Формы работы с детьми по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста
материал (старшая группа) на тему

Сапожникова Надежда Ильинична

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon экологическое воспитание39 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы с детьми по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста 

Всю работу по экологическому образованию педагоги осуществляют   в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни. Начиная с 2-3 лет, обращаем внимание детей на отдельные наиболее яркие заметные явления и события характерные для разных времен года. Даем  детям информацию понемногу, используя при этом игры, забавы. И возвращались по нескольку раз к одним и тем же объектам и явлениям, во все времена года. Ребят привлекали к активному участию по уходу за комнатными растениями: поливали, рыхлили, протирали листья  и т.д. Каждый ребенок постепенно знакомился с материалом по уходу за растениями, чтобы не навредить им. С наступлением зимы подкармливали птиц на участке. Делали кормушки вместе с родителями и размещали поближе к окну, чтобы дети ежедневно могли наблюдать за птицами.  В старшем дошкольном возрасте вовлекали в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Приучали к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношение к естественной среде. В результате у ребят сформировались практические знания, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среды природы. Для повышения экологической культуры дошкольников  педагоги используют разнообразные формы  и методы обучения:

а) групповые  б) подгрупповые; в) индивидуальные.

К групповым формам отнесли взаимодействие  педагогов , родителей  , детей по благоустройству и озеленению помещений и территории  , проведение акции « Каждую соринку в корзинку» , акции « Посади цветок» , Посади дерево»  экологические праздники «Праздник березки», «День земли» .Проведение интеллектуальных игр – «КВН», « Что? Где? Когда?»,  у детей вызывал восторг не только игра, но и подготовка к самой игре. Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка Традицией в нашем детском саду стали выставки поделок из овощей и фруктов. В последнее время эти выставки стали тематические: «Герои мультфильмов из овощей и фруктов».

К подгрупповым формам отнесли  экскурсии, туристические походы  на поле , луг , парк

Индивидуальным формам отнесли  наблюдения за животными, насекомыми ,  растениями, труд в уголке природы , изготовление поделок, рисование, лепку, ручной труд.

Для каждого наблюдения отбирали небольшой объем информации. Представления об объектах и явлениях природы формировали у дошкольников постепенно, в процессе многократных «встреч» с ними (в процессе использования циклов наблюдений за одним и тем же объектом). В каждом последующем наблюдении вспоминали, уточняли, закрепляли и конкретизировали, расширяли полученные представления. В организации наблюдений продумывали систему, их взаимосвязь, что обеспечивало осознание детьми процессов и явлений, которые они наблюдали. Наблюдение стимулировало интерес детей, их познавательную активность. Наряду с наблюдениями широко использовали наглядный иллюстративный материал, который помогал закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений. С их помощью формировали у дошкольников представления об объектах, явлениях природы, которые в данный момент наблюдать невозможно, дети знакомились с протекающими явлениями в природе (сезонными изменения), происходило обобщение и систематизация информации природоведческого содержания и характера. Большую роль при ознакомлении дошкольников с природой отводим  игре. Сюжетно – ролевые игры предполагали наличие природоведческого, природоохранного и экологического содержания и существование определенных знаний: «Поездка  в зоопарк », «Экспедиция в Африку», «Путешествие к морю». Подобрали разнообразные дидактические игры экологического содержания: «Дикие – домашние», «Ядовитое и безопасное растение», «Где, чей домик?», «Что вредно и полезно для природы (воды)?», «Опасно - не опасно»  и т др. Использовали предметные игры с использованием природного материала (шишек, камешков, раковин и т.д.) способствовали развитию мышления ребенка. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, форме). Важно, чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала. Особое внимание уделяем созданию условий для самостоятельной игры экологической направленности, исследовательской деятельности и моделирования. В уголке природы создали коллекцию природных бросовых материалов для изготовление поделок, на подоконниках высадили мини –огород  , организовали мини- лабораторию для познавательно-исследовательской деятельности с набором оборудования для простейших опытов : лупы, пинцеты , мензурки и т.п, мини- музей  с набором коллекций  камней , ракушек, семян , шишек , гербарии . Важнейшая форма работы с детьми - это труд в природе. Этот вид деятельности, как никакой другой способствовал формированию у дошкольников осознания правильного отношения к природе. В процессе трудовой деятельности ребятишки имели возможность применить на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растения, животные и окружающая среда). У них формировались необходимые навыки ухода, чувство ответственности за живым организмом.    На территории нашего сада есть прекрасные уголки природы с интересными для наблюдений объектами: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их интересней в процессе проектно-исследовательской деятельности.   Педагогами с воспитанниками, родителями реализованы проекты  «Природа родного края» , « Птицы»,             « Животные»,                            « Обитатели водоемов» .  Методика работы в рамках экологических проектов  разработана на основе интегрированного подхода.  Положительные эмоции вызывали у детей на занятиях рисования, аппликация, лепка и конструирование, разыгрывание спектаклей на природоведческую тематику, чтение художественной литературы – все это способствовало формированию у дошкольников осознанно правильного отношения к природе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста...

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

В данном материале представлен опыт работы учреждения по экологическому воспитанию....

«Экологическая тропа - как условие формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Экологическое воспитание дошкольников как обязательный предмет программы ДОУ появился сравнительно недавно, хотя необходимость его существования возникла давно. Во многом, воспитатели следуют в препод...