Формы работы с детьми по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста
материал (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Формы работы с детьми по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста
Всю работу по экологическому образованию педагоги осуществляют в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни. Начиная с 2-3 лет, обращаем внимание детей на отдельные наиболее яркие заметные явления и события характерные для разных времен года. Даем детям информацию понемногу, используя при этом игры, забавы. И возвращались по нескольку раз к одним и тем же объектам и явлениям, во все времена года. Ребят привлекали к активному участию по уходу за комнатными растениями: поливали, рыхлили, протирали листья и т.д. Каждый ребенок постепенно знакомился с материалом по уходу за растениями, чтобы не навредить им. С наступлением зимы подкармливали птиц на участке. Делали кормушки вместе с родителями и размещали поближе к окну, чтобы дети ежедневно могли наблюдать за птицами. В старшем дошкольном возрасте вовлекали в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Приучали к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношение к естественной среде. В результате у ребят сформировались практические знания, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среды природы. Для повышения экологической культуры дошкольников педагоги используют разнообразные формы и методы обучения:
а) групповые б) подгрупповые; в) индивидуальные.
К групповым формам отнесли взаимодействие педагогов , родителей , детей по благоустройству и озеленению помещений и территории , проведение акции « Каждую соринку в корзинку» , акции « Посади цветок» , Посади дерево» экологические праздники «Праздник березки», «День земли» .Проведение интеллектуальных игр – «КВН», « Что? Где? Когда?», у детей вызывал восторг не только игра, но и подготовка к самой игре. Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка Традицией в нашем детском саду стали выставки поделок из овощей и фруктов. В последнее время эти выставки стали тематические: «Герои мультфильмов из овощей и фруктов».
К подгрупповым формам отнесли экскурсии, туристические походы на поле , луг , парк
Индивидуальным формам отнесли наблюдения за животными, насекомыми , растениями, труд в уголке природы , изготовление поделок, рисование, лепку, ручной труд.
Для каждого наблюдения отбирали небольшой объем информации. Представления об объектах и явлениях природы формировали у дошкольников постепенно, в процессе многократных «встреч» с ними (в процессе использования циклов наблюдений за одним и тем же объектом). В каждом последующем наблюдении вспоминали, уточняли, закрепляли и конкретизировали, расширяли полученные представления. В организации наблюдений продумывали систему, их взаимосвязь, что обеспечивало осознание детьми процессов и явлений, которые они наблюдали. Наблюдение стимулировало интерес детей, их познавательную активность. Наряду с наблюдениями широко использовали наглядный иллюстративный материал, который помогал закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений. С их помощью формировали у дошкольников представления об объектах, явлениях природы, которые в данный момент наблюдать невозможно, дети знакомились с протекающими явлениями в природе (сезонными изменения), происходило обобщение и систематизация информации природоведческого содержания и характера. Большую роль при ознакомлении дошкольников с природой отводим игре. Сюжетно – ролевые игры предполагали наличие природоведческого, природоохранного и экологического содержания и существование определенных знаний: «Поездка в зоопарк », «Экспедиция в Африку», «Путешествие к морю». Подобрали разнообразные дидактические игры экологического содержания: «Дикие – домашние», «Ядовитое и безопасное растение», «Где, чей домик?», «Что вредно и полезно для природы (воды)?», «Опасно - не опасно» и т др. Использовали предметные игры с использованием природного материала (шишек, камешков, раковин и т.д.) способствовали развитию мышления ребенка. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, форме). Важно, чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала. Особое внимание уделяем созданию условий для самостоятельной игры экологической направленности, исследовательской деятельности и моделирования. В уголке природы создали коллекцию природных бросовых материалов для изготовление поделок, на подоконниках высадили мини –огород , организовали мини- лабораторию для познавательно-исследовательской деятельности с набором оборудования для простейших опытов : лупы, пинцеты , мензурки и т.п, мини- музей с набором коллекций камней , ракушек, семян , шишек , гербарии . Важнейшая форма работы с детьми - это труд в природе. Этот вид деятельности, как никакой другой способствовал формированию у дошкольников осознания правильного отношения к природе. В процессе трудовой деятельности ребятишки имели возможность применить на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растения, животные и окружающая среда). У них формировались необходимые навыки ухода, чувство ответственности за живым организмом. На территории нашего сада есть прекрасные уголки природы с интересными для наблюдений объектами: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их интересней в процессе проектно-исследовательской деятельности. Педагогами с воспитанниками, родителями реализованы проекты «Природа родного края» , « Птицы», « Животные», « Обитатели водоемов» . Методика работы в рамках экологических проектов разработана на основе интегрированного подхода. Положительные эмоции вызывали у детей на занятиях рисования, аппликация, лепка и конструирование, разыгрывание спектаклей на природоведческую тематику, чтение художественной литературы – все это способствовало формированию у дошкольников осознанно правильного отношения к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»
Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1) Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста...
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
В данном материале представлен опыт работы учреждения по экологическому воспитанию....
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста с через познавательно- исследовательскую деятельность
Презенттация...
Формы работы с родителями по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста
Опыт работы...
«Экологическая тропа - как условие формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Экологическое воспитание дошкольников как обязательный предмет программы ДОУ появился сравнительно недавно, хотя необходимость его существования возникла давно. Во многом, воспитатели следуют в препод...