Авторская методическая разработка "Проведение комплексных занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с использованием дидактики программы: «Разговор о здоровье и правильном питании»
статья (подготовительная группа)
ПРОВЕДЕНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИКИ ПРОГРАММЫ:
«РАЗГОВОР О ЗДОРОВЬЕ И ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_niro.docx | 43.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОВЕДЕНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИКИ ПРОГРАММЫ:
«РАЗГОВОР О ЗДОРОВЬЕ И ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
Черныш Вера Николаевна
606019, Нижегородская область
г. Дзержинск ул. Пирогова-21а
МБДОУ «Детский сад № 109»
Эл.почта: ds109@uddudzr.ru
Статья посвящена вопросам формирования основ культуры здоровья, осознанного отношения к своему здоровью детей. Одной из главной составляющего которого является правильное питание. В данной статье представлен опыт работы с воспитанниками подготовительной к школе группы. В данной статье представлен опыт работы по данной теме, который формировался на основе основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, методических пособий: О. А. Соломенниковой «Ознакомление с природой в детском саду»; О.В.Дыбиной «Ознакомление с предметным и социальным окружением»; В.В.Гербовой «Развитие речи в детском саду» и программы «Разговор о здоровье и правильном питании», методического пособия М.М.Безруких, Т.А.Филлиповой, А.Г.Макеевой «Разговор о здоровье и правильном питании» и тетрадей «Разговор о здоровье и правильном питании» часть 1.
Актуальность темы
Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Актуальность сохранения и укрепления здоровья дошкольников - проблема государственного уровня, которая определена в нормативно - правовых документах, регламентирующих деятельность ОУ.
Федеральный закон «Об образовании» нацеливает: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья ….., воспитанников». Национальная доктрина образования указывает: «Воспитание здорового образа жизни – одна из основных задач образования». В Уставе ДОУ, как и в образовательной программе нашего детского сада задача охраны и укрепления здоровья дошкольников находится на первом месте.
Здоровье - показатель резервов жизнедеятельности, жизнеспособности человека как сложного целостного существа. Такие резервы формируются в результате воспитания. Поэтому основной причиной всеобщего нездоровья при всей значимости других факторов (социальных, материальных, экологических, генетических и т.д.) являются изъяны в системе воспитания детей в семье и ДОУ.
Современная педагогическая наука призывает дошкольные образовательные учреждения решать задачу сохранения здоровья детей с помощью организации здоровьесберегающего педагогического процесса, где главную роль играют здоровьесберегающие педагогические технологии, цель которых воспитание валеологической культуры и валеологической компетентности дошкольников, позволяющих самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической и педагогической наук накопило некоторый опыт здравотворчества, формирования здорового образа жизни человека, проблема включения уже накопленного педагогического опыта в воспитательно - образовательную среду детского сада до сих пор существует. Это связано с тем, что при профессиональной подготовке педагогов поверхностно изучается вопрос формирования валеологической культуры дошкольников. Кроме того, педагоги ограничиваются в работе традиционными методами и формами работы с детьми, не решаясь внедрять в практику современные оздоровительные технологии.
Проблема
Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми и не для кого ни секрет, что основной компонент данных качеств - здоровье. Так и есть: сегодня эта тема интересует практически всех. Особое внимание уделяется правильному питанию, уже давно подмечено, что с изменением режима и качества питания меняются даже физиологические параметры человека. Известно, что навыки здорового питания формируются с детства, в то самое время, когда у ребенка вырабатываются базовые предпочтения в еде, создается основа для его гармоничного развития. Но как быть, если ребенок принципиально отказывается от полезных продуктов, отдавая предпочтение различным вредным лакомствам? К сожалению, опрос семей воспитанников показал, что практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей (есть горячий завтрак - кашу, привычка есть в сухомятку, нежелание есть супы), далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности правильного питания. Да еще стараясь угодить своему чаду, покупают современные «чудо - продукты», иногда просто не задумываясь о вреде, который наносят данные продукты растущему организму. Некоторые молодые родители просто ленятся что-то приготовить - гораздо проще - купил, что приглянулось ребенку, открыл - и готово. А ведь именно в семье закладываются основы здоровья.
Исходя из этого, представляю опыт моей работы по проведению комплексных занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с использованием дидактики программы: «Разговор о здоровье и правильном питании».
Мы все знаем, что один из самых важных и актуальных проблем дошкольного образования - это проблема формирования основ культуры здоровья, осознанного отношения к своему здоровью у детей. Одна из главных составляющих здорового образа жизни - это правильное питание. Именно от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья взрослого. На протяжении многих лет проблема правильного питания продолжает оставаться актуальной. Сегодня эта проблема должна интересовать практически всех. Заинтересовала она и меня.
Для решения этой проблемы, мной была выбрана программа «Разговор о здоровье и правильном питании», разработанная специалистами института возрастной физиологии РАО.
Работая по программе «Разговор о здоровье и правильном питании», я сделала вывод, что изучение данной программы необходимо, так как она интересна и полезна для детей. Дает им возможность не только узнать что-то новое, но и самим принять активное участие в заботе о своем здоровье, давать советы родителям по подбору полезных продуктов питания, сознательно выбрать наиболее полезные продукты и соблюдать основные правила рационального питания.
Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует использование программы «Разговор о правильном питании» в практической педагогической деятельности как один из вариантов комплексной системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Внедрению программы «Разговор о здоровье и правильном питании» в условиях нашего ДОУ способствовало заключение договора с муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования «Эколого-биологический центр» города Дзержинска, на основе которого детский сад получает бесплатные тетради «Разговор о здоровье и правильном питании» часть 1.
На основе тетрадей, методического пособия М.М.Безруких, Т.А.Филлиповой, А.Г.Макеевой «Разговор о здоровье и правильном питании» и методических пособий по программе «От рождения до школы»: О.А.Соломенниковой «Ознакомление с природой в детском саду»; О.В.Дыбиной «Ознакомление с предметным и социальным окружением»; В.В.Гербовой «Развитие речи в детском саду» составила перспективный план комплексных занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.
Перспективный план комплексных занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с использованием рабочей тетради «Разговор о здоровье и правильном питании» часть I
Подготовительная к школе группа
«Таблица 1»
№ | Месяц | Методическое пособие | Тема | Рабочая тетрадь «Разговор о здоровье и правильном питании» М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова |
1 | Сентябрь | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» | «Дружная семья» стр.29 | «Здравствуй, дорогой друг» стр.2 |
2 | Сентябрь | О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» | «Дары осени» стр.33 | «Овощи, ягоды и фрукты-витаминные продукты» стр.58 |
3 | Октябрь | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» | «Как хорошо у нас в саду» стр.33 | «На вкус и цвет товарищей нет» стр.46 |
4 | Октябрь | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» | Чтение сказки А.Ремизова «Хлебный голос» стр.32 | «Плох обед, если хлеба нет» стр.34 |
5 | Октябрь | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» | Русские народные сказки «Колобок», «Петушок и бобовое зернышко» стр. 30 | Удивительные превращения пирожка» стр.14 |
6 | Ноябрь | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» | Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб» стр.41 | «Время есть булочки» стр.40 |
7 | Ноябрь | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» | «Школа» стр.36 | «Кто жить умеет по часам» стр.22 |
8 | Декабрь | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» | Работа с иллюстрированными изданиями сказок «Каша из топора» стр. 45 | «Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной» стр.30 |
9 | Январь | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» | «Новогодние встречи» стр.54 | «Веселые старты» стр.44 |
10 | Февраль | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» | Работа по сюжетной картине стр.59 | «Вместе весело гулять» стр.26 |
11 | Февраль | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» | «Защитники Родины» стр.46 | «Если хочешь быть здоров» стр.4 |
12 | Февраль | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» | Чтение былины «Илья Муромец и Соловей - разбойник» стр.60 | «Что помогает быть сильным и ловким» стр.54 |
13 | Март | О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» | «Всемирный день водных ресурсов» стр. 61 | «Как утолить жажду» стр.50 |
14 | Март | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» | «Знатоки» стр. 47 | «Мой дневник» стр.68 |
15 | Апрель | О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» | «Международный день Земли» стр.65 | «Праздник здоровья» стр.64 |
16 | Апрель | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» | «Сочиняем сказку про Золушку» стр.72 | «Пора ужинать» стр.42 |
17 | Май | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» | «К дедушке на ферму» стр.56 | «Самые полезные продукты» стр.8 |
Работу в тетрадях включала как часть в ОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в соответствии с темой.
Курс программы рассчитан на 17 занятий.
Задания, предлагаемые в рабочей тетради (авторы: Безруких М.М., Филиппова Т.А. Макеева А.Г.) ориентированы на творческую работу ребёнка - самостоятельную или в коллективе. Такие задания вызывают огромный интерес у детей. При их выполнении ребята много рисуют, разукрашивают, разгадывают кроссворды, выполняют увлекательные задания, которые способствуют развитию внимания, логического мышления, памяти, одновременно закрепляя новые знания. Особую радость детям приносит творческая и исследовательская работа, которая поощряется яркими и забавными наклейками, расположенными в рабочей тетради.
В ходе реализации программы дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, научатся сервировать стол и соблюдать правила этикета и др.
Работа в тетрадях проводится во 2 части ОД. 1 частью является работа по ознакомлению с окружающим миром или развитию речи по теме, перекликающейся с темой из рабочей тетради.
Основная форма работы с детьми по работе в тетрадях - фронтальная - это работа со всеми детьми группы.
Так же - индивидуальная работа, которая большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы, проблемные задания.
Детям очень нравится работать по рабочим тетрадям, отвечающим всем современным гигиеническим и эстетическим требованиям. Например, по теме: «Самые полезные продукты», дети, используя стикеры, «наполняли корзины» полезными продуктами, затем, обсуждая выполненное задание, сравнивали результаты своей работы с результатами других детей. Дополняли продуктовые «корзины» фруктами и овощами, формируя правильное представление о полезных продуктах.
Тема: «Из чего варят каши», не только расширила представления детей о названиях круп и злаков, из которых приготовлены каши, но и стала подготовкой совместного с родителями чаепития «Мы знаем и любим полезные блюда».
Тема «Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты» раскрыла творческие способности детей. Была оформлена выставка рисунков детей: «Что значит для меня правильное питание», собраны загадки о ягодах, фруктах, овощах, картинки и фотографии, рецепты варенья и других блюд, которые можно приготовить из самых витаминных продуктов.
Работая в тетрадях «Разговор о здоровье и правильном питании», обращаю большое внимание на посадку детей за столами, слежу за осанкой детей. Глубокая посадка - ребенок занимает всю поверхность сидения. Спина находится в постоянном контакте со спинкой стула. Угол в коленном и тазобедренном суставах 90 градусов. Ступни ног устойчиво стоят на полу. Обязательно и необходимо правильно держать карандаш во время выполнения заданий, обращаю внимание на то, как лежит тетрадь под каким наклоном. Обе руки лежат параллельно на поверхности стола. Карандаш держим тремя пальцами: большим, средним и указательным. Если пишешь правой рукой - нижний левый угол тетради должен быть напротив середины груди. Если пишешь левой рукой - нижний правый угол тетради должен быть напротив середины груди. Для того чтоб дети не забывали эти правила в группе имеется плакат о том как правильно сидеть, как держать карандаш левше и правше, как положить тетрадь левше и правше.
Работая в тетрадях, идет большое напряжение на глаза, чтобы снять усталость и напряжение, я использую в своей работе тренажер Базарного В.Ф. Тренажер способствует улучшению координации движения глаз, развитию сложных движений. Снимает статическое напряжение с мышц глаз. Улучшает кровообращение.
Иногда темы занятий перерастали в проект. Вот некоторые из них.
Тема «Время есть булочки» переросла в проект «Полезный полдник». Совместно с родителями готовили пироги, точно соблюдая технологию от заготовки теста до жарки в печи. А пока подходило тесто проводили конкурсы и учились танцевать.
Тема «Что помогает быть сильными и ловкими». Проект «Начнём здоровое утро. Утренняя гимнастика». Каждый ребёнок вместе с родителями разработал комплекс утренней гимнастики. Тренировался дома, а затем в группе проводил зарядку. Дети с удовольствием старались выполнять каждое движение.
Тема «Весёлые старты». Проект «Мама и я - спортивная семья». Весело и задорно в спортивном зале прошли совместные соревнования.
В реализации программы я использую разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
Наиболее распространенными при этом являются сюжетно - ролевые игры.
В сюжетно-ролевых играх дети отражают свой жизненный опыт и представление о здоровье и правильном питании.
Так же в группе имеются настольно-печатные игры: «Аскорбинка и ее друзья», «Витамины наши друзья», «Пирамида питания», «Живые витамины», «Знаки разрешающие и запрещающие» (разрешается употреблять полезные продукты, запрещается - не полезные для здоровья), «Полезные и вредные продукты» (результат - дети понимают, не всё вкусное полезно), «Разложи продукты по разноцветным тарелочкам» (детям предлагается разложить картинки по тарелочкам: на зелёную - полезные продукты, ежедневного рациона, на жёлтую - полезные продукты, присутствующие на столе не каждый день, на красную - не очень полезные для здоровья продукты (полезный продукт - друг здоровью, не полезный - враг здоровью), «Соедини продукт с витамином» (знания о пользе витаминосодержащих продуктов вызывает желание их употреблять) и другие.
Формирование у дошкольников основ культуры здорового питания также проводилось при использовании театрализованной деятельности. Воспитанники инсценировали русскую народную сказку «Репка» для детей младшей группы.
В режимных моментах дети сервируют стол. Формируют представления о здоровом образе жизни, о правилах здорового питания.
В процессе реализации программы нужно помнить ещё об одном существенном правиле: вся работа должна проводиться в системе и в союзе с родителями. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой воспитателем работы - непременное условие эффективности решения поставленных задач.
Стали больше общаться на тему о правильном питании. Приняли участие в развлечении «Лучики здоровья», участвовали в разнообразных конкурсах.
Также мы являемся ежегодными участниками конкурса программы «Разговор о здоровье и правильном питании», организатором которых является МБУ ДО «Эколого - биологический центр» г. Дзержинска и ГБОУ ДПО НИРО:
- 2 место в городском смотре - конкурсе образовательных организаций «Экология. Здоровье. Культура» номинация «Лучшая организация здоровьесберегающей деятельности»;
- призеры городского конкурса методических разработок педагогов как воспитательный и образовательный компонент реализации программы «Разговор о правильном питании»;
- призеры городского конкурса семейной фотографии «Вкусная картина» в рамках программы «Разговор о правильном питании»;
- призер городского конкурса методических разработок педагогов «Литературные произведения как воспитательный и образовательный компонент реализации программы «Разговор о правильном питании»;
- призер городского этапа регионального конкурса методических разработок программы «Разговор о правильном питании»;
- 3 место регионального конкурса методик программы «Разговор о правильном питании».
Таким образом, программа «Разговор о правильном питании» способствует развитию устойчивого интереса у детей к сохранению здоровья, рациональному питанию. Путешествуя по этой удивительной, сказочной стране под названием «Правильное питание» дети узнают много интересного, полезного, нужного для того, чтобы вырасти красивыми, сильными, здоровыми.
Библиографический список
- Агаджанова С.Н. Как не болеть в детском саду. СПб., Детство–пресс, 2010.-104с.
- Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. 2-е изд., доп., перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 208 с.
- Баранова М. Л., Копытина М.Г. Практический опыт здровьесберегающей деятельности в ДОУ. Москва, 2008.
- Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М., Мозаика, 2005.
- Бочкарев О.И. Система работы по формированию ЗОЖ. Волгоград, 2008
- Брязгунов И.П. Научите детей не болеть. М., ВЛАДОС, 2004.
- Галанов А.С. Игры, которые лечат. М., 2001.
- Голицына Н.С. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. Москва, 2010
- Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. М., 2006.
- Методическое пособие М.М.Безруких, Т.А.Филлиповой, А.Г.Макеевой «Разговор о здоровье и правильном питании»;
- Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Владивосток, 1996.
- В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду»;
- О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»;
- О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»;
- Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. Москва, Медицина, 1986
- Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Волгоград, 2010
- Методических пособий по программе «От рождения до школы»;
- Носова Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад: педагогическое просвещение родителей. СПб., Детство-пресс, 2009
- 19.Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. КАРО, СПб., 2006
- Чупаха И.В., Пужаева Е.З. Здоровьесберегающие технологии. М., Ставрополь 2003
- Швецов А.Г. Формирование здоровья детей в ДОУ. М., Владос-пресс,2006
- Шеврыгин Б. В. Если малыш часто болеет. М., Просвещение, 1990
- Яковлева Т.С., И.П. Лашнева. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду М., Школьная пресса, 2007
- Елжова Н.В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении, Феникс, 2011
- Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г.Разговор о правильном питании.М. НЕСТЛЕ, ОЛМА – ПРЕСС, 2001.
- Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова.-М.: Олма- Пресс, 2007.
- Программа «Разговор о правильном питании» .10 лет. Итоги и перспективы. А.Г.Макеева, М.: Олма Медиа Групп, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Использование знаковой символики на занятиях по развитию речи , рисованию, ознакомлению с окружающим миром»
Содержание.1.Введение....
Комплексное планирование коррекционно-образовательной деятельности по устранению заикания у старших дошкольников на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром
Цель: Воспитание сопряженной речи, торможение патологических процессов. I этап: Создание охранительного режима.II этап: Воспитание шепотной речи.III этап: Воспитание сопряженной речи....
Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром (с использованием ИКТ) в старшей группе «Выручаем поваров»
НОД расширяет знания детей об окружающем мире; закрепляет представление детей о продуктах питания, их значении для здоровья человека....
Методическая разработка "Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие в Подводное царство".
Цель разработки: Сформировать у детей представления о морских обетателях....
Интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «В мире диких животных», ГМО
Муниципальный уровень, МАДОУ детский сад №10 «Лучик», 20.11.2020г....
Конспект итогового комплексного занятия По развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе «Царство знаний и правильной речи».
Речевые задачи:Продолжать работу над формированием умения составлять на основе серии сюжетных картинок последовательные изложения, соблюдая структуру повествования. Продолжать учить в речи согласовыва...