Формирование основ экологической культуры удетей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру по теме

Жемчужнова Ирина Владимировна

контрольная работа для повышения квалификации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           Волгоградская  государственная  академия

                 повышений квалификаций работников образований

                          кафедра дошкольного образования

                                      контрольная работа

 

  Формирование основ экологической культуры у детей                                                                               

                     младшего  дошкольного возраста

                                                                     

                                                                                  Выполнил

                                                                                 слушатель курсов

                                                                                  80-в/5

                                                                                 воспитатель

                                                                                 МДОУ №2

                                                                                               г. Палласовка

                                                                                 Жемчужнова  Ирина

                                                                                 Владимировна

                                       Волгоград 2011

1. Введение .                                               « Есть такое твердое правило:

                                                                    Встал поутру, умылся,

                                                                    Приведи себя в порядок

                                                                    И сразу же приведи в порядок        

                                                                                Свою Планету».

                                                                   

                                                                        Антуан де Сент – Экзюпери

 

            Мир сделал шаг в новый век. Каким он будет, во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложили в сознание детей – созидателей новой жизни. Экологические проблемы – это не только результат загрязнения окружающей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия растущего дефицита экологического сознания. Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который осуществляется на протяжении  всей жизни человека.

          Экологическое воспитание –это новое направление  дошкольной педагогики. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у дошкольников можно сформировать начала экологической культуры – осознанно – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение.

           Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная  экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания – все это вызывает необходимость способствовать экологическому воспитанию дошкольников.

          Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны,  поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех Дом, безнравственны.

          Важно, чтобы базисной основой культуры растущего человека было накопление ребенком гуманных знаний о человеке, обществе и природе как важнейшей составляющей окружающего мира.        

         Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.

         Каждому человеку необходимо знать о своем доме, а наш большой дом – Земля и жить на ней нужно так, чтобы никому не было плохо от твоего общения с окружающей природой. Необходимо воспитывать природой. Необходимо воспитывать интерес к природе, будь то комнатное растение, экзотическое животное или местный водоем.

         У детей необходимо формировать знания о единстве живого организма со средой обитания, о морфо – функциональной (из чего состоит, как действует) целостности живых организмов, всех жителей планеты.

         Дать понять, что нет абсолютно вредного в природе и абсолютного полезного живого, все должно существовать в тесной зависимости.

     

 

 2. Теоретические основы.

        В настоящее время понятие «Экология» (как объясняет словарь, это раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных и растений с окружающей средой ) из сугубо научного превратилось в общественное, наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего прежде всего от разнообразной деятельности людей.

       Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, ибо уже сейчас, в полной мере ясно, что планируемое им «производство» губительных эффектов на выходе биосферного сверх организма. Причем в таком масштабе, что это грозит полным уничтожением всего живого на Земле, включая и самого человека.

       Еще лет пятнадцать назад под экологическими  проблемами больше понимали проблему какого-то географического объекта. Говорили о том, что гибнут леса, реки, озера и упускали из поля зрения человека, хотя и твердили как молитву: «Все для благо человека, все во имя человекаСейчас же мы все больше осознаем, главная жертва технократического террора – человек.

       Народы планеты Земля со своей очевидностью начинают осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать ее природные ресурсы нельзя.

      Еще в прошлом веке Ф. Энгельс пытался предостеречь: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую победу она нам мстит

       Как особое направление науки  экология возникла  в XIX  столетии. В то время она была лишь частью зоологии и рассматривала взаимоотношения животных, сообществ между собой и с окружающей средой. Само слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она  определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка “экология” — это наука о доме, жилище (“ойкос” — дом, “логос” — наука). Сейчас это направление называется биологической или классической экологией. Конечно, экология – наука непростая. Но чтобы ее понять и осмысленно работать в области экологического образования, достаточно помнить о четырех   законах, сформулированных в  популярной форме американским ученым Барри Коммонером:

  -все связано со всем;

  -все куда-нибудь девается;

  -все что-нибудь да стоит (ничто не дается даром);

  -природа знает лучше.

       Эти законы во многом определяют нашу жизнь, хотя мы об этом часто и не подозреваем. Экологическая информация все чаще входит в нашу жизнь, но нам не всегда хватает знаний, чтобы правильно ее оценить. Иногда обычная информация о количестве различных выбросов в окружающую среду или предупреждение об усилении загрязнения атмосферы в безветренные дни вызывает панику и множество самых разных слухов, не относящихся к реальной ситуации. В то же время, мы живем рядом с источниками экологической опасности, не зная об их влиянии на наше здоровье, выращиваем овощи рядом с автотрассами, где велико загрязнение среды выбросами транспорта, купаемся и ловим рыбу в реках рядом с трубами сточных вод, обрабатываем свой огород большим количеством ядохимикатов, сами создаем свалки рядом со своими домами и делаем многое другое, чего делать ни в коем случае нельзя. Одновременно мы считаем, что повлиять на состояние окружающей среды может только правительство, но никак не мы сами, и что от нас ничего не зависит. Такая точка зрения во многом объясняется тем, что длительное время в большинстве образовательных учреждений не находилось места для экологии. Более того, воспитывалось именно потребительское отношение к природе, стремление ее завоевать и улучшить по своему усмотрению.

       Взрослым людям, воспитанным на таких позициях, сейчас очень трудно изменить свои взгляды на окружающую среду. Надежда — на подрастающее поколение, которое мы должны воспитывать по-новому. По мере развития общества экология все больше приобретала социальное значение и в нашем столетии вышла за рамки естественных наук. В середине ХХ века экология обрела широкую известность среди всех людей, независимо от их специальности. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали видны отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы, когда состояние среды обитания уже отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей.

         Нашу планету может спасти  лишь деятельность людей, деятельность, базирующая на основе глубокого понимания  законов природы, учета многочисленных взаимодействий в ее сообществах, осознавая того, что человек не властелин природы, а ее часть и выходец. Иными словами, экологическая проблема загрязнения окружающей среды и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему преобразования стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие, можно с уверенностью сказать, осуществимо. Но его основа, фундамент, исток, - развитый в каждом человеке достаточный уровень экологического сознания, экологической культуры. Только в этом случае обеспечивается правильное решение хозяйственных и иных вопросов, как в настоящем, так и в будущем.

     Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земля. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии – это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека. Многообразие болезней, постигшие людей в последнем столетии, - вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой

      Экологические проблемы и катастрофа человека непосредственно связаны с процессом образования населения – его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. В итоге: люди рубят сук, на котором сидят. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как « Указ Президента Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ « Об  охране окружающей природной среды», закон « Об образовании». Авторский коллектив под руководством 

Л.А.Вержбицкого и С.П. Львовой разработал концепцию « Организация и развитие непрерывного экологического образования».

      В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является  дошкольное учреждение.  Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: Своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны – работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое образование и экологическое воспитание дошкольников.

           Природа планеты – уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.

           Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно –правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатства материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

          В классической экологии центральными понятиями являются : взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания : функционирование экосистемы – сообщества живых организмов, проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка – дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней.

          Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей – социальной экологии, экологии человека – не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Использование человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу.

          Экологическое воспитание – навая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями.

          Целью экологического воспитания дошкольников является формирование экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – природе, «рукотворном мире», окружающих людей и себе самом – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

          Таким образом, рассуждая об экологической проблеме, о значении экологического сознания и культуры на данном этапе развития общества и его взаимодействия с природой имеет непосредственное отношение к практике дошкольного воспитания.

         Воспитание экологической культуры долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем  ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенное готовность его созидать, восприятие красоты природы, понимание сома  ценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира – вот составляющая экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка.

       Экологические связи не всегда видимы. Детям трудно осознавать многие  из них, а еще труднее на их основе прогнозировать свое собственное поведение в природной среде. Ведь дошкольный возраст является периодом чувствительного восприятия природы. Очень важно не пропустить этот благоприятный момент для создания условий по формированию экологического мировоззрения дошкольника. В период  дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у младших дошкольников можно сформировать начала экологической культуры – осознанно – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение.

         Психологи утверждают, что в дошкольном возрасте очень легко образуются стереотипы, которые с трудом поддаются перестройке. Поэтому очень важно в этот период заложить четкие и правильные представления об окружающей природе и главное – о взаимодействии живого и неживого в ней.

         Великий писатель К.Д. Ушинский говорил: «Если хотите научить ребенка мыслить и чувствовать, введите его в природу».А В. Орлов писал: « Нас в любое время года учит мудрая природа. Птицы учат пению, пчелы в поле и в саду обучают нас труду. Учит снег нас чистоте. Учит солнце доброте. У природы круглый год обучаться нужно, весь лесной народ учит крепкой дружбе».

        Экологическое воспитание строится на усвоение детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния, деятельности человека на природу. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать, облагораживать природную среду.

       Замечательный педагог В.А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. Е.И. Водовозова писала, что «…ребенок сначала замечает в природе самое яркое, бросающееся в глаза. Затем взрослый указывает на другие качества, менее заметные, и ребенок, внимательнее всматриваясь в предмет, самостоятельно открывает в нем определенные признаки. Взрослый должен не сразу указывать на многие признаки, а побуждать ребенка постепенно открывать их. При этом подходе у ребенка появляется интерес к природе, формируется наблюдательность и любознательность».

       Итак, работу по формированию экологических понятий необходимо начинать с  раннего возраста, когда сведения о мире усваиваются самым экономным путем – путем запечатления. Эти знания являются фундаментом будущих экологических понятий и станут непрерывно дополняться, усложняться и развиваться по мере того, как ребенок переходит из одной возрастной группы в другую. Специфика ознакомления детей с природой и их экологического воспитания заключается в том, что благодаря наглядно – действенному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме, в виде готовых сообщений. В основе процесса познания законов природы должны лежать многочисленные разнообразные наблюдения и эксперименты, которые позволят детям, используя преимущества присущего им типа мышления, самостоятельно улавливать общие закономерности природных явлений, делать выводы о месте человека в природе. О его ответственности за все живое на земле.

        Формирование экологической культуры осуществится наиболее эффективно в том случае, если создадутся условия для возможности постоянного запечатления детьми реального экологически грамотного природоохранного поведения взрослых. Необходимо практиковать решение логических и экологических задач, проводить конкурсы и праздники, широко работать с моделями, создавать проблемные ситуации, а также использовать иные формы работы, которые соответствуют возрастным особенностям ребенка и способствуют развитию его познавательной активности. Познавательные возможности детей настолько велики и интерес их к природе выражен так сильно, что для этого  не хватит никакого времени. Поэтому на занятия выносятся только узловые вопросы; основная же масса сведений дается детям в форме обычно нерегламентированного разговора знающего взрослого с интересующимся малышом. А также в ходе практической деятельности ребенка, как это бывает в обыденной жизни. Знания должны даваться детям малыми дозами через все виды деятельности. Включая свободную.

        Экологическое образование и воспитание должно вестись исподволь, ненавязчиво, без налета обязательности, систематически и планомерно, используя все виды деятельности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью как детей, так и воспитателя.

        Воспитатель, обладающий экологической культурой, должен иметь развитую наблюдательность, которая, с одной стороны, ему позволяет постоянно видеть в природе новые явления,  их особенности и качества, а с другой – замечать и оценивать развивающиеся личностные качества в каждом его воспитаннике. Хорошо развитая наблюдательность – одно из свойств педагогического мастерства – в случае экологического воспитания является особо значимой, так как постоянно обогащает профессионализм воспитателя в области контакта с природой и детьми.

        Эффективность экологического воспитания дошкольника также зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды и работы с родителями.

        С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для:

познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);

эколого-эстетического    развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);

оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);

формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального  природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);

экологизации различных видов деятельности  ребенка  (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т. п.).

       Таким образом, экологизация развивающей природной среды в дошкольных учреждениях должна способствовать реализации всех компонентов его содержания: познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного.

       Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное донести до родителей знания. В дошкольном учреждении проводятся : родительские собрания, беседы, конференции, консультации, диспуты, тематические выставки, праздники, турниры знатоков, семейные конкурсы, дни открытых дверей, соревнования, концерты, КВН, выпускаются газеты, оформляются родительские уголки, готовятся папки – передвижки, папки – раскладушки…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста...

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

В данном материале представлен опыт работы учреждения по экологическому воспитанию....

Формирование основ экологической культуры в младшем дошкольном возрасте

Авт.-сост: Шарова Е.П.  Методическая разработка на тему: Формирование основ экологической культуры в младшем дошкольном возрасте МБОУ «Новинская начальная общеобразовательная школ...