем и вызывающие у малышей положительные эмоции, обеспечивают более высокую восприимчивость ребенком нравственных правил поведения. Педагог ненавязчиво вырабатывает интеллектуально-эмоциональное отношение детей к конкретным правилам общественного поведения, закрепляет их в опыте, побуждает малышей к доброжелательным действиям.

  Родители так же могут использовать данные игры и приемы, тем самым  закрепляя навык самообслуживания.

Игра « Угостим куклу  Дашу чаем»

Цель:  Закрепить знания детей о столовой посуде. Учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).

Оборудование: кукла, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).

Предлагает напоить куклу Дашу чаем, для этого отобрать необходимую посуду. Поочередно названный  воспитателем ребенок  выбирает нужную посуду,   и красиво расставляет на столе.

Если действие выполнено правильно, дети хлопают в ладоши, неправильно  грозят пальчиками.

В конце игры воспитатель просит детей пожелать Даше хорошего аппетита, а одному из детей после обеда куклы убрать все со стола.

Произносит потешку:

Блюдца, чашки мы расставим,

Будем мы гостей встречать,

Куклу чаем угощать!

Игра « Кукла Даша хочет спать»

Цель: Познакомить с новой игровой цепочкой действий (положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу, накрыть ее одеялом); научить ласково обращаться с куклой. Способствовать  формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.

Оборудование: Кукла, кукольная кроватка с постельными принадлежностями, пижама для куклы, зубная щетка, полотенце, иллюстрации к  потешкам  используемым на занятии, парные картинки «День — ночь»

Предлагает уложить куклу спать в  кровать.  Обсуждают предметы постельного белья. Спрашивает что нужно делать перед тем как лечь спать?

Предлагает помочь кукле почистить зубы, умыться, раздеться и надеть пижаму. Поют вместе колыбельную для куклы.

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Прийдет серенький волчок
И ухватит за бочок.
И потащит во лесок
Под осиновый кусток.
Ты к нам, волчек, не ходи,
Нашу Дашу не буди.

Игра» Правила гигиены»

Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

Читают потешку:

Что такое чистым быть?

Руки чаще с мылом мыть,

Грязь убрать из -под ногтей,

Да подстричь их поскорей.

Умываться по утрам

И еще  по вечерам.

Чисто вымою я уши-

Будут уши лучше слушать.

Отчего блестят глаза?

С мылом умывался я!

Мне еще нужна сноровка,

Чтобы зубы чистить ловко.

Дружат волосы с расческой,

Хороша моя прическа!

Ай, лады, ай. лады,

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Всем мы улыбаемся!

Игра « Кукла Даша простудилась»

Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться

Оборудование::  Кукла, носовой платок.

 Воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?

И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:

- Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.

Читают потешку:

Носовой платок в кармашке,

Будем нос им вытирать.

Чтобы носик, наш курносик,

 Снова чистым был опять.

Игра « Научим куклу Дашу мыть руки»

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

Оборудование: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.

Играют 2 человека.  Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогут» вымыть кукле руки. А затем моют ей руки.  

Проговаривают вместе с детьми потешку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Надо ручки отмывать:

Моем нашей крошке,

Пальчики, ладошки,

Вытрем их пушистым,

Полотенцем чистым.

Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет  кукле руки.

Игра» Сделаем кукле  Даше прическу»

Цель: Закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать понятие «опрятный внешний вид»

Оборудование: кукла, расчёска, заколка.

 Воспитатель предлагает детям причесать куклу, сделать ей прическу.

Проговаривают потешку:

« Чешу, чешу, волосоньки,

Расчесываю косоньки,

Что мы делаем расческой

Даше делаем прическу!

Игра « Научим куклу Дашу одеваться»

Цель: Развивать умения переносить знакомые действия с куклой в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью; выполнять в игре два-три последовательных действия.

Оборудование: Кукла, два-три комплекта верхней одежды для кукол (шапка, колготки, обувь, пальто, шарфик).

 В игре участвуют два человека. Предлагает одеть Дашу на прогулку. Обращает внимание детей на одежду для куклы. Предлагает одеть куклу в той последовательности в которой одеваются сами, побуждает комментировать свои действия.

 Читает потешки:

Мы на пухлые ручонки

Надеваем рубашонку.

Повторяй за мной слова:

Рука- раз, ручка- два!

На мою малышку

Наденем мы штанишки.

Повторяй за мной слова:

Ножка- раз, ножка – два!

Застегнем застежки,

На твоей одежке:

Пуговки и кнопочки,

разные заклёпочки.

Обуваем ножки,

Бегать по дорожке.

Повторяй за мной слова:

Ножка- раз, ножка- два!

Хоть устали одеваться,

Но не будем возмущаться!

Что осталось-  голова?

Вот и шапочка- раз, два!

Игра « Почистим зубки»

Цель: Учить ребенка чистить зубы.

Оборудование: Две зубные щетки, стакан с водой , зеркало.

Воспитатель предлагает ребенка посмотреть в зеркало, улыбнуться, обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, их надо чистить.  Предлагает почистить зубы: достает две щетки, одну дает ребенку, а другой показывает как, в каком направлении проводить по зубам щеткой, при этом произносит потешку:

Чистим зубы дважды в сутки,

Чистим долго: три минутки,

Щеткой чистой, не лохматой,

Пастой вкусной, ароматной.

Чистим щеткой вверх-  и вниз,

Ну микробы, берегись!

Игра « Фонтанчики»

Цель: Учить ребенка полоскать рот.

Оборудование: Стакан с водой.

 Воспитатель подводит  ребенка к зеркалу, предлагает пускать фонтанчики: Объясняет, что нужно набрать в рот воды, прополоскать рот и выпустить «фонтанчик»  из воды в раковину. Читает потешку:

Наберем водичку в рот, пусть фонтанчик оживет!

В конце игры хвалит ребенка!

Игра « Любим мы порядок»

Цель: Воспитывать интерес к самостоятельным действиям: учить подметать пол.

Оборудование: Веник, совок, мешок для мусора.

Воспитатель говорит, что скоро придет в гости к ребятам кукла Даша, а в группе не убрано. Предлагает подмести пол. Показывает как пользоваться веником и совком.  Читает потешку:

Ну, теперь за дело дружно,

Подметать полы нам нужно.

Мусор соберем в мешок,

И гулять пойдем дружок!

Дает возможность детям действовать самостоятельно. После уборки обыгрывается ситуация « Приход куклы»: Даша обращает внимание на порядок в группе, спрашивает кто подметал пол.

Список литературы:

1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в д/с: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение,1985.

2.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: 1991.

3.Буре Р.С., Островская А.Ф. Воспиталель и дети. – М.: Просвещение, 2006.

4.Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007.

5.Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: Сфера, 2007.

6.Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. – М.: 2005/.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник игр по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Данный сборник адресован воспитателям младшей возрастной группы и методистам дошкольных образовательных учреждений.     В работе предложено планирование игровой деятельности по нра...

Сборник дидактических игр «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Данная методическая разработка поможет педагогам подобрать дидактические иры для детей младшего дошкольного возраста...

"Разноцветный мир" Сборник дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

Сборник дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста будет полезен воспитателям ДОУ....

Методический сборник «Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста». Из опыта работы

Оглавление1.Предисловие - 32.Введение -3.Пояснительная записка к сборнику «Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста». - 54.Рекомендация для воспитателей...