Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Герои Великой Отечественной войны»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Липкина Надежда Андреевна

Воспитание гражданственности и патриотизма, духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №83 комбинированного вида Приморского района

Санкт-Петербурга

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию

на тему: «Герои Великой Отечественной войны»

с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности

Технология: ИКТ (мультимедийная презентация)

Игровая технология

Автор: Воспитатель Липкина Надежда Андреевна

2022 г.

Цель: Воспитание гражданственности и патриотизма, духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

«Речевое развитие»

1.Продолжать работу над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями.

2. Развивать четкость и выразительность речи при чтении стихов, эмоционально-творческие способности.

3. Развивать речевую активность детей посредством введения новых терминов.

«Познавательное развитие»

4. Уточнять, расширять и закреплять представления о Великой Отечественной войне;

 о мужестве воинов, и юных героев Великой Отечественной Войны.
5. Продолжать знакомить детей с историей нашей Родины на основе конкретных исторических событий.

6. Обобщить знания детей о Дне Победы.

«Социально-коммуникативное развитие»

7. Формировать у детей патриотические чувства, на основе героического подвига народа в годы Великой Отечественной войны.

8. Воспитывать у детей любовь к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны.
9.  Воспитывать у детей чувство гордости за народ, победивший врага.

«Физическое развитие»

10. Совершенствовать общую моторику, снять усталость и напряжение, развивать координацию речи с движением.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о ВОВ; чтение рассказов о подвигах героев в ВОВ; рассматривание иллюстраций героев, разных видов орудий; знакомство с пословицами; заучивание стихотворений о победе, войне и мире; прослушивание военных песен; просматривание видео фильмов о ВОВ;

дидактическая игра «Составь из частей» 

Оборудование:
Проектор, презентация, музыкальное оформление, магнитная доска, картинки юных героев, дидактическая игра «Составь из частей»

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям поздороваться с гостями.

2 слайд. 

«Счастливые дети» (веселый смех).

Вопросы воспитателя:

- Ребята, посмотрите, кого вы видите на экране?
- Какие дети? (веселые, радостные).

- Это счастливые дети.
- Посмотрите ребята друг на друга. Как красиво вы одеты.
Вы ходите в детский сад, где столько много игрушек, скоро вы пойдете в школу, где будете учиться. Дома вас ждут любимые мамы, сладости. Вы тоже счастливые дети. Но так было не всегда.

Воспитатель предлагает детям пройти сесть и послушать стихотворение.
3 слайд.

Летней ночью на рассвете
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских -
Это значить - против нас.
Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли все,
Что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли.
Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели,
Чтобы было все для немцев,
Для фашистов - чужеземцев,
А для русских ничего!

4 слайд.

- Война. Какое страшное слово.

- Война - это горе и страх.

- Война это разруха и смерть.
- Ребята, а как вы понимаете, что такое война?
(война - это борьба, враг нападает, а защитники освобождают свою Родину).
- Кто напал на нашу страну? (на нашу страну напала фашистская Германия).
- Когда это случилось? (22 июня 1941 года).
- Что фашисты хотели сделать с нашей страной? (фашисты хотели уничтожить нашу страну, а людей сделать рабами).

- Как по-другому можно назвать этого врага? (фашисты, убийцы, немцы, гитлеровцы).
- Как они напали на нашу страну? (внезапно, стремительно, без предупреждения, вероломно).

5 слайд.

- Внезапно огромные силы двинулись на нашу Родину:
Танки, самолеты, артиллерия, пехота. Немецкие самолеты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции. Бомбы летели на больницы, жилые дома, детские сады и школы.

Чтение стихотворения ребенком:

«Фашисты шли и во мраке
За ними стоны и плачь
И в огненно-красной рубахе
Гулял пожар, как палач».

6  слайд.

- Как весь народ узнал о начале войны? (по радио сообщили о начавшейся войне).

(Ю. Левитан – правительственное сообщение о начале войны)

7 слайд.
В те грозные дни, словно клятва Родине звучала песня «Священная война».

(Слушание песни «Священная война»).
- Куда звала эта песня весь наш народ? (подняться на борьбу с фашистами, защитить нашу Родину).
- Все поднялись на защиту нашей Родины. Воины не жалели своей жизни, чтобы остановить врага. Они сражались на земле, в воздухе, на море.

Игра с пилоткой «Назови пословицу»

  • Один в поле не воин.
  • Жить – Родине служить.
  • Без смелости – не возьмешь и крепости
  • Нет Земли краше, чем Родина наша.
  • Одна у человека мать – одна и Родина.
  • Храбрый веселится, а трус боится.
  • Родина – Мать, умей за неё постоять.
  • Трус и хлопушку принимает за пушку.
  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  • Храброму смерть не страшна.

- Ребята, я расскажу о подвигах солдат.

8 слайд.

Красноармеец Александр Матросов совершил подвиг, он своим телом закрыл пулемет, дав возможность  бойцам совершить атаку, геройски погиб.

Удостоен звания «Герой Советского Союза»

9 слайд

Летчик капитан Николай Гастелло, выполнив задание, возвращался домой на своем самолете-бомбардировщике, увидев внизу на дороге колонну фашистов, танки, машины он врезался в эту колонну и взорвал их, но сам погиб героем.

Удостоен звания «Герой Советского Союза»

10 - 11 слайд.

28 панфиловцев полдня удерживали шоссе, не давая фашистам прорваться к Москве. Когда на них пошли танки тяжелораненый командир, обвязав себя связкой гранат, бросился под танк фашистский со словами: «Велика Россия, но отступать некуда - позади Москва». Он взорвался, уничтожив танк. Так же поступили и его остальные бойцы. Все солдаты погибли, но не пропустили врага к Москве. Сейчас на месте боя стоит памятник панфиловцам.

Удостоены звания «Герой Советского Союза»

12 - 13 слайд.

Зоя Космодемьянская.
 Группе партизан, в которой находилась Зоя, было дано боевое задание – совершить поджоги в нескольких населенных пунктах, в которых расположились фашисты. Зое удалось поджечь несколько занятых немцами помещений. На второй день, когда стемнело, она снова пришла в деревню. Зоя подкралась к конюшне и пыталась её поджечь, но часовой схватил ее. Фашисты пытали Зою, но она молчала. После пыток Зою повесили на сельской площади.

Зоя была первой женщиной, удостоенной звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны.

Чтение стихотворения ребенком:

«Но под осколками в крови

они на рубеже стояли,
Жгли вражьи танки, умирали

 И за любовь, и за страну, и за лесную тишину».

- «Герои никогда не умрут - они вечно живут». Как вы понимаете смысл этой пословицы?
(Да герои никогда не умрут - они вечно живут в памяти людей, мы помним о них и не забываем)

Словесная игра «Доскажи словечко» 

(Воспитатель начинает пословицу, дети заканчивают.)
· Герой за Родину ….. (горой)
· Где смелость, там и ….. (победа)
· Смелого пуля не …… (боится)
· Смелый боец в бою ….. (молодец)
· Один за всех и все за …… (одного)

- Сам погибай, а товарища….. (выручай)

- Храбрый побеждает, а трус…..(погибает)

- Наше преимущество – отвага…..(мужество)

- Какие орудия помогали нашим воинам воевать? А ответить на этот вопрос нам поможет игра «Составь из частей». Получить конверт с заданиями вы сможете только после того, как отгадаете загадки:

  • Под водой железный кит, днем и ночью кит не спит, не до снов тому киту, днем и ночью на посту. (Подводная лодка)
  • На машине катается. Внезапно появляется, больно кусается. Женским именем называется. («Катюша»)
  • Ползет черепаха, стальная рубаха. Враг в овраг и она там, где враг. (Танк)
  • Перевернутый котелок голову бойцу защитить помог. (Каска)
  • Своих глаз нет, а врагов видеть помогает. (Бинокль)
  • Под себя положу, под голову и укрыться останется. (Шинель)
  • Без крыльев летает, без звуков кусается. (Пуля)
  • На горе – горушке сидят черные старушки, если они охнут - люди глохнут. (Пушки)

- Молодцы, быстро и дружно отгадали загадки.

Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю вам превратиться в солдат и поиграть в игру  «Мы солдаты»

Физкультминутка «Мы солдаты»

На горах высоких,                           (поднимаем руки вверх)

На степном просторе                      (руки перед собой, ладонями вверх, разводим в стороны)

Охраняет нашу Родину солдат,     (ходьба на месте)

Он взлетает в небо,                        (изображают самолеты)

Он уходит в море,         (туловище наклонили вперед и движение руками, как при плавании)

Не страшны защитнику

Дождь и снегопад                           (ходьба на месте)

Шелестят березы,                           (руки подняты над головой, наклоны влево, вправо)

Распевают птицы,

Подрастают дети

У родной страны.                          (присели, руки вниз, и медленно поднимаемся)

Скоро я в дозоре

Встану на границе,                       (встать ровно, напрячь мышцы тела, рук, ног)

Чтобы только мирные

Снились людям сны.                   (поднять руки вверх, протягивая к солнцу)

- А сейчас, я предлагаю вам собрать картинки, чтобы узнать какие орудия помогали нашим солдатам воевать. Дети составляют картинки.

 -Назовите, какие орудия помогали солдатам воевать? (Самолеты, танки, пушки, автоматы, ружья, подводные лодки, «Катюши», пулеметы).

14 слайд.

- За освобождение своей Родины сражались не только взрослые, но и дети.
- Много подвигов совершили юные герои.
- Как вы понимаете выражение «Юный герой»? (молодой)
- Много подвигов совершили юные герои, многие погибли, а многие живут до сих пор.
- Я предлагаю вам рассмотреть выставку «Юных героев». (На магнитной доске)
- Расскажите об известных вам героях и их подвигах:

1. Зина Портнова ушла в партизаны, добывала оружие, помогала партизанам. Однажды она наткнулась на засаду, ее схватили, пытали, но она молчала. На допросе выхватила у фашиста пистолет и застрелила его, пыталась убежать, но ее поймали и расстреляли.

2.  Леня Голиков – партизан – разведчик. Вместе со взрослыми Лёня ушел в партизанский отряд, чтобы бороться против фашистов. Ему было 14 лет, когда он захватил важные документы, его представили к награде героя. Он погиб в неравном бою.

3. Витя Коробков, в 12 лет уходит с отцом в партизаны и становится разведчиком. Он мал ростом, неприметен, фашисты не обращают на него внимания, а он, гоняя обруч по улице,  все запоминает: сколько солдат, пулеметов, танков, где они стоят, а потом рассказывал все командиру. Погиб, награжден медалью «За отвагу».

4. Боре Кулешину было 12 лет, когда погибает его отец, а мать угоняют фашисты в Германию. Он просится на корабль юнгой. Во время боя подает снаряды, помогает раненым. Он был ранен, но выжил. За героизм его наградили орденом Красной звезды.

5. Витя Хоменко хорошо знал немецкий язык. Товарищи поручили ему устроиться в офицерскую столовую. Он мыл посуду, слушал разговоры фашистов, а потом передавал сведения партизанам. Витю Хоменко фашисты расстреляли. Он погиб героем. Посмертно удостоен ордена Отечественной войны I степени.

- Юные герои были смелыми, храбрыми вот поэтому их помнят все.

Чтение стихотворения ребенком:

«За страну родную люди
Отдавали жизнь свою
Никогда мы не забудем
Павших в доблестном бою».

15 слайд.

- И вот пришёл день, когда наступление захватчиков было остановлено.

- Советская армия погнала фашистов с родной земли.

-  Война длилась очень долго - 4 года. Много людей погибло. Наши воины сражались смело, решительно, не жалея своей жизни. Но наша доблестная армия не сдалась, она не только прогнала врага с нашей земли, но и освободила народы других стран, захваченных фашистами.

16 слайд.

-  Наши солдаты дошли до Берлина — главного города в Германии. И там, на самом главном здании, которое называлось Рейхстагом, был водружен наш красный флаг Победы.

17 слайд.

-  9мая 1945 года день нашей Победы над фашисткой Германией.
-  Ребята, как вы понимаете, что такое победа в войне? (Это значить, что наши солдаты победили, освободили нашу Родину.)

Чтение стихотворения ребенком:

«Победа! Победа, солдаты!
Все плачут и слез не таят…
Да разве забыть 45-ый,
На площади Красной - парад»

Звучит песня «Это день Победы».

18 слайд.

- Да, ребята в этот день в Москве на Красной площади был большой парад победителей.

19 – 20 слайд.

- Торжественным шагом проходили воины - победители и вдруг отделилась от общего строя колонна солдат, резко повернулась в сторону Кремля и бросила к подножью знамена фашисткой Германии.

Чтение стихотворения ребенком:

Такое площадь знала лишь однажды
Однажды видела земля.
Солдаты волокли знамена вражьи.
Чтоб бросить их к подножию Кремля.

21 слайд.

- Прошло много лет, с тех пор, как закончилась война, и наступил мир. Мы живем в мирное время, но помним и не забываем героев, которые погибли, защищая нас. Да будем же дети радоваться и беречь этот чудесный мир, в котором мы живем.

Звучит песня «Солнечный круг».

 Дети рисуют солнышку лучики пальчиками и дарят их всем гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы на тему «Герои Великой Отечественной войны. Лётчик А. П. Маресьев».

: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 6- 7 лет по теме «Герои Великой Отечественной войны. Лётчик А. П. Маресьев». Интеграция образовательных областей: ...

Нравственно - патриотическое мероприятие к юбилею Победы в Великой Отечественной войне.

Приходят люди к Вечному огню. Приходят, чтобы низко поклониться,тем, кто погиб в жестокую войну, их подвигами Родина гордится....

Проект интегрированной организованной образовательной деятельности по теме: «Герои Великой Отечественной войны в моей семье».

Проект  интегрированной организованной образовательной деятельностипо теме: «Герои Великой Отечественной войны в моей семье». Объект исследования: совместное изучение родителями и детьми сем...

Конспект НОД для детей старшей группы на тему «Герои Великой Отечественной войны. Лётчик А. П. Маресьев».

Конспект НОД для детей старшей группы на тему «Герои Великой Отечественной войны. Лётчик А. П. Маресьев»....

Презентация по теме: «Герои Великой Отечественной Войны»

quot;Герои Великой Отечественной Войны"...

Патриотическое воспитание. Проект "Сибиряки- герои Великой Отечественной войны"

Проект был представленного на ХII городской конкурс проектов «Инновации в образовании», посвящённый 75-летию и отмечен Грамотой ГЦРО за II место на окружном этапе....