Городские Родительские чтения «Как любить ребенка» Название « Роль семейного чтения для духовно- нравственного воспитания ребенка»
статья (старшая группа)

Городские Родительские чтения

«Как любить ребенка»

 

 

 

 

 

Название « Роль семейного чтения для духовно- нравственного воспитания ребенка»

 

Городские Родительские чтения

«Как любить ребенка»

 

 

 

 

 

Название « Роль семейного чтения для духовно- нравственного воспитания ребенка»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semeynogo_vospitaniya.docx35.63 КБ

Предварительный просмотр:

Городские Родительские чтения

«Как любить ребенка»

Название « Роль семейного чтения для духовно- нравственного воспитания ребенка»

Автор: Тугузова Анастасия Александровна

МБДОУ «Детский сад №109»

Руководитель:

Подковырина Елена Юрьевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №109»

г. Дзержинск

2019г.

Оглавление

1.

Введение …………………………………………………………….........

Стр. 3

2.

Основная часть ………………………………………………………......

Стр. 5

3.

Заключение……………………………………………………………......

Стр. 6

4.

Литература…………………………………………………………….......

Стр. 7

 «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается личность»                                         

В. А. Сухомлинский

1.Введение 

Духовно-нравственное воспитание - процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности. Духовная составляющая  воспитания в таком случае заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции. Нравственная же составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения, отражающих мировоззренческую позицию в социальной деятельности ребенка: во взаимоотношениях с другими людьми и окружающим миром.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Эта одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста можно рассматривать, как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений. Произведения художественной  литературы имеют особое значение в духовно-нравственном воспитании ребенка, в развитии его духовно-нравственных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру.

 Как известно, важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями. Исстари в воспитании подрастающего поколения присутствует литературное слово. Малышам рассказывают сказки, читают стихи, подрастая, дети сами начинают читать.

К сожалению, сейчас,  их литературный опыт чаще всего ограничивается лишь рассказами из азбуки и хрестоматии, комиксами, журналами для наклеек, а впоследствии – вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращённом варианте.

В современном мире, традиция семейного чтения становится, как никогда, актуальна. Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.  В настоящее время стала очевидной необходимость духовно- нравственного воспитания русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено.

К сожалению, традиции семейного чтения, хранимые многими поколениями наших предков, сегодня почти забыты. Современные родители редко читают детям книги.

Главная причина утери любви к книге – изменившаяся социально-культурная среда: повсеместное развитие телевидения, видео и компьютерной техники, резкое усиление их роли в досуге современного человека. Ученые цивилизованных стран бьют тревогу: подрастающее поколение меняет свой менталитет, дети теряют способность к строгому мыслительному процессу, к логическому мышлению, все чаще телевизор, компьютер заменяют им книги. Значение книг в жизни ребенка очень трудно переоценить – ведь в большинстве случаев мировоззрение, жизненные ценности и даже характер ребенка формируются под воздействием сказок, рассказанных и прочитанных ему в глубоком детстве. Книга является мощным инструментом воспитания морали у ребенка, таких качеств, как доброта, сопереживание, умение отличать добро и зло.

Через книгу дети воспринимают разнообразные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты, которые могут пригодиться в различных жизненных ситуациях. Наибольший результат достигается, дополнительным совместным обсуждением, того, что, было прочитано, что каждый вынес для себя, что понравилось. Родители могут помочь ребенку сопоставить прочитанное с его поведением и его жизнью.

Какие еще значимые аспекты развития ребенка затрагиваются в процессе совместного чтения?

Удовлетворение потребности в безопасности.

Когда ребенок сидит рядом с мамой, папой или бабушкой, прижавшись к ней (или к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.

Чувство ценности и значимости своего «Я» и своих интересов.

Когда родители читают своему ребёнку то, что ему интересно и готовы обсуждать с ним интересные для него темы, говорит о том, что они хотят понять его взгляды, интересы, и потребности. У ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, так как ему уделяют внимание такие важные люди, как родители.

Формирование ценностей.

Именно хорошая книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. Задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.

Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте.

Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время. К сожалению, сейчас прочтение книг заменили мультфильмы. В мультфильме образ героя и сюжет однозначно задан, а при прочтении книги существует возможность привнесения собственной индивидуальности.

Но главным в совместном чтении является то, что эта важная форма общения ребенка и родителя, которая теряется, когда ребенок оставляют одного для просмотра мультфильма. Это способ, позволяющий протянуть ниточку от одного поколения к другому, поддержать общение в семье, ведь из-за занятости родителей, время общения с детьми очень мало.

2.Основная часть

Все вышесказанное очень  насторожило меня как  родителя. И я стала  думать, а что можно сделать, чтобы приобщить ребенка  к чтению книг и  как действовать в этой ситуации. Что же нужно для того, чтобы чтение в нашей семье  стало доброй семейной традицией и доставляло радость и взрослым, и детям? Как побудить ребенка полюбить книгу и успеть привить интерес к ней, пока не захлопнулось «окошко» для формирования этого интереса (по мнению психологов, это возможно до 10-12 лет, дальше – уже бесполезно?).

В нашей семье это было так:

Дома создана  небольшая библиотека. Начиналась она  с книжек-малышек с яркими картинками.  Мы не гнались за дорогущими томами, которые будут пылиться на полке, ибо жаль  их отдавать в любопытные шаловливые ручонки. Сейчас в магазинах большой выбор тоненьких книг по очень доступным ценам. Поэтому наш ребенок листает, рассматривает яркие иллюстрации в книжках, знает  их  содержание наизусть и «читает», водя пальцем по строчкам.

Читать книги ребёнку  в нашей семье  мы начали с раннего детства, когда он не умел ещё разговаривать, сделали  чтение книг ритуалом (отвели для чтения определённое время,  ежедневно перед сном).

Когда ребенок подрос, в 5 лет мы с ребенком  записались в библиотеку семейного чтения им. М. Горького № 9 , хотя  ребенок еще не умеет читать. Сам процесс похода туда вместе со взрослыми, выбор книг, беседы с библиотекарем заставляют  ребенка проявить интерес к чтению. В детской библиотеке всегда  помогают подобрать нужные книги.

У нас стало  доброй традицией чтение книг и обсуждение их перед сном. Сын  с нетерпением  ждет этих минут вечернего чтения, напоминает мне, на чем остановились накануне. Обожает истории с продолжением, поэтому с удовольствием слушает и про ослика Мафина (автор Энн Хогарт, и про путешествие озорного Нильса с дикими гусями Сельмы Лагерлеф, и про мальчика-луковку Чиполлино Джанни Родари). Не оставяляют его  равнодушным и приключения Буратино Алексея Толстого, герои книг Эдуарда Успенского, Леонида Пантелеева, Валентины Осеевой, Аркадия Гайдара.

Обязательно рассматриваем вместе иллюстрации в книге по ходу чтения, чтобы лучше представить образ героев, погрузиться в атмосферу происходящих событий.

При чтении называю  автора произведения, рассматриваем его портрет. Во время прочтения книги  уделяю внимание значению новых слов, обсуждению ситуаций. Хорошо, если ребёнок поделиться своими мыслями, чувствами.

Разыгрываем  сценки, читаем по ролям, если произведение уже знакомо ребёнку, заучиваем отрывки из стихотворений, песенки героев из русских - народных сказок,

Книги в книжном магазине   или в библиотеке выбираем вместе, учитывая  интересы ребёнка.

После прочтения книги  иногда организуем  творческую мастерскую и рисуем вместе с ребёнком героев сказки. Чтение сказки часто  производит  на ребенка большое впечатление, и в этом случае я прибегаю  игре-драматизации. Ребенок начинает разыгрывать сценки из сказки, одевать кукол в одежду героев. Вот почему многие сказки написаны автором в двух вариантах. Вариант сценария для кукольного или иного представления поддерживает интерес детей к сказке, а родители могут принять участие в игре-драматизации, взяв на себя роль одного из героев, помочь сделать кукол.

Делаем вместе с сыном  героев сказки из картона, бумаги, лепим  из пластилина. Иногда  героями сказки   нас становятся  старые флаконы из-под одеколона, духов. Мы с ребенком заливали  внутрь прозрачных флаконов жидкость разных цветов, чтобы «наряды» были разноцветными, а под крышечку  надевали  богатый воротник и приклеивали поля к «шляпе».

Вместе с ребенком делали декорации подземного и подводного царства, оформляли  при помощи пластилина на фанерном листе поле, луг, лес.

И, конечно же, члены всей нашей семьи (бабушка, папа, мама, 2 брата)  читают  книги сами,  тем самым подавая  личный пример сыну, чтобы он видел, что чтение для нас интересно и увлекательно.

3.Заключение

Я считаю, что 10-15 минут, потраченные на семейное чтение, будут бесценны для родителей и  ребенка и окупятся и его хорошей, грамотной речью, и успехами в школе, да и просто душевным комфортом в отношениях с ним.

В нашей семье существует гармония, добро, взаимопонимание, тёплая и комфортная атмосфера.  Чтение книг своему ребенку мы рассматриваем , как показатель благополучия в семье.

Ведь семья – важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются  духовно-нравственные ценности, традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а, следовательно, и средство духовно-нравственного воспитания личности.

4.Литература

1.Барковская Н. В. Роль детской книги в семейном воспитании // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 4. – С. 140–141.

2.Бикеева А. С. Семья особого назначения, или рецепты позитивного родительства на каждый день // Воспитание школьников. – 2012. – № 2. – С. 69–71.

 3.Безрукова С.В.Я люблю читать: книга для детей и родителей, С.В. Безрукова. – Ростов н/д: Феникс, 2001, с.146

4.Кашкаров А. П. Проблемы семейного чтения // Воспитание школьников. – 2012. – № 9. – С. 30–34.

5. Лутошкина И. Как увлечь ребенка книгой, Домашнее воспитание, 2004, №1, с.7-8

6.Павлова Т. В. Рекомендации. Книга в жизни ребенка. Семейное чтение. Рекомендации для родителей [Электронный ресурс]: PISMOREF.RU Мобильные рефераты. – URL: http://pismoref.ru/3487815760.html (дата обращения 27.10.2015).

7.Соловьева Ю.И. Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка. Вестник: Педагогика. Психология, 2005, с.66-74

8.Федосеева В. В. Роль семейного чтения в развитии личности ребенка как составляющая повышения качества образования [Электронный ресурс]: социальная сеть работников образования. URL: nsportal.ru (дата обращения: 29.10.2015).

9.Филиппова Т. Под зеленым абажуром. Журнал Библиотечное дело, №12, с.1

10.Щербенко Э. М. Чтение – лучшее учение: заметки I Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» // Воспитание школьников. – 2012. – № 8. – С. 43–46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей «Рекомендации по организации семейного чтения по духовно-нравственному воспитанию»

Рекомендации по организации семейного чтения по духовно-нравственному воспитанию...

Роль семейного чтения в духовно-нравственном становлении личности и духовном обогащении семьи

Нам всем необходимо помнить. что родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.Домашнее чтение – одно из важнейших средств духовно-нравственн...

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному воспитанию и развитию.В этой статье речь идет о повышении родительской компетенции, формирование этических представлений о ценно...

Название « Роль семейного чтения для духовно- нравственного воспитания ребенка»

Название « Роль семейного чтения для духовно- нравственного воспитания ребенка»...

Родительское собрание на тему: «Духовно - нравственное воспитание ребенка через семейные традиции и досуг в семье»

:Приобщение  семьи  к  духовно-нравственному  воспитанию дошкольников. Доведение  до  понимания  родителей  ценности передачи  подрастающему поколению...

Роль семейного воспитания в духовно-нравственном развитии дошкольников

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в дошкольные годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В своей работе мы стараемся создать все ...

Роль семейного чтения в духовно-нравственном развитии дошкольника

Семейное чтение способствует формированию интереса к чтению у детей, воспитывается читательский вкус. Именно читающие родители непосредственно могут влиять на становление книжной культуры ребенка. Кул...