Нетрадиционные формы работы с родителями (законными представителями) как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи (обобщение педагогического опыта)
статья

Ягодкина Елизавета Павловна

Нетрадиционные формы работы с родителями (законными представителями) как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи (обобщение педагогического опыта)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta_ya.e.p.docx40.29 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы работы с родителями (законными представителями)

как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи

(обобщение педагогического опыта)

Ягодкина Елизавета Павловна, воспитатель

МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок»

Кемеровская область – «Кузбасс», город Юрга

Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников посредством нетрадиционных форм является необходимым условием для привлечения внимания родителей (законных представителей) к проблеме:

- воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно - нравственных ценностей народов РФ;

- целенаправленного образования родителей (законных представителей) с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами дошкольного образовательного учреждения (далее по тексту – ДОУ);

- формирования активной позиции воспитательной роли семьи.

Одной из основных причин отсутствия активности ДОУ по привлечению родителей к воспитательно - образовательному процессу (далее по тексту - ВОП) является отсутствие единого плана, включающего в себя обоюдно интересные формы сотрудничества, вовлечения родителей в ВОП, а также пространства, где родители (законные представители) могли бы реализовать свои возможности.

Поэтому, основной целью работы с родителями (законными представителями) является превратить интерес ДОУ к ВОП в интерес семейный, сплотить не только детский коллектив (группу) в коллектив единомышленников, но и родителей сделать равноправными субъектами образовательного процесса.

Актуальность в том, что организация взаимодействия «педагогов + родителей» является одним из наиболее сложных направлений в деятельности ДОУ. Взаимодействие «педагогов + родителей» исходит из разных систем ценностей. Если для педагогов важно, как организована деятельность группы (режим, обеспечение реализации ООП), то для родителей наиболее значимо – как «вписывается» и в режим, и в реализацию ООП их ребенок.

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и ДОУ. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – это «общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (восприятия) и с помощью общения. Каков же портрет современного родителя?

Современный родитель он ни хороший, ни плохой – он просто соответствующий современному времени.

Очень много родителей (законных представителей) на сегодня заняты обеспечением материального благополучия семьи, совсем мало времени остается на общение с детьми. Можно отметить и то, что современные родители хорошо образованы, обладают широким доступом к научно-популярной информации в области педагогики и психологии. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры.

Здесь возникает противоречие между имеющимся у родителей объёмом информации и недостаточным умением эффективно использовать её в практике воспитания собственных детей. Родители (законные представители) испытывают затруднения в воспитании детей дошкольного возраста, выборе оптимальных воспитательных методов и приёмов, в применении почерпнутой из Internet и популярной литературной информации непосредственно на практике. Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители (законные представители) являются основными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Именно по этой причине многие ДОУ сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.

Нетрадиционные формы работы с родителями – это нестандартные, особенные, оригинальные, отличающиеся от общепринятых. Довести до родителей (законных представителей) истину, что право и обязанность воспитания их детей принадлежит им самим. Воспитать у родителей чувство уверенности в своих силах и мудрости. Пополнить знания родителей (законных представителей) о воспитании детей общедоступными научными сведениями. Вовлечь родителей (законных представителей) в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в ВОП, как необходимости развития своего ребенка. Обогащение опыта родителей специализированными знаниями, повышение их педагогической компетентности.

Работа с семьей по оказанию в выборе правильных методов воспитания:

– диагностика семьи (наблюдение, анкетирование, беседы, тесты, посещение на дому (в дни рожденья ребенка)).

Индивидуальная работа с родителями (законными представителями): беседа - диалог, домашние задания, анкеты, инд. консультации, посещение ООД (занятий) родителями ((законными представителями)).

Формы и методы коллективной работы: 

совет родителей, семинар-практикум, кино лектории, дискуссии, беседы на интересующие темы (гендерного воспитания), конкурсы, праздники, круглый стол, родительские собрания, конференции.

Разработки методических и педагогических консультаций: советы педагога – психолога, учителя - логопеда и других специалистов; памятки для родителей.

Сотрудничество с семьями детей, не посещающих детский сад: изучение социального заказа. Дни открытых дверей, реклама услуг ДОУ (буклеты, газеты, памятки…). При этом ожидаемый результат: неформальные отношения с семьями воспитанников. Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей и выбору адекватных методов и форм. Обучение социально - коммуникативным навыкам. Установление делового взаимодействия между «педагогом – семьей» общение и взаимопонимание.

Повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей).

Развивать интерес родителей к себе как к педагогам-воспитателям. Обогащение опыта психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями. Подготовка их ребенка к социальным отношениям.

Направления работы с семьей: изучение особенностей семьи, воспитания ребенка и установление контактов с семьей. Включение родителей в педагогическую деятельность по самообразованию и самопознанию.

Включение родителей в решение проблем ДОУ, коллективное обсуждение семейных проблем и их решение.

Организация процесса взаимодействия педагогов и семей дошкольников

Содержание взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ определяется методическими разработками Метенова, О.И. Давыдова. Е.П. Арнаутова.

Основной аспект плодотворного взаимодействия педагога и родителя, по мнению данных авторов, строится на принципах доверия, диалога и партнерства.

Психология доверия. Родители, должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку. Педагоги, в свою очередь не должны торопиться с оценками в его развитии. Они должны демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями.

Информация должна быть динамичной. Минимум раз в неделю необходимо обновлять материал на стенде для родителей. Родители должны иметь возможность в удобное для них время прийти в группу, присутствовать на занятиях, во время режимных моментов, практикуется в «Дни открытых дверей», по просьбе педагога, либо по желанию родителей.

Линия взаимодействия педагогов и родителей не остается неизменной. Родители и педагоги должны иметь возможность высказать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания (дебаты, индивидуальное общение, встречи в «Родительском клубе» по интересам).

Дифференцированный подход. Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания (например, детское упрямство, застенчивость, капризы, беспокойный сон)

Реализация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями осуществляется в нескольких направлениях: 

- стенды, сайт ДОУ, публикации, сотрудничество со СМИ, диагностическое, анкетирование, соцопросы, беседы (диалог), мини тестирование, комплексные исследования, работа почтового ящика, психолого-педагогическое, наглядная педагогическая пропаганда, родительские встречи (собрания), консультации, тренинги, игра, заседание «Родительского клуба», мастер классы, непосредственное участие родителей в ОП, участие родителей в проектно-познавательной деятельности детей, участие родителей в трудовых, спортивных, культурно – досуговые мероприятиях.

Формы, методы и средства взаимодействия «педагоги + семьи»

Наиболее продуктивные и интересные формы работы, как отмечают сами родители (законные представители) это:

- групповые встречи в форме: ток-шоу с включением игровых моментов и с приглашением специалистов, «Родительский клубы по интересам», мастер классы для родителей, «Дни открытых дверей», проведение массовых форм взаимодействия с семьями детей (праздники, спортивные мероприятия для детей «ГТО шка», для взрослых «Все на ГТО» тематические дни (театра, кино, поэзии…), экскурсии, детские творческие фестивали, совместные акции «Книжки для малышки», «Столовая для птиц», «Мини – театр», организация совместно - проектной деятельности «педагог + дети + родители»; оформление групповой, спальной комнат, выставки (наглядность) в приемной, коллекции «Моей семьи», родительские газеты «Наша дружная семья», «Почемучка», «Самая спортивная семья».

Мы проводим родительские встречи в разнообразных и нетрадиционных формах. Встречи (собрания) – как форма сотрудничества дают возможность родителям ближе узнать содержание ВОП в ДОУ, а педагоги узнают секреты воспитания в семьях воспитанников. Приобщение родителей к жизнедеятельности ДОУ создаёт ситуацию, в которой папы и мамы размышляют над проблемами воспитания, им доставляют удовольствие совместные с ребёнком игры, общая командная победа. Всё это сплачивает семью, повышает её педагогическую культуру.

Родительские встречи (собрания) – это действенная форма общения педагогов с родителями (законными представителями). Именно на собраниях у педагога есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи.

Мы считаем, что собрания, консультации для родителей (законных представителей) важно построить так, чтоб они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, т.к. современные родителя не захотят слушать долгих и назидательных докладов педагогов. Консультации должны быть предельно четкими, содержать только необходимый родителям материал и проводится не для «галочки», а для пользы дела. Н.М. Метенова рассматривает нетрадиционную методику проведения.

Это значит, на родительских встречах используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Мы разработали этапы или методы работы педагога с родителями (законными представителями) с целью привлечения их к посещению  собраний. Первое необходимо обдумать оригинальное нестандартное название мероприятия. Лично пригласить, поинтересовавшись удобным временем для посещения, предоставив выбор, не позже чем за неделю-две до встречи. Заинтересовать объявлением по собранию в рекламной форме (оформить рекламный буклет), оставив недосказанность, интригу. Включить в собрание выступление детей по теме собрания, видеозапись (ролик, голосовую запись) сюрпризные моменты, проинформировав об этом родителей (законных представителе).

На I - ом этапе «обдумать оригинальное нестандартное название». Оригинальное название и приглашение на мероприятие имеют большое значение в привлечение родителей к самому мероприятию, чем интересней оно будет называться и чем эмоциональней будет продуман текст приглашения, тем больше шансов, что мероприятие посетят наибольшее количество родителей.

Придумать название не сложно, главное, чтобы оно затрагивало современные запросы общества, запросы родителей, завуалировав тем самым скучную по меркам родителей педагогическую тему.

Например, тема общей родительской встречи «Мой ребенок будущий призидент», цель показать родителям, что у ребенка миллион возможностей, задатков, талантов нужно их только помочь раскрыть, а поможет в этом игра.

Всеобуч для родителей (законных представителей) по сюжетно-ролевой, дидактической игре, а также играм-макетам, которые несложно сделать дома совместно с ребенком.

Следующее собрание «Искусство самопрезентации», «Ребенок и общество».

Цель: помочь родителям понять важность развития речи в дошкольном возрасте, научить родителей некоторым приемам развития речи.

На II - ом этапе немало важным является и то, когда и как вы пригласите родителей на встречу или другое мероприятие информационного, просветительского характера. Начнем со времени «когда», под понятием времени в данном случае подразумевается насколько заранее, вы приглашаете родителей за день, два или неделю до собрания. За две недели до встречи это оптимальный период времени, когда родители могут скоординировать свои планы.

Вы можете в течение этого времени готовить их к мероприятию посредством приглашений, объявлений, индивидуальных бесед.

Раньше, чем за две недели возможно родитель передумает из – за длительной отсрочки мероприятия, а позже не успеет проникнуться идеей. Во все нужна мера.

На III - ем этапе возникает вопрос «Как пригласить на собрание?»

Есть некоторые тонкости и в этом вопросе. Можно кратко изложить тему собрания, оставив недосказанность. Включить в приглашение текст, который заинтересовал бы родителей темой собрания, это могут быть выдержки из актуальности темы, например, «Дорогие наши мамы и папы» в преддверии праздника «День семьи» приглашаем Вас посетить конференцию на тему «Ребенок и компьютер или ребенок и книга». Бесконечное сидение у телевизора, компьютера может отрицательно сказаться на здоровье ребенка, на его поведении, на взаимоотношениях в семье.

Специалисты утверждают, например, что немало семей распадается оттого, что семейный ужин, который еще недавно был символом семейного счастья, с появлением телевизора превратился в «кинозал».

Отсутствие общих тем для разговора, глухое недовольство тем, что включили не тот канал, не тот фильм, не ту передачу, – все это отнюдь не способствует укреплению семейных уз. Однако периодические просмотры телевизионных передач, работа с компьютером не могут принести так уж много вреда…

Какие плюсы и минусы СМИ и книг для семьи вы можете узнать на конференции. Приглашаем Вас, будем очень рады, обещаем интересную форму проведения.

Конференция состоится (дата) года в музыкальном зале в 17.30. Также посещаемость конференци возрастет во много раз, если вы включите в план собрания выступление детей группы, видеозаписи с детьми, что очень интересно всем родителям.

Встреча (собрание) на темы «Искусство самопрезентации», «Ребенок в современном мире». Уважаемые родители! Все родители без исключения, хотят видеть своих детей здоровыми и успешными. Чтобы они шли по жизни с гордо поднятой головой и были уверены в себе. А для этого не мало важно овладеть искусством самопрезентации. Что же такое самопрезентация, какие ее главные составляющие вы можете узнать на встрече (собрании), которое пройдет (дата) в (место) в (время).

Также для вас выступят дети с музыкально – театральной постановкой. Приходите, будем рады встрече с вами!!!

Но если собрание было не продумано в плане организации, подбора материала оно обречено на неудачу, а вместе с тем в следующий раз родители десять раз подумают прийти ли к вам на мероприятие. Мы выявили следующие возможные положительные и отрицательные стороны организации и проведения собрания:

Исходя, из всего выше сказанного можно прийти к выводу: для того, чтобы мероприятие прошло успешно воспитателю необходимо заинтересовать родителей, узнать интересы и вопросы самих родителей, привлечь их внимание к проблеме, качественно подготовить собрание, что нетрудно сделать, используя все выше перечисленные методы.

Родители регулярно (и многие с удовольствием) посещают родительские встречи (собрания). Практически во всех группах родители активно включались в обсуждение педагогических проблем, связанных с воспитанием собственного ребёнка. Вот только некоторые отзывы о проведенных собраниях: «Огромное спасибо организаторам за создание и проведение этой конференции «Искусство самопрезентации». Все предоставленные доклады, игры и упражнения были интересными и познавательными…» ФИО родителя (законного представителя).

«Чаще приглашайте на встречи (собрания) очень понравилось, особенно, тем, что можно было активно дискутировать на определенную тему. Много полезной информации и позитива... Спасибо благодарим педагогов. ФИО родителя (законного представителя).

«Родительский клуб» Это одна из интересных форм работы, которая имеет большой успех у родителей детей разных возрастных групп. Прежде, чем начать работу в данной форме, были запущены опросники с перечнем тем на выбор родителям. Затем составлялся план работы по актуальным темам для родителей и готовился материал информационного и практического характера. Вот некоторые из тем родительского клуба: «Страна пальчиковых игр. Развитие мелкой моторики руки», «Права детей. Кто их защитит», «Досуг семьи – как его проводить».

Родители (законные представители).во время таких встреч узнавали новое для себя в плане воспитания, обучения детей, а также могли обсудить некоторые трудности в общении с детьми по данной теме друг с другом. Также большое удовольствие родители (законные представители) получали при выполнении какого – либо практического ООД (занятия), которое потом могли дома применить вместе с ребенком (бумажная пластика в изо деятельности, пальчиковые игры, игры – забавы своими руками и многое другое).

Дни открытых дверей (технология организации) По мнению авторов: О.И. Давыдовой, Л.Г. Богославец, А. А. Майер появление у родителей (законных представителей) желания разобраться, чем живет, чем занимается ребенок в детском саду, можно считать убедительным доказательством эффективности проделанной с ними работы. Проанализируем наиболее распространенные виды проведения Дней открытых дверей, практикуемые в ДОУ. Основной критерий анализа – цель, поставленная коллективом педагогов. Характерно, что первый для родителей День открытых дверей иногда дает два противоположных эффекта: один успокаивает настолько, что почти снимает дальнейший интерес к жизнедеятельности ребенка в детском саду («Там все так хорошо устроено, что не о чем беспокоиться»). Другой, напротив, побуждает этот интерес («Я и не думал, что с малышом столько проблем»).

Дни открытых дверей на сегодня, самая популярная форма среди родителей взаимодействия с ДОУ. Педагоги приглашают родителей в один из дней, информируют заранее о мероприятиях, проводимых в ДОУ. Так как в основном родители работают, то могут выбрать режимный момент или занятие, время посещения, когда им удобно будет прийти в группу. Родителям предлагается понаблюдать за ребенком в разных ситуациях: на занятии познавательного характера, на музыкальном, творческом (рисование, лепка) занятии. В игровой деятельности, когда можно увидеть, как взаимодействует ребенок со сверстниками. И просто узнать, чем живет ребенок в ДОУ.

Рассчитывая на результат, о чем говорилось выше, педагогический коллектив стремиться «озадачить», а не успокоить родителей воспитанников. День открытых дверей предоставляет для этого наилучшие возможности благодаря особой наглядности: ребенок наблюдается в обычной для него обстановке, его действия и поведение воспринимаются в контексте реальных взаимоотношений с окружающими.

Данная форма работы с родителями отличается тем, что в ней познавательное начало как бы скрыто за внешней видимостью обычного знакомства с жизнью детей. Подготовить хорошее ООД (занятие), организовать игру или обогатить воспитательными приемами прогулку-это всего лишь полдела. Не менее важно найти формы объяснений, позволяющие действительно научить даже тогда, когда человек на это не настроен: он шел в детский сад, руководствуясь желанием просто посмотреть.

Подготовка к открытому ООД (занятию) для родителей включает не только моменты, предусмотренные методическими рекомендациями, но и тщательное обдумывание сведений, сообщаемых присутствующим. Объяснения даются вначале (вступительная беседа) и в конце как заключение. Они должны быть изложены последовательно и в доступной для родителей форме.

Наиболее рациональна следующая структура вступительной беседы: вначале сформулировать воспитательные цели, затем указать, какая задача ставится перед детьми и каким образом они должны ее разрешить. Анализ должен касаться особенностей деятельности успеха или неуспеха.

Помимо дифференцированного подхода возникают требования к отбору деятельности для наблюдения. Успешность любых видов деятельности определяется тем, как дети овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками (далее по тексту - ЗУН). Важно довести до сознания родителей, что занятия с ребенком (физические упражнения, изобразительное творчество, ручные поделки) помогут ему достичь лучших результатов. Если же объект наблюдения носит показательный, а не учебный для родителей характер, то и требования к нему иные (тогда его следует отнести к разряду досугов, развлечений). Участие родителей в досуговых мероприятиях также способствует установлению доброжелательных отношений между взрослыми и детьми, создают атмосферу праздника, радости и взаимопонимания. Вместе с тем любые соревнования чреваты для дошкольников сложными переживаниями, поэтому требуют большой осторожности и не могут проходить без комментария взрослого, умело расставляющего нужные акценты.

Стенгазета для родителей одна из форм взаимодействия педагогов и родителей, а «родительская газета» это новая форма взаимодействия.

Выпуском газеты «Все на ГТО» нам хотелось придать новизну практике взаимодействия семьи и ДОУ в направлении «Физического развития», обеспечить единства физического воспитания в ДОУ и дома.

Задачи, способствующие реализации данной цели: оказание родителям (законным представителям) квалифицированной психолого-педагогической, методической помощи по вопросам воспитания, обучения, оздоровления детей; обеспечение своевременной информации об особенностях работы ДОУ, о событиях, происходящих в нем. Мы решили, что «родительская газета» поможет сделать интересный семейный опыт доступным для всех желающих, а тех родителей, которые не очень интересуются проблемами воспитания, тем или иным способом вовлечет в совместную с «педагогами и детьми деятельность. И поверьте, это удалось сделать. Групповая родительская газета стала эффективным способом педагогического информирования всех субъектов ОП о возможных мероприятиях с детьми дома и в саду по проблеме укрепления здоровья детей, развитии их двигательной активности. Преимущество групповой газеты в том, что она строго ориентирована на конкретных родителей, учитывает уровень их образования, запросы, интересы.

А, главное, газета «рассказывает» о наших детях. Газета читается родителями, она для родителей, среди прочих достоинств, обладает еще одним неоспоримым качеством – здесь совершенно исчезает элемент принуждения, о котором с тревогой говорят педагоги - психологи, подчеркивая, что именно оно отталкивает родителей, мешает восприятию даже интересной и значимой информации. Газету можно читать, можно просмотреть, а можно прочитать и применить в практической деятельности воспитывая собственного ребенка. Выпуск газеты – достаточно трудоемкая работа, требующая определенной подготовки, ведь нужно продумать саму форму, т.к. наша газета не традиционная как из типографии, а сделанная своими руками. Все педагоги, работавшие над выпуском газеты, искренне стремятся выполнить порученное дело компетентно и качественно. Основные критерии, на которые ориентировался педагог при выпуске газеты наличие информации о: мероприятиях группы с детьми в данном направлении

информационных рубрик с привлечением узких специалистов, старшей медсестры. Особое внимание мы уделяем эстетичности, оригинальности в оформлении каждого выпуска газеты, даже специально меняем место расположения в уголке для родителей. Еще интересная особенность нашей группы мы собираем отзывы отзывы родителей о газете «обратная связь».

Мы убеждены, что совместная газета хоть и не главная, но важная форма взаимодействия ДОУ и семьи. Она является способ педагогического информирования семьи, и средство развития творческих способностей, как педагогов, так и родителей.

Заключение

Полагаем, что сегодня можно говорить о положительных результатах взаимодействия педагогического коллектива и семей воспитанников ДОУ имеет достаточно высокий рейтинг среди родителей и других ДОУ, родители поддерживают педагогов и откликаются на наши предложения и начинания.

Коллектив ДОУ сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования; представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменение социального состава родителей (одиночки, семейные пары, безработные, очень обеспеченные и т.д.), их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого специалисты ДОУ должны менять формы и направления работы ДОУ с семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они спосо...

Нетрадиционные формы работы с родителями по экологии как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи.

Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности педагога. Взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем це...

Создание партнёрских отношений с семьями воспитанников через внедрение эффективных форм работы с родителями (законными представителями)

Сотрудничество семьи и ДО является залогом успешного развития детей.Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Зачастую и педагогам, и родителям...

"Инновационные формы работы с родителями (законными представителями) в современных условиях" (из опыта работы)

Хочу представить свой опыт работы по теме «Инновационные формы работы с родителями (законными представителями) в современных условиях». В современном обществе постепенно устанавливает...