Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром. Значение для всестороннего развития ребёнка.
статья (младшая группа)

Иванова Александра Николаевна

Дети раннего возраста нуждаются в специальной работе по ознакомлению с окружающим миром. В процессе этой работы расширяется кругозор ребенка, обогащается словарный запас. Также  развивается познавательная активность маленьких детей, которая формируется в процессе предметной деятельности ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром.

Значение для всестороннего развития ребёнка.

        Когда у ребёнка ещё недостаточно развита речь, невелик активный словарь для высказывания своих желаний, настроений, познавательных

побуждений, он пользуется выразительными жестами, вопросительными

взглядами, мимикой. Стремится вступить в контакт со взрослым, указывая

жестом на заинтересовавший его предмет или явление. Он исключительно

чуток к эмоциональным проявлениям взрослых. Не зная многого, малыш начинает понимать ситуацию, как бы "считывая" информацию через эмоциональные мимические реакции на лице  взрослого человека. Во взглядах малыша при этом можно прочитать вопрос, разрешение к действию, желание привлечь внимание взрослого к себе, эмоционально откликнуться на происходящее.

        Основополагающую роль в познании окружающей среды, играют непосредственные действия, связанные с обследованием, рассматриванием нового предмета или игрушки. Характерно, что первые действия лёгкие, пробующие, страхующие, когда малыш ещё не знает всех свойств незнакомого предмета и даже готов отказаться от него, если новизна вызывает неприятные эмоции. Если первичное обследование прошло успешно и у малыша не возникает отрицательной реакции, то он переходит к более активным действиям уже познавательного характера.

        Реакция отстранения от нового предмета чаще возникает у детей после года. Малыш реагирует так в основном на сюжетные игрушки: образы животных, сказочные персонажи, имеющие яркую эмоционально-выразительную внешность  (оскалённая пасть волка, выпученные глаза совы и т. д.). Выявляя какие-либо свойства новой игрушки, дети пытаются всесторонне изучить познаваемый предмет в процессе действия. Постепенно в поведении ребёнка появляется целенаправленность, устойчивость действий и избирательность реагирования на предмет или явление, что говорит о развитии способности к освоению окружающего мира. При этом предпочтение одних предметов другим (например, появление любимой игрушки) связанно не так  с их новизной, как с возможностью разнообразно действовать с ней. Новизна объекта способна стимулировать активность  лишь на начальном этапе возникновения исследовательской деятельности. Ребёнка увлекают игрушки, богатые по запасу игровых действий, свойств. Если игрушка не обладает необходимыми качествами, если ребёнок не может открыть для себя её особенности и возможности использования, он не играет с ней. Вот почему знакомые игрушки дети часто предпочитают новым. Таким образом, развитие познавательной активности ребёнка раннего возраста во многом зависит от рационального подбора игрушек, стимулирующих самостоятельный поиск информации о предмете и его свойствах и вызывающих его эмоциональный отклик. Информация, получаемая в результате  обследования и преобразования предмета, используется для последующих игровых действий с ним.

        На втором и на третьем году жизни у ребёнка совершенствуется

познавательная деятельность, нарастает устойчивость и целенаправленность

поисковой деятельности малыша. Это свидетельствует о возрастающей

способности удерживать в уме замысел, понимать основную задачу, отвлекаться от незначительных для данной деятельности ситуаций. Именно в этом возрасте отчетливее выражены специфические действия руки, усиливается речевое общение со взрослым, увеличивается число высказываний, отражающих познавательные потребности детей, они задают вопросы: кто там? что там? и др. Теперь их начинает интересовать не только внешняя, видимая сторона предметов и явлений. На эмоционально - чувственной, ориентировочной основе они усваивают объективные связи и зависимости, что обнаруживается, прежде всего, в стремлении войти в контакт с людьми.

        В процессе общения со взрослыми ребёнок перенимает их социальный

опыт, характер  взаимодействий с окружающей средой - обучается человеческому видению мира. Поэтому родители, педагоги ответственны за то, насколько гармонично развивается ребёнок. Для этого организуют правильно окружающую среду, создают соответствующие условия, показывают пример отношения к предметам и явлениям, руководят поведением, чувствами, правильно выбирая методы воспитания с учётом своеобразия детского периода.

        В группе детей раннего возраста не может быть ничего случайного:

подбор игрушек, размещение мебели, оформление помещений - все должно быть

продумано и рационально организовано. Игрушки не должны быть однотипными. Они должны отличаться величиной, цветом, формой, количеством деталей. Например: мишка большой, мишка маленький,  пирамидки разнообразные, матрёшки и т. д. Большое количество игрушек не случайно - дети раннего возраста ещё не умеют играть вместе, поэтому с помощью игрушек их учат общаться  с другими детьми, играть рядом.  Всё, что окружает маленького ребёнка, должно быть  эстетически выдержанным, а  просто яркими и  броским. Ребёнок может заметить красивую картинку, появившуюся в группе, новую игрушку. Это говорит о том, что дети раннего возраста  очень отзывчивы к изменениям среды, которая их окружает.         Работа по развитию речи и ориентировки в окружающем должна проводиться одновременно и взаимосвязано. Одним из приёмов активизации речи является раскрытие не только способов действий с предметами, но и их мотивация: "Будем мыть руки с мылом, чтобы они были чистыми", " Наденем на ножки носочки, чтобы не замёрзла наша Дашенька" и т. д.  Ребёнок учится видеть предметы в различных взаимосвязях, понимает направленность действий с ними. Для успешного

развития детей важное значение имеет приобретение достаточных сведений

об окружающем. Многие знания о предметах дети получают практически

в быту. Наблюдение реальных объектов и предметов ближайшего окружения

(живых и неживых объектов);  инсценирование с помощью  игрушек реальных и сказочных ситуаций; рассматривание изображения знакомых

предметов на картинках (узнавание, называние изображённого сюжета),

чтение художественной литературы, созданной на реальной и сказочной основе. Знакомить  с простейшими видами транспортных средств: автомобили, коляски, каталки, велосипеды и т. д. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать и их отличительные особенности. Но это же порождает у ребёнка множество  вопросов. Значит мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше.         Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное

освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания

связей между предметами и явлениями позволит игра.  Для обучения через игру созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

                   

   

ИГРУШКИ.

Цель: Закрепить умение пользоваться игрушками по назначению. Научить детей бережно относиться к ним, использовать их в совместной игре.

Игровое задание: Рассказать о том, как надо играть именно с игрушкой.

Материал: Разнообразные игрушки.

Правила игры: Говорить от имени игрушки.

Помогать друг другу выполнять задание.

Игра: Используются  игрушки, которыми дети ежедневно играют. Некоторые из них сломаны. Каждый ребёнок выбирает какую-нибудь одну игрушку и рассказывает, как надо с нею играть и обращаться. О грустной судьбе сломанной игрушки воспитатель рассказывает сам. Затем вместе с детьми решают, что надо сделать, чтобы привести их в порядок, и как следует обращаться с ними в будущем.

             

КУКЛА ЗАБОЛЕЛА

Цель: Научить детей основным приёмам ухаживания за больным, формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему. Научить правильно пользоваться врачебными принадлежностями в соответствие с их назначением.

Игровое задание: Вылечить больную куклу.

Правила игры. Облегчить страдания больного. Чутко относиться к нему.

Материал: Заболевшие куклы, набор " Доктор Айболит" (один на каждый стол).

Игра: "Куклы заболели" Кто их вылечит?" Как правило, желающих выступить в роли врача, оказывается много. У одной куклы болят зубки, у  другой болит горлышко, ещё у другой куклы царапина на руке. Воспитатель  предлагает детям поговорить с куклами и оказать помощь  больным.  Выздоровевшие куклы благодарят детей за внимание, хлопоты. Можно  использовать следующие стихи:

                Все мы скажем " нет!" простуде,

                Нам морозы нипочём.

                Мы дружить с коньками будем,

                С клюшкой, шайбой и мячом.

                                                  Г. Сенченко.

МАМИНЫ ПОМОШНИКИ.

Цель: Воспитывать у детей уважение к труду матери, сочувствие к ней, желание помочь, освободить её от хлопот.

Игровое задание: Суметь порадовать маму.

Правила игры: Подбирать сюжетные картинки только для придуманной ситуации. Помогать друг другу радовать маму.

Материал: Сюжетные картинки, на которых изображены разные бытовые

сцены, где все члены семьи помогают маме убирать квартиру, накрывать на

стол, моют посуду, готовят еду, стирают.

Игра: Вместе с детьми воспитатель придумывает несколько ситуаций, в

которой можно проявить заботу о маме и помочь ей. Поговорить с детьми,

как они помогают дома маме, что они делают. Дети сами выбирают сюжетные картинки, и рассказывают, как можно помочь своей маме, используя эти предметы. Каждый ребёнок должен рассказать, как он помогает маме, что делает, чтобы  порадовать её.  

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход в ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром

В данной статье описаны цель и суть личносто-ориентированного подхода, а так же рекомендации по планированию и проведению занятий по данной теме....

Опыт работы по теме "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Циклограмма ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром с использованием художественного слова. Цикл " Осень"

Разработанная циклограмма знакомства детей раннего возраста с окружающим миром, позволяет проводить,  наблюдения на природе с определенным содержанием на неделю каждого годового месяца. Подб...

Конспект педагогического мероприятия по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром "Никто не может без воды!"

Конспект педагогического мероприятия по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром "Никто не может без воды!" Разработала: воспитатель МДОУ "ЦРР - д/с № 134 "Нотка" г. Магнитогорска М...

Из опыта работы "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...