Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами народной игрушки.
статья

Лопандина Надежда Павловна

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chteniya_lipetsk-_2018_dokladslaydy.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1 Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами народной  игрушки.

Лопандина Надежда Павловна,

Преподаватель православной культуры

МБДОУ Детский сад №3, МАДОУ детский сад №7

г.Лебедянь

Слайд 2  «Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом, 
сохранено, что народ пронес через столетия».
М.И. Калинин 

 

Слайд 3   Основной  задачей государственной политики Российской  Федерации  является обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. 

Слайд 4 В.В. Путин в своём ежегодном послании Федеральному собранию отметил: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические  делало нас крепче сильнее, чем мы всегда гордились».

Слайд  5  С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

 Слайд 6 В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное  построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении , основанного на культурных ценностях родной культуры. 

  Слайд 7 Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

  Слайд 8 Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, духовные  ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

 Слайд 8  Большое значение в жизни ребенка имеет игрушка. Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. Она проверена детской любовью к ней, детской игрой. Русская народная игрушка яркая и самобытная, она не потеряла своей привлекательности для детей и до наших дней.

Слайд 9 С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Отличительная особенность народных игрушек – выразительность образа, его условность и обобщенность, большая динамичность и декоративность. Вместе с тем игрушки, создаваемые в разных местах, своеобразны по содержанию, материалу, художественному стилю.

Слайд 10  Какие же воспитательные ценности несет с собой народная игрушка? В ней много теплоты, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении, она бодрая и жизнерадостная вызывает у ребенка восторг. Многие игрушки – это подлинная сказка.

Слайд 11 Народная игрушка не только радует, забавляет, не только эстетически развивает, она дает простор творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду и технике.

Слайд 12 Даже в веселой игрушке сплошь и рядом ребенку показывают сюжеты из трудовой жизни (кузнецы куют, хозяйка кормит кур и т.д.). Все что через игру постепенно вводит ребенка в трудовую жизнь взрослых.

Слайд 13  А ведь многим известно, что игрушка – не просто развлечение, средство физического развития и обучения,  игрушка – это культурный объект. По игрушкам можно судить о состоянии культуры общества. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации, происходит включение в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, представлениями о правде, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах. С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений и сложное мироустройство.

Слайд 14  Сегодня почти невозможно увидеть ребенка, играющего народной игрушкой. Народная игрушка ассоциируется в сознании детей и их родителей или с музейным экспонатом, или с сувенирной продукцией. Хотя еще не так давно народной игрушкой в России играли и наследники престола, и крестьянские дети.

 Слайд 15  Игрушки берегли, передавали по наследству. Русская игрушка, всегда добра, она веселила и радовала ребенка (медведь несет подарок человеку или помогает ему в труде (богородская игрушка), скоморох восседает на корове или свинье (сусанинская, каргопольская, дымковская игрушки)).    

Слайд 16 Народная игрушка не просто предмет, а она несет определенный смысл, характер и помощь в развитии ребенка.

Слайд 17 Именно народная игрушка полна традициями национального русского искусства, приспособлена к игре как главному проявлению духовной жизни ребенка.

Слайд 18  Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной игрушке. Поэтому, учитывая значимость игрушки, как для ребенка, так и для взрослого, необходимо знакомить детей с народной игрушкой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре России.
 Слайд 19  В дошкольных учреждениях №3 и №7 г. Лебедянь создаётся музей народной игрушки. Игрушки собираем  совместно с родителями воспитанников в разных городах России.

Слайд 20 Коллекцию нашего музея представляет дымковская игрушка, филимоновская, богородские резные медведи (г.Богородск, Сергиево – Посадский район), гжель, игрушки городецкой росписи, хохлома, каргопольские игрушки.

 Слайд 21 – 22 Цели и задачи программы

Слайд 23 Посмотрите, что за  вещи нынче в гости к нам пришли.

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, в мир добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди мастера.

Близ старинного подмосковного города Сергиева Посада, на высокой горе среди лесов и полей, раскинулось село Богородское. 

Слайд 24 Так при знакомстве дошкольников с житием преподобного Сергия Радонежского, на занятии идёт знакомство с богородской игрушкой.

Слайд 25 Символом богородской игрушки является медведь. В житии преподобного Сергия описывается случай, когда дикий зверь приходил к святому и не причинял ему вреда. 

   Слайд 26 Народный промысел  богородской игрушки зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад.

    Слайд 27 Ещё в XVII веке в стенах Троице-Сергиева монастыря существовало резное дело. Это не могло не повлиять на располагавшиеся поодаль деревеньки, которые и занялись игрушечным промыслом.

Слайд 28 Сначала богородские кустари изготавливали лишь отдельные части и переправляли в Сергиев Посад, где игрушка приобретала законченный вид.  богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

 С помощью игрушек рассказывают сказки.

 Сказка.

Жили – были дед  и баба. Показ деда с бабой. «Тень-тень-потетень в огороде-то плетень в избе печка топится бабушка торопиться». Бабушка хозяйничала по дому, и были у бабушки курочки. «На улице 3 курицы с петухом дерутся, кыш-кыш, ха-ха-ха пожалейте петуха» (показ игрушки: курочки клюют зерно). Бабушка очень любила своих курочек, выпускала гулять их, кормила, ухаживала за ними. Жили, дед с бабкой поживали, а вот помощников  у них не было.  Как – то раз наловил дед в реке рыбы, а порубить сил нет.

   Узнали звери, что деду с бабкой помощь нужна, решили они им помочь.

Пришли три медведя. Михайло Потапыч помог деду рыбу рубить, топориком стучал. «Что за грохот, что за стук? Тук-тук, тук-тук. (показ игрушки  медведь топориком стучит). 

А Настасья Петровна решила сыночка-медвежонка в баньке попарить. «Водичка-водичка умой мой личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок» (показ игрушки: медведица моет медвежонка). 

Так, целый день звери были заняты делами, помогали деду с бабкой.

А вечером к вечерней колокола зазвонили, дед с бабой к службе пошли.

Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.

Слайд 29

 Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,                  
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская матрешка.

  Слайд 30 Русская Матрешка – традиционный русский подарок. Символ русского народа. Матрешка – это неразделимое составляющее, объединяющее огромное количество различных матрешек.

  Сергиево – Посадские или Загорские матрёшки используются при знакомстве с темой «Моя семья». Дети создавали сюжет росписи своей матрёшки.

  Слайд 31 Очень интересными стали занятия с детьми при знакомстве с  игрушкой «колокольчик». Дети узнают  о роли колокольчика в жизни человека: извещать о празднике, пожаре, приближении неприятеля, о прибытии высокого гостя.

Слайд 32 С использованием колокольчика проводились беседы: «Храм – дом Божий», «Для чего нужны колокола?», «Откуда колокол пришел?», «Какие бывают колокольчики?». И в результате совместной деятельности с родителями работы в музее «Русская изба» ДОУ появилась выставка «Русь колокольная».

Слайд 33 Ой, свистулечка какая,
 Петушок  полосатенький!
Необычный, смешной
 И чуть-чуть пузатенький!
– Подожди минуточку,
Ты откуда, петушок? 
Петушок  свистит мой:
– Филимоновский я!

В музее и на занятиях дошкольники знакомятся с филимоновской игрушкой. Игрушки в селе Филимоново (г.Одоев, Тульская область) получаются смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом  и др.

 Слайд 34 При знакомстве детей с историей праздника Покрова Пресвятой Богородицы и традициями празднования на Руси, дети знакомятся с хохломской росписной посудой.

Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема,
Золотая Хохлома!

Слайды 35 – 36 - 37

Слайд 37 Итогом занятий является расписывание филимоновской игрушки.

  Дымковская игрушка представляет блестящую страницу в истории русского народного творчества.

Слайд 38  В нашем музее живут игрушки замечательных мастеров.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные,

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Казалось бы – простой узор,

Но отвести не в силах взор

Название этого народного промысла связано с селением Дымковская слобода, что на окраине старинного русского города Хлынова (позже г. Вятка, ныне г. Киров).

   Дымковская игрушка порождена праздником, вобрала в себя все самые яркие приметы народной культуры: ее жизнерадостность, богатство фантазии, остроту реалистического обобщения, высокое мастерство. Она веселая, красивая по цвету, нравится детям, вызывает чувство радости и света, желание повторить эту красоту, сделать ее своими руками. Мир дымковской игрушки – это сказочный, нарядный мир красивых выразительных фигурок: животных, людей, птиц, барышень, кавалеров, офицеров.

Слайд 39

При знакомстве дошкольников с житием и подвигами святых защитников Руси используются деревянные игрушки: палица, щит, меч, гусли.

Слайд 40   Народная игрушка отражает мир человека, его природное окружение и внутренний мир. Эти игрушки одновременно и развлекают, и дарят положительный настрой, прививают любовь к Родине, ее истории, помогают лучше узнать уклад жизни.

Список литературы

1.Абраменкова В. В. Игры и игрушки наших детей. Забава или пагуба? Современный ребенок в игровой цивилизации. – М., 2001.

2.Богуславская И. Я. Дымковская игрушка. – Л.: Просвещение, 1988. – 334с.

3.Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. – М., 1981.

4.Дорофеева А. Каргополь. Народная игрушка. Мир в картинках: наглядное дидактическое пособие: для детей 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 8с.

5.Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000. – 416с.

6.Кто подарил нам матрешку?//Вокруг света. – 2004. - №12. – С.92.

7. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Т. С. Комаровой. – М., 2000. – 231с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки"

Данный опыт работы содержит информацию о том, как воспитывать и прививать лучшие человеческие качества на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях.             ...

Конспект занятия по духовно- нравственному воспитанию дошкольников средствами театральной деятельности "Цветик-семицветик"

Конспект занятия по духовно- нравственному воспитанию дошкольников  средствами театральной деятельности "Цветик-семицветик"...

«Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами музыкальной и театрализованной деятельности»

Основная работа направлена на развитие эмоций у детей дошкольного возраста посредством интеграции музыкальной и театрализованной деятельности, для этого используются педагогические проекты в том числе...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки

"Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного..."...