Главные вкладки

    Народные игры как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста
    консультация (средняя группа)

    Козобова Екатерина Александровна

    С развитием человеческого общества игра занимает всё больше места в жизни человека.Народная игра - инструмент приобщения к национальной культуре, традициям, обычаям. Через народную игру у ребёнка воспитывается толерантнось!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx21.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    1_ Козобова_статья12 шрифт

    Народные игры, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста

    Козобова Екатерина Александровна,

    Воспитатель ГБОУ ШКОЛА № 1015 ДО № 2

     

    Игра представляет собой уникальное достижение, свойственное некоторым высшим животным и человеку. И.П.Павлов в своей книге «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей деятельности (поведения) животных» особо подчеркивал, что игра не является обязательным спутником возраста, предшествующего взрослости в животном мире. Так, например, у человеческого детёныша, детёныша обезьяны, волка, представителей кошачьих игра является непременной составляющей детского возраста, а вот у высокоорганизованных муравьёв, у рептилий, рыб или даже птиц этот феномен отсутствует. В этом Павлов видел отражение качественных изменений, которые происходят в головном мозге в процессе эволюционного развития. Игровая деятельность, по мнению великого физиолога, которого во всем мире почитают как психолога, обладает огромным обучающим ресурсом. Именно в игре оттачиваются навыки охоты, выслеживания, поведения в социуме.

    Но и игра в человеческом обществе претерпела существенные изменения. Первоначально дети включались во взрослую жизнь по добыванию пищи. Общество не могло позволить себе роскошь постепенного взросления. Позднее, из уменьшенных копий инструментов появились первые игрушки. Это важный этап в развитии человеческого общества, т.к. теперь дети могли опробовать инструментарий, выработать первичные умения и навыки по их использованию. Ещё через некоторое время дети стали объединяться по гендерному, пространственному и социальному признаку.

    Интересное наблюдение можно найти у исследователя детских игр Е.А.Покровский. Он обратил внимание на разницу в семантике слов, обозначающих игру, у разных народов. Это и «ребячество» у эллинов, «радость, веселье» -  у древних латинян или «приятные покачивания» в некоторых германских диалектах. И тогда, и сейчас игра в подавляющем большинстве случаев приносит положительные эмоции. Именно этим объясняется всё возрастающая популярность игр у взрослеющего и взрослого населения.

    Разнообразие игр по своему назначению, области применения показыванием, что с течением времени, с развитием человеческого общества игра занимала всё больше места. До нашего времени дошли игры ритуального характера, игры, связанные с отправлениями культа, с праздниками, со знаковыми событиями в жизни человека, семьи, общины и т.д. Наши предки сохранили для наш и потомков этот опыт в виде феномена народной игры.

    Велик соблазн рассматривать народную игру лишь как инструмент приобщения к национальной культуре, традициям или для формирования национальной самоидентификации. В старшем дошкольном возрасте наступает для начатков понимания своей национальной принадлежности. В настоящее время отмечается тенденция к усилению внимания к национальному вопросу. Это объясняется особенностями современного мира, когда границы в значительной мере размыты. В образовательных учреждениях мегаполисов в одной группе могут встретиться представители сразу нескольких национальностей. Воспитание толерантности должно начинаться с соотнесения ребёнком себя с какой-то общностью людей. Чаще всего это происходит исходя из традиций семьи. Именно поэтому мы стараемся включать в практику различных народов. В первую очередь, это игры подвижные. В них можно найти отголоски народного быта, традиционные имена (Савка и Гришка, Янко и т.д.), иные растения (виноград в армянских играх или хмель – у чехов и проч.). Помимо двигательной активности мы с детьми ищем аналогии с русскими народными играми (варианты игры «Салочки» есть почти у всех народов мира).

    Интересной формы использования народных игр стало взаимодействие с родителями. Взрослые выступают носителями национальной культуры, и мы предложили поделиться крупицами народной мудрости. В частности, необходимо было провести какую-нибудь игру с национальным названием и с объяснением этого названия (в случае надобности). Это мероприятие было приурочено к 1 мая, и у нас получился весёлый праздник, когда были продемонстрированы интерес представителей разных народов к культурному наследию других, показано уважение к чужим традициям.

    Говоря о народных играх, стоит отметить необычайно высокую потребность в справедливости, в честности во время игры. Не удалось установить местность происхождения слова (понятия), но мы вместе с детьми в досуге, посвященном народным играм и забавам, специально обратили внимание на жухало, как на игровое явление. Мы разобрали с детьми кто это такой, что делает, какие поговорки дети знают (Жухало долго не живет….и т.д.) и попытались понять, почему же к нему такое отношение, какие обидные слова звучат в его адрес со стороны других игроков. Здесь же (в ходе досуга) дети узнали, что во многие игры для детей раньше играли и взрослые. Таким образом, можно отметить и существенный вклад игр всех известных нам народов в нравственное воспитание подрастающего поколения. Этим, однако, не исчерпывается нравственная парадигма использования народных игр. Мы подчеркиваем, что народы хотели видеть в своих детях будущих защитников Отечества. Положительные результаты дал целенаправленный разбор игр. Мы вместе с детьми размышляли над вопросом: чему может научить конкретная игра. И оказалось, что «Тапкоци»- армянские «Прятки» учат ориентироваться в пространстве, развивают наблюдательность, тренируют волю и характер. Есть игры, которые позволяют А вот в казахской игре «Балапандар» - «Цыплята» – показывается как сильно мамы во всех странах и у всех народов любят своих детей, как они их защищают от злого коршуна. Мы полагаем, что в ходе анализа игр старшие дошкольники имеют возможность, используя свой жизненный опыт и интеллектуальный потенциал заглянуть, задуматься о сути социальных отношений на доступном им уровне.

    В связи с участившимися замечаниями относительно бесконфликтной атмосфере, в которой должен расти ребёнок, хочется обратить внимание на мысль Л.С.Выготского и активно продвигаемую в настоящее время английским психологом. Д.Виннекотом. Ребёнок развивает свои практические навыки только в реальных или околореальных ситуациях. Именно поэтому стремление взрослых оградить детей от неприятных чувств и состояний вряд ли поможет им в будущей жизни. Именно поэтому мы решили, что каждый ребёнок должен оказаться не только в состоянии выигрыша, победы, но и в проигрыше, чтобы дети могли проявить зарождающие волевые качества. Способность принимать различные ситуации, средства выплёскивания эмоций, возможности поиска выхода из ситуации, безусловно, будут более полезными, чем вечный выигрыш, обеспеченный взрослыми.

    В настоящее время потенциал народных игр позволяет отметить внимание народов к физическому состоянию, к развитию физических качеств молодёжи. Более глубокий смысл уже скрыт от нынешнего поколения. Здесь можно говорить о народных играх то же самое, что и о других подвижных играх. Они повышают двигательную активность, совершенствуют основные движения (бег, прыжки и т.п.), позволяют оттачивать различные двигательные умения и навыки, пользоваться предметами (палки, мячи, биты и проч.). Конечно, в подвижных играх различных народов развиваются и физические качества. Это ловкость, которую необходимо проявлять в различных народных вариантах игры в «Догонялки». Это и выносливость, которая понадобится в пролонгированных играх, как, например, в азербайджанской народной подвижной игре «День и ночь», когда детям поочередно догонять друг друга. Важным моментом является соревновательный момент, который ставит перед ребёнком задачу приложения усилий, подстёгивает физические и волевые качества.

    Конечно, в ходе приобщения к народным играм происходит и речевое развитие, т.к. многие игры сопровождаются речёвками, знаковыми словами, в некоторых имеются даже диалоги. В нашей группе мы отметили проявление лингвистического интереса, при котором дети выясняли звучание слов из ближайшего окружения на национальных языках.

    Что же дала проделанная работа? Конечно, в первую очередь, очень живые и подвижные прогулки. Во-вторых, реальное развитие толерантности и уважения к культуре других народов, который проявили не только дети, но и взрослые. Развитие мыслительных процессов также получило практическое развитие. А воспитатели получили возможности отрабатывать двигательные и нравственные качества и навыки всего лишь изменяя название игры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья на тему : "Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста."

    В данной статье  приведена классификация дидактических игр, дано их подробное описание :характерные особенности, дидактические задачи,правила, игровое действиеи т.д....

    «Игра как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста»

    Тема «Игра как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста» актуальна и обсуждаема, так как игра для ребенка не просто интересное времяпровождения, но способ моделирования...

    Подвижная игра как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

    В помощь воспитателям. Как провести родительское собрание весело, интересно и с пользой для всех....

    Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

    В настоящее время, дидактические игры являются одним из средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него в...

    Статья на тему: "Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста"

    Статья на тему: "Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста"...