«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает»
методическая разработка (старшая группа)

Камынина Марина Александровна

Русская тряпичная кукла своими руками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает»

Ход мастер – класса

 1.Орг.момент

Детей встречает воспитатель в русском народном костюме.

Добрый день и добрый час,

Я очень рада видеть вас!

Здравствуйте, ребята.

-Говоря по обычаю « здравствуйте» мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья.

-За окном такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку, а давайте  возьмемся   за руки, все вместе улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки.-  Спасибо за прекрасные улыбки.

– Ребята, сегодня мы с вами  отправимся в прошлое. Для этого предлагаю завязать ленты .  Далее берёмся за руки и с закрытыми глазами произнесем таинственные слова: «Раз, два, три -  «ПРОШЛОЕ»  приди»! И мы окажемся в далеком прошлом. Ну что, отправляемся?! ( игровой момент «Путешествие в прошлое»)

-Меня зовут « Мастерица – Кудесница».

-Я вас приглашаю в свою творческую мастерскую.

Проходите « У русского народа гостям всегда рады»  

(Дети рассаживаются на лавочке возле воспитателя)

Сядем рядком, да поговорим ладком!

  1. Теоретическая часть

-Посмотрите, что это такое? (корзина)

- Она не простая, волшебная.

-Чтобы узнать, что в ней лежит, мы попробуем отгадать загадку.

В корзину я спрятала игрушку

Девочек любимую подружку.

Можно с ней по-разному играть

Кормить, укачивать, в наряды наряжать.

Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь? ( Кукла)

- Скажите, ребята, а для чего нужны куклы?   - А у вас есть куклы?

-Я вам покажу свою коллекцию тряпичных кукол.

Показ  тряпичных кукол.

Посмотрите перед вами куклы – самоделки.

- Как вы думаете, почему они так называются? ( Ответы детей)

(Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей)

Изготавливали из подручного материала: соломы, бересты, травы ,веточек, лоскутиков. 

- Давно–давно были вот именно такие куклы.

Куклы делились на 3 группы: обрядовые, игровые, куклы – обереги.

- Ребята, а как вы думаете, почему называют кукла-оберег? (Ответы детей).

-Кукла-оберег, это, кукла, которая оберегала человека от несчастья.

Еще до рождения ребенка, мамочка мастерила  куклу - пеленашку, самый первый оберёг младенца, чтобы он рос здоровым .

Кукла « Благополучница» . Оберёг охраняющий  семью. « Домовушка»

Кукла- Вербница. Она символизирует весеннее пробуждение природы.

Пасхальная кукла – оберег. Защита от зла и болезней.

Кукла «Пасхальная голубка».  — обрядовая кукла, ее делали на Пасху себе или в подарок кому-то с пожеланием любви, счастья и добра. Куклу ставили в красный угол и хранили год, до следующего праздника. «Руки к небу держать, не когда не унывать».

Кукла « БЕРЕГИНЯ» — от слова «беречь», «оберег». Эту куклу ставят напротив входной двери, выше головы людей, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом, охраняла семью от ссор, болезней.

Тряпичная кукла жила в каждой семье. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. (Девочки, а вам сколько лет?) Вам тоже надо научиться делать кукол.

Посмотрите внимательно на этих кукол, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол?

 Чем они похожи? Что их объединяет?

Дети: У кукол нет лица.

Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.

Проводится хороводная игра «Золотые ворота»

  1. Практическая часть.

 (девочек приглашаю к столу для работы)

- Вы хотите иметь куколку – оберег? Тогда делу время, потехе час! Не зря так говорят у нас. Хватит, дети, забавляться, пора делом заниматься.

Для работы нам понадобится:
- -лоскут хлопковой или льняной ткани;
- лоскутки цветного ситца;
- нитки, атласная лента;
-для набивки вата.

Делается наша кукла  только с добром и чистыми помыслами.

А теперь потрём ладошки! Чувствуете сколько тепла в ваших руках, сколько энергии? Тепло наших рук, положительную энергию мы передадим нашим куклам.

 (Дети выполняют работу)

А теперь давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.

«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает»

4.Подведение итогов.

     

  Девочки, вы, МОЛОДЦЫ!

Вы настоящие рукодельницы!

Оберег нас охраняй.

Жить счастливо помогай!      (Дети повторяют хором.)

 Вы сегодня славно потрудились, узнали много нового. От ваших добрых дел загорелся маленький огонёк доброты.

- Чем занимались наши предки во время посиделок?

- Какую куклу мы с вами делали сегодня?

-Почему кукол делали без лица?

-Зачем вы сделали куколок?

Пусть кукла, сделанная вашими умелыми руками, станет оберегом на всё жизнь!



Предварительный просмотр:

 «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает»

Ход мастер – класса

 1.Орг.момент

Детей встречает воспитатель в русском народном костюме.

Добрый день и добрый час,

Я очень рада видеть вас!

Здравствуйте, ребята.

-Говоря по обычаю « здравствуйте» мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья.

-За окном такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку, а давайте  возьмемся   за руки, все вместе улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки.-  Спасибо за прекрасные улыбки.

– Ребята, сегодня мы с вами  отправимся в прошлое. Для этого предлагаю завязать ленты .  Далее берёмся за руки и с закрытыми глазами произнесем таинственные слова: «Раз, два, три -  «ПРОШЛОЕ»  приди»! И мы окажемся в далеком прошлом. Ну что, отправляемся?! ( игровой момент «Путешествие в прошлое»)

-Меня зовут « Мастерица – Кудесница».

-Я вас приглашаю в свою творческую мастерскую.

Проходите « У русского народа гостям всегда рады»  

(Дети рассаживаются на лавочке возле воспитателя)

Сядем рядком, да поговорим ладком!

  1. Теоретическая часть

-Посмотрите, что это такое? (корзина)

- Она не простая, волшебная.

-Чтобы узнать, что в ней лежит, мы попробуем отгадать загадку.

В корзину я спрятала игрушку

Девочек любимую подружку.

Можно с ней по-разному играть

Кормить, укачивать, в наряды наряжать.

Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь? ( Кукла)

- Скажите, ребята, а для чего нужны куклы?   - А у вас есть куклы?

-Я вам покажу свою коллекцию тряпичных кукол.

Показ  тряпичных кукол.

Посмотрите перед вами куклы – самоделки.

- Как вы думаете, почему они так называются? ( Ответы детей)

(Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей)

Изготавливали из подручного материала: соломы, бересты, травы ,веточек, лоскутиков.

- Давно–давно были вот именно такие куклы.

Куклы делились на 3 группы: обрядовые, игровые, куклы – обереги.

- Ребята, а как вы думаете, почему называют кукла-оберег? (Ответы детей).

-Кукла-оберег, это, кукла, которая оберегала человека от несчастья.

Еще до рождения ребенка, мамочка мастерила  куклу - пеленашку, самый первый оберёг младенца, чтобы он рос здоровым .

Кукла « Благополучница» . Оберёг охраняющий  семью. « Домовушка»

Кукла- Вербница. Она символизирует весеннее пробуждение природы.

Пасхальная кукла – оберег. Защита от зла и болезней.

Кукла «Пасхальная голубка».  — обрядовая кукла, ее делали на Пасху себе или в подарок кому-то с пожеланием любви, счастья и добра. Куклу ставили в красный угол и хранили год, до следующего праздника. «Руки к небу держать, не когда не унывать».

Кукла « БЕРЕГИНЯ» — от слова «беречь», «оберег». Эту куклу ставят напротив входной двери, выше головы людей, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом, охраняла семью от ссор, болезней.

Тряпичная кукла жила в каждой семье. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. (Девочки, а вам сколько лет?) Вам тоже надо научиться делать кукол.

Посмотрите внимательно на этих кукол, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол?

 Чем они похожи? Что их объединяет?

Дети: У кукол нет лица.

Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.

Проводится хороводная игра «Золотые ворота»

  1. Практическая часть.

 (девочек приглашаю к столу для работы)

- Вы хотите иметь куколку – оберег? Тогда делу время, потехе час! Не зря так говорят у нас. Хватит, дети, забавляться, пора делом заниматься.

Для работы нам понадобится:
- -лоскут хлопковой или льняной ткани;
- лоскутки цветного ситца;
- нитки, атласная лента;
-для набивки вата.

Делается наша кукла  только с добром и чистыми помыслами.

А теперь потрём ладошки! Чувствуете сколько тепла в ваших руках, сколько энергии? Тепло наших рук, положительную энергию мы передадим нашим куклам.

 (Дети выполняют работу)

А теперь давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.

«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает»

4.Подведение итогов.

     

  Девочки, вы, МОЛОДЦЫ!

Вы настоящие рукодельницы!

Оберег нас охраняй.

Жить счастливо помогай!      (Дети повторяют хором.)

 Вы сегодня славно потрудились, узнали много нового. От ваших добрых дел загорелся маленький огонёк доброты.

- Чем занимались наши предки во время посиделок?

- Какую куклу мы с вами делали сегодня?

-Почему кукол делали без лица?

-Зачем вы сделали куколок?

Пусть кукла, сделанная вашими умелыми руками, станет оберегом на всё жизнь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал".

Консультация "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал" знакомит  педагогов и родителей с различными видами русской народной куклы....

Мастер-класс "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"

«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»Мастер-класс для педагогов и детей старшего дошкольного возраста Одна народная мудрость гласит:«Расскажи- и я забуду, покажи- и я запомню,...

Презентация для детей:"Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"

Продолжать знакомить детей через игрушку с историей, традициями, бытом на Руси. Обогащать словарь детей новыми словами: "Кувадка", "Крупеничка", "Коляда", "Масленица", "Берестушка", и др. Воспитывать ...

Консультация для родителей " Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"

    В наше время, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Приобщение детей к русск...

«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает»

В настоящее время очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа.Теряется интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным иг...

Кто в куклы не играет, тот счастья не знает.

Кукла несет особые функции в психическом развитии ребенка. Одна из таких функций - это воспитание человеческих чувств, нравственности....

«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает!» Познавательно-творческий проект

            В настоящее время особое внимание в воспитании подрастающего поколения уделяется патриотическому воспитанию. Кукла – оберег это одна из составляю...