Опыт работы по патриотическому воспитанию «Правнукам победителей о Великой Отечественной войне»
статья

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. Это означает чрезвычайную важность того, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота.

В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложиться, помимо прочих, задача патриотического воспитания дошкольников.

Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой родине, готовность выполнить конституциональный долг, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно значимое поведение и деятельность. Эти качества дополняют структурные основные компоненты патриотизма – патриотическое сознание, чувства, отношения и деятельность.  

     На протяжении шести лет в МАДОУ  г. Балаково «Детский сад №38» ведется большая работа по патриотическому воспитанию дошкольников. Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Мероприятия, организуемые в рамках патриотического воспитания, ориентированы на старших дошкольников и призваны формировать эмоционально-волевые качества гражданина, патриота России, повышать уровень физической подготовки дошкольников, воспитывать стремление к сохранению и преумножению военного, исторического и культурного наследия. 

Цель: формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста) на основе уже имеющихся представлений о войне.

 

Задачи:

- формировать представление об истории ВОВ, используя различные виды деятельности;

- воспитывать любовь  и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактах, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.

- формировать у детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы (героизм, мужество, честность, отзывчивость).

- показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны;

- формировать потребность подражать героям ВОВ в ловкости, смелости, в стремлении быть похожим на них.

- развивать восприятие произведений литературы, живописи, музыки; 

- учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас;

- привлекать родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме Великой Отечественной войне.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx96.84 КБ

Предварительный просмотр:

http://www.congratulatorycard.ru/frameforphoto/3/1782foto22.jpg

Опыт работы по патриотическому воспитанию

«Правнукам победителей о Великой Отечественной войне»

2014-2015 уч.год

«Правнукам победителей о Великой Отечественной войне»

Пояснительная записка

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. Это означает чрезвычайную важность того, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота.

В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложиться, помимо прочих, задача патриотического воспитания дошкольников.

Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой родине, готовность выполнить конституциональный долг, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно значимое поведение и деятельность. Эти качества дополняют структурные основные компоненты патриотизма – патриотическое сознание, чувства, отношения и деятельность.  

     На протяжении шести лет в МАДОУ  г. Балаково «Детский сад №38» ведется большая работа по патриотическому воспитанию дошкольников. Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Мероприятия, организуемые в рамках патриотического воспитания, ориентированы на старших дошкольников и призваны формировать эмоционально-волевые качества гражданина, патриота России, повышать уровень физической подготовки дошкольников, воспитывать стремление к сохранению и преумножению военного, исторического и культурного наследия.  

Цель: формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста) на основе уже имеющихся представлений о войне.

Задачи:

- формировать представление об истории ВОВ, используя различные виды деятельности;

- воспитывать любовь  и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактах, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.

- формировать у детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы (героизм, мужество, честность, отзывчивость).

- показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны;

- формировать потребность подражать героям ВОВ в ловкости, смелости, в стремлении быть похожим на них.

- развивать восприятие произведений литературы, живописи, музыки; 

- учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас;

- привлекать родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме Великой Отечественной войне.

 

Формы организации детей:

  • проведение бесед, игр – бесед, которые планируется воспитателем дифференцированно в утренние и вечерние часы;
  • дидактические игры проводятся в индивидуальной форме, в удобное  для воспитателя и ребенка время, кроме того, дидактические игры рекомендуются родителям для занятий с детьми дома;
  • игры – путешествия, экскурсии проводятся во время занятий соответствующей тематики по разделам образовательной программы и за счет времени отведенного на прогулку;
  • досуговых мероприятия (военно-спортивные игры, интеллектуальные игры, развлечения, КВН, сюжетно-ролевые и творческие игры) организуются в тесном взаимодействии со специалистами детского сада (музыкальным работником, инструктором по физической культуре).

Область применения:

  • непосредственная образовательная деятельность;
  • организация спортивных праздников, соревнований;
  • кружковая работа.

 

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня нравственно – патриотической культуры педагогов, детей и их родителей;
  • гармоничное формирование разных видов отношений детей и взрослых;
  • развитие у детей устойчивого интереса к истории своего города, своей семьи;
  • успешное интеллектуально личностное развитие детей;
  • пополнение методической базы ДОУ по нравственно – патриотическому воспитанию;
  • вовлечение родителей в педагогический процесс и  укрепление  заинтересованности в сотрудничестве с ДОУ;
  • изготовление информационных карт о родственниках детей воевавших в Великой Отечественной войне.

В работе мы используем разнообразные методы и приемы патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.).

Педагоги стремятся учитывать, что воспитывать любовь к Родине  – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе мы используем наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).

Содержательная часть

Сегодняшние дети – это наше будущие. От нас зависит, какими они вырастут, будут ли гордиться страной, в которой родились, заботиться о процветании. Гордиться нам есть чем, но для продвижения страны к цивилизованному обществу предстоит ещё много потрудиться. Издавна славится наша страна своими защитниками, которые охраняли границы родной земли. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувство гордости, любви и уважения.

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.

Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы опираемся на следующие документы:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Закон «О днях воинской славы (победных днях) России».
  • Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».

Для оказания методической помощи и повышения профессионального мастерства педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников нами был составлен план поэтапной работы.

  • Анализ годового плана ДОУ и его корректировка в соответствии с поставленными задачами.
  • Анкетирование воспитателей по темам «Готовность к работе по патриотическому воспитанию», «Формирование представлений детей о родном городе» на предмет выяснения их знаний культурно-исторического наследия нашего города, владения вопросами методики приобщения детей к истокам национальной региональной культуры.

Результаты анализа анкет выявили необходимость повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

  • Работа с воспитателями по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
  • Мероприятия, проводимые с детьми по проблеме нравственно-патриотического воспитания.
  • Тематическая проверка работы воспитателей и ее оценка.
  • Обобщение опыта работы творческих воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников.

В нашем детском саду была разработана и осуществлена программа, посвященная 65-летию Победы, разработана и реализована программа, посвященная 70-летию Победы.

Программа разработана с учётом того, что взрослый (педагог, родитель) должен понимать: воспитание начал патриотизма и первых чувств гражданственности – это вовлечение маленького гражданина в социальную жизнь, его непосредственная связь с теми ближайшими и доступными объектами, которые его окружают. Реализация поставленных задач основывалась на системе методических приёмов, выстроенной годами работы нашего учреждения. Чтобы быть услышанными и понятыми детьми, мы выделили три ведущих направления: теория, практика, творчество. Что может малыш, постигая эти направления? Очень многое, если его верными спутниками будут и воспитатели и родители. Поэтому в основу всех мероприятий был положен принцип триединства – ребёнок, воспитатель, родитель.

    Теоретическое направление предусматривает  знакомство со страницами истории Великой Отечественной войны кроме традиционных форм работы (бесед, чтения книг), мы обратились к форме интегрированных занятий. При использовании новых технологий дети имели возможность посмотреть фрагменты фильмов о Великой Отечественной войне, услышать песни военных лет и сами их исполнить. Родители дружно откликнулись на воплощение проекта “Моя семья в годы войны”. Презентации фотографий, рассказы детей и взрослых, оформление газет вылились в праздник, «Сохраним в сердцах своих память вечную о них». Необходимо отметить, что теоретические занятия представляли собой не единичные мероприятия, а продуманный цикл “Нам есть, чем гордится”, позволяющий обогащать себя знаниями и переживаниями нашей истории.

Подготовленная почва детского восприятия стала благодатной для практических занятий. Вместе с воспитателями и родителями дошкольники активно участвовали в трудовом десанте по благоустройству Аллеи Героев. Накануне праздника была организована экскурсия с возложением цветов к памятнику Погибших воинов.

Дети узнают о том, когда и как началась война, какие сражения сыграли важнейшую роль в ходе военных операций, о роли женщин в войне, о том, какой ценой досталась нашем народу Победа. Воспитатели рассказали о бесстрашных героях войны, о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, оставшихся на полях сражений, о могиле неизвестного солдата у Кремлевской стены, куда приходят поклониться миллионы людей. Разработаны занятия-беседы, которые проводятся в апреле и мае «Детям о Великой Победе»: «Почему война называется Великой Отечественной?», «Защитники земли Балаковской», «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «Мы гордимся своими земляками», «Женщины на защите Отечества», «Дети и война», «Праздник День Победы».

Также дети знакомятся с произведениями художественной литературы, в которых рассказывается о Великой Отечественной войне, ее героях, а также о современных защитниках России.

День Победы занимает особое место в жизни каждого россиянина. Воспитатели доступно рассказывают о том длинном и трудном пути, который предшествовал этому знаменательному дню. Из бесед, занятий дети узнают о том, как огромная фашистская армия без объявления войны вторглась на территорию России, знакомятся с некоторыми важными событиями, произошедшими во время Великой Отечественной войны: битвами под Москвой и Сталинградом, блокадой Ленинграда.

Также педагоги не забывают про наглядный материал, необходимый для проведения занятий: репродукции картин и плакатов, посвященных войне, письма солдат, участников сражений, карту нашей Родины,  коллективные экскурсии в музеи (на выставки, посвященные войне), к памятникам и обелискам, просмотр фильмов о войне, беседы о героях, прославивших родной край.

Развитие и воспитание детей – это развитие творческого потенциала малыша, возможность проявления индивидуальности каждого ребёнка. Поэтому особое внимание мы уделили творческому направлению. Малыш не всё умеет выразить словами, и тогда на помощь приходит воображение. К праздничным датам приурочены конкурсы чтецов, выставки рисунков на военные темы: «С чего начинается Родина», «Сражение под Москвой», «Горячий снег», «Ночные обстрелы Ленинграда», «Салют Победы», «Мой прадедушка — ветеран Великой Отечественной войны», «Цветы победителям», «Мы за мир». Выставка творческих работ «Непобедимая и легендарная, в боях познавшая радость побед» - на конкурс представляются семейные творческие работы, коллективные работы детей и воспитателей. 

Конкурс поделок на военно-патриотическую тему дети, особенно мальчики, очень любят подобные творческие занятия, где они могут полностью показать свои знания в области военной техники, военной символики.

 В  работах наших воспитанников можно увидеть сильный положительный эмоциональный всплеск и личное бережное отношение к данному событию.

Накануне Дня Победы традиционно организовываются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Дошкольники с интересом рассматривают фотографии, письма с фронта, боевые награды, людей, прошедших Великую Отечественную войну.

Иллюстрации, подобранные для обучающих презентаций, позволяют глубже закрепить в представлении детей образы героев — защитников нашего Отечества, воспитывают желание сопереживать им, быть похожими на них.

Также дети знакомятся с произведениями художественной литературы, в которых рассказывается о Великой отечественной войне, ее героях, а также о современных защитниках России.

Работа по теме «Наши Защитники Отечества» неразрывно связана с оформлением выставок «Ордена и медали», «Мой дедушка и папа – солдаты», которая вызвала большой интерес у детей и их родителей. Встречи с ветеранами, оформление мини-музея боевой славы, обобщения семейного опыта воспитания «Как мы знакомим с памятниками нашего города», «Улицы названы в честь героев» – вся эта работа заложила в детях представление о феномене войны.

В конце такой плодотворной работы мы увидели положительный результат. У воспитанников обострилось понимание того, в какой стране мы живём, что наше Отечество развивалось в борьбе с врагами, что лучшие люди отдали свои жизни во имя мира на земле, во имя безоблачного детства маленьких граждан. Дети с уважением относятся к славным защитникам нашей Родины – войнам Российской Армии.

Тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее. В заключение хочется повторить слова, прозвучавшие в одном из интервью с родителями: «У человека, который не знает своего прошлого - нет будущего».


ПЛАН ПРОЕКТА

«Этих дней не смолкнет слава!»

 

 

 

Образовательное учреждение

Мероприятие

Дата проведения

Охват воспитанников

Ответственные

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №38 «Совёнок» г. Балаково Саратовской области

Создание в группах уголков

- "Никто не забыт и нечто не забыто",

 - "Слава героям-землякам! ",

 - Летопись военных лет",

 - "9 мая -  день Победы"

 

 ноябрь 2017г.

январь 2018г.     март 2018г.

май 2018г.

старшие и подготовительные группы

 

все возрастные группы

 

воспитатели

 

 

воспитатели

Презентация видеоряда

 -«Великая Отечественная война»,

 - «Города-герои»

 

 

 февраль 2018г.

 апрель 2018г.

средние, старшие и подготовительные группы

воспитатели

музыкальный руководитель

Краснова Г.В.

Просмотр видеофильмов о войне в соответствии с возрастам (отрывки)

1 раз в квартал

средние, старшие и подготовительные группы

воспитатели

Проектная деятельность

         «Мы-правнуки Великой Победы»

 

         «Они сражались за Родину!»

  • Спортивно – патриотический проект «Мы сильные, мы смелые, мы ловкие»
  • Патриотический проект «Поклонимся великим тем годам»

Презентация проектов

 

ноябрь-апрель 2017/18г

ноябрь-апрель 2017/18г

февраль

2018г

май

2018г.

май 2018г

старшая группа №3

подготовительные группы №4, №2, №9

средние, старшие и подготовительные группы

старшие и подготовительные группы

средние, старшие и подготовительные группы

 

воспитатели

инструктор по физической культуре Гревцова Н.П.

воспитатели, музыкальный руководитель Краснова Г.В., педагог психолог Зверева О.В.

 

Конкурс чтецов «Хотят ли русские войны»

май 2018г

подготовительные группы

воспитатели подготовительных групп

Тематическая выставка в музее ДОУ

«Помнить, чтоб жизнь продолжалась»

в течение года

средние, старшие и подготовительные группы

воспитатели

Организация торжественных встреч с ветеранами

«Не забудем их подвиг великий! » с приглашением ветеранов фронта и тыла

май 2018г.

 

средние, старшие и подготовительные группы

зам.зав. по ВМР,

педагог-психолог Зверева О.В.

Проведение с детьми дошкольного возраста тематических занятий, бесед о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»

 

апрель-май 2018г

 

средние, старшие и подготовительные группы

воспитатели

Организация детского пробега на территории ДОУ «Мы помним - мы гордимся! »

 

май 2018 год

 

все возрастные группы

инструктор по физической культуре Гревцова Н.П.

воспитатели

Организация фотовыставки «Дети — Герои Войны»

апрель, май 2018 г

 

средние, старшие и подготовительные группы

педагог-психолог

Зверева О.В.

Организация и проведение социально значимой акции «Никто не забыт»

май 2018 г.

старшая и подготовительные группы

педагог-психолог

Зверева О.В.

Проведение совместной акции с родителями «Ветеран живет рядом»

(подбор материала и составление презентаций родителями совместно с воспитанниками о родственниках, соседях, знакомых воевавших в годы ВОВ)

 

 

ноябрь-апрель 2017-2018гг.

 

 

средние, старшие и подготовительные группы

педагог-психолог

Зверева О.В. 

воспитатели

Вернисаж детского творчества

         «Салют над городом в честь праздника Победы»,

 

         «Мы голосуем за мир! », посвященного 70-летию Победы

 

 

апрель-май 2018 г.

 

 

Iмладшие, IIмладшие и средние группы

старшие и подготовительные группы

 

 

 

воспитатели

Участие в конкурсе детского рисунка «Наша Победа» 

апрель 2018г

 

средние, старшие и подготовительные группы

воспитатели

Проведение праздничных утренников для детей, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне

 

май 2018г

 

средние, старшие и подготовительные группы

музыкальный руководитель

Краснова Г.В.,

воспитатели

Организация и проведение мероприятий военно-спортивной и патриотической направленности

- осенний кросс, посвященный 70-летию Победы

- военно-спортивная игра «Зарничка»,

 - физкультурный досуг «Спортивным рекордам ваши славные имена».

 

 

октябрь

2017г.

февраль 2018г.

 апрель 2018г.

 

 

 

подготовительные группы

IIмладшие, средние группы

старшие, подготовительные группы

 

  

инструктор по ФИЗО

Гревцова Н.П.

воспитатели

 

Конкурс рисунков на асфальте

 «Миру – мир! »

 

апрель, май 2018г

старшие, подготовительные группы

воспитатели

Музыкально-литературный Салон «Песни, с которыми мы победили»

 

апрель 2018г.

 

старшие, подготовительные группы

Воспитатели, музыкальный руководитель

 

Оформление тематических альбомов

- Города-герои

- Оружие и техника ВОВ

-Блокада Ленинграда

 -Награды ВОВ

в течение года

старшая группа №3

подготовительная группа №2

подготовительная группа №9

подготовительная группа №4

 

воспитатели

Выпуск буклетов, тематических газет

в течение года

 IIмладшие, средние группы

старшие, подготовительные группы

воспитатели,

педагог-психолог

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию "Экскурсия в музей Великой отечественной войны"

Использование данного материала способстует развитию у детей патриотических чувств через знакомство с героическим прошлым нашей страны. Занятие может потребовать специальной подготовки (в зависимости ...

Военно-патриотический квест «Дорогами бессмертного полка» посвящен памяти славных героев-победителей в Великой отечественной войне

Участие в КВЕСТЕ способствует развитию командного духа, что является одним из основных факторов, способствубщих развитию социально-коммуникативных навыков. Кроме того, значимость КВЕСТА для развития н...

Патриотическое воспитание. Проект "Сибиряки- герои Великой Отечественной войны"

Проект был представленного на ХII городской конкурс проектов «Инновации в образовании», посвящённый 75-летию и отмечен Грамотой ГЦРО за II место на окружном этапе....

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Герои Великой Отечественной войны»

Воспитание гражданственности и патриотизма, духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста....

«Правнукам Победы о Великой Отечественной Войне»

Педагогический проект в старшей«Правнукам Победы о Великой Отечественной Войне»...

Патриотический проект. Посвященный Победе в Великой Отечественной Войне. На пути к Великой победе

9 Мая! Великий праздник для нашего народа. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших воинов.  75 лет эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас позд...