Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
статья на тему

Рекунова Наталья Леонидовна

В данном материале представлен опыт работы учреждения по экологическому воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

      Одной из острейших проблем современности является экологическая проблема. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека. В этих условиях экологическое образование является неотъемлемой частью образовательного пространства ДОУ.

      Учитывая важность обозначенной проблемы, было определено приоритетное направление в работе нашего детского сада – экологическое воспитание дошкольников. Перед коллективом была поставлена цель: обновление содержания работы по экологическому воспитанию в ДОУ.

Для достижения поставленной цели работа велась в нескольких направлениях:

  1. Овладение педагогами передовым опытом экологического воспитания и обучения и повышение их экологической культуры.
  2. Создание развивающей среды экологического содержания.
  3. Выработка единой стратегии взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников, развитие экологического сознания, экологической культуры родителей.

      Прежде всего большое внимание было уделено вопросам повышения квалификации педагогов в   данном направлении. Были организованы консультации, семинары, Советы педагогов, деловые игры, где рассматривались вопросы экологического воспитания. Эти мероприятия повысили уровень теоретических знаний и практических умений педагогов в организации природоохранной деятельности с детьми. На семинаре «Современные методы и формы экологического воспитания дошкольников» педагоги познакомились с новыми технологиями: экологический проект, экологический тренинг, экологическая акция.

       Экотренинг способствует формированию  у детей   чувства сопричастности ко всему живому,   детям прививается этическая и моральная ответственность за каждое живое существо. Опыт проведения экологических тренингов показывает, что у детей значительно расширяется чувственный опыт при общении с природными объектами, также они дают заметный оздоровительный эффект - снимают психологическую напряженность и настраивают на доброжелательное отношение ко всему живому.  

        В экологических проектах организуется разнообразная  исследовательская деятельность детей, где педагоги используют новые технологии. Воспитателями старших групп для организации исследований используется «исследовательский фартук», что поддерживает интерес детей к ознакомлению с окружающим миром, к исследовательской деятельности, развивает творческие способности дошкольников, способствует развитию умений самостоятельно добывать знания.

        В практику работы педагогов прочно вошел «метод моделирования».  Педагогами разработаны и постоянно используются различные виды моделей, что способствует развитию у детей умений наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать информацию о животном и растительном мире.  

        Для детей, проявивших особенный интерес к исследовательской деятельности, были организованы занятия в кружке «Юные исследователи». На занятиях дети проводят различные опыты и эксперименты, свои наблюдения и выводы фиксируют в Дневниках наблюдений.

        Разнообразие применяемых форм и методов в работе с детьми по экологическому воспитанию позволяет решить весь комплекс задач: у детей не только накапливаются знания о природных объектах,    но и формируется осознанное отношение к природе, самому себе как  к части природы,

          Одной из особенностей в организации работы по экологическому воспитанию следует отметить активность самих воспитателей. Свободный обмен опытом за «круглым столом», участие в экологических акциях вооружают педагогов новыми знаниями и способствуют творческому подъему. Педагоги разрабатывают сценарии и проводят различные мероприятия и успешно представляют свой опыт работы на профессиональных конкурсах.

         В перспективе планируем на территории детского сада проложить «экологическую тропу». Педагогами разрабатываются маршруты, определяются видовые точки.   Во время экскурсий, прогулок по «экологической тропе» дети будут учиться наблюдать, экспериментировать, делиться своими впечатлениями, у них будут формироваться навыки ориентирования во времени и пространстве, они будут делать зарисовки с натуры.

         Работа по экологическому воспитанию дошкольников организуется в тесном взаимодействии с родителями. Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, сделать родителей своими помощниками и союзниками.  

       Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, было проведено анкетирование, которое позволило выявить, что 47% родителей не осознает важности экологических проблем; а 38% родителей считают, что ребенок без вмешательства взрослых научится любить и ценить природу.    

        Для родителей были организованы консультации, семинары.  На родительском собрании «Экология в жизни ребенка» была организована выставка поделок из природного материала «Удивительное рядом», родителям были предложены рекомендации по организации наблюдений в природе, по уходу и содержанию животных в доме, родители были проинформированы о том, как организована работа по экологическому воспитанию в детском саду. Это позволило повысить уровень экологической грамотности родителей, повысить активность участия родителей в экологических проектах и акциях.    

         Мониторинговые исследования   уровня экологической воспитанности дошкольников показывают, что у  детей сформирован широкий круг представлений о природе,  они уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются им следовать.  Дети старшего возраста проявляют самостоятельность, наблюдательность, коммуникабельность в ходе реализации собственных исследовательских проектов.

 

Рекунова Н.Л., старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №1 «Рябинка»

г. Нефтеюганск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста...

«Экологическая тропа - как условие формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Экологическое воспитание дошкольников как обязательный предмет программы ДОУ появился сравнительно недавно, хотя необходимость его существования возникла давно. Во многом, воспитатели следуют в препод...