Конспект НОД для детей старшей группы на тему «Герои Великой Отечественной войны. Лётчик А. П. Маресьев».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дюднева Наталья Юрьевна

Конспект НОД для детей старшей группы на тему «Герои Великой Отечественной войны. Лётчик А. П. Маресьев».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_a._maresev.docx290.12 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема: «Герои Великой Отечественной войны. Лётчик А. П. Маресьев». 

C:\Users\НАТАЛЬЯ\YandexDisk\slajd2.jpg

C:\Users\НАТАЛЬЯ\YandexDisk\006.jpg

Конспект НОД для детей старшей группы на тему «Герои Великой Отечественной войны. Лётчик А. П. Маресьев».


Интеграция
 образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

Цель: познакомить детей с родами войск, их флагами, российским флагом, с героем Великой Отечественной войны лётчиком А. П. Маресьевым.

Задачи:

Образовательные: 

-знакомство детей с героем ВОВ лётчиком А. П. Маресьевым;
-расширение представлений о российской символике (флаге);
-закрепление навыка подбирать синонимы, признаки.
Развивающие: 
-расширение знаний детей о герое ВОВ, о его имени;
-желание больше узнать нового, интересного об истории нашей страны;
-развитие слуховой памяти, зрительного внимания.
Воспитательные : 
-воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам ВОВ, развивать уважение и доброжелательность к людям.

Предварительная работа:                                                                                           Рассматривание иллюстраций и открыток о ВОВ, о родах войск, о летчике А. П. Маресьеве, заучивание стихов к празднику Победы, заучивание пословиц и поговорок о дружбе, именах, пение песен на военную тематику, чтение рассказов о героях ВОВ, изготовление с детьми  открыток, рисование военной техники (танки, самолеты).

Демонстрационный материал:

Иллюстрации, фотографии А.П. Маресьева, выставка книг на военную тематику, набор пазлов для сбора картины, георгиевские ленточки.

Ход НОД:


Организационный момент.

Воспитатель. Какой праздник приближается скоро? ( Приближается праздник День Победы). Сегодня мы с вами отправимся в музей боевой славы, а отправимся  мы туда на самолёте, т. е. полетим. (звучит фонограмма записи песни «Лётчики»).
1 «комната». На столе выставлено несколько видов флагов.
Вопросы к детям:
Какие из этих флагов вам знакомы? ( Российский, Республики Алтай).
Что и кто изображёно на флагах? (На российском изображены трёхцветные полосы: белая, синяя, красная, а на флаге Республики Алтай полосы белого и голубого цвета).

Воспитатель. Флаг — прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой, официальный символ государственной власти, олицетворяет суверенитет государства. Описание флага, как правило, фиксируется в конституции.
Флаг Росси́и — государственный флаг Российской Федерации, её официальный государственный символ (наряду с гербом и гимном). Флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цветов.

Флаг Республики Алтай представляет собой прямоугольное полотнище из двух горизонтальных полос: нижней - белого цвета и верхней - голубого цвета.

Ребята, но у нас есть и ещё флаги. Давайте с ними познакомимся по ближе.

Военно-морской флаг - это военная символика в виде белого полотнища с двумя диагональными полосами голубого цвета.

Флаг Военно-воздушных сил - это военная символика в виде прямоугольного двустороннего полотнища голубого цвета. В центре полотнища — изображение перекрещенных серебреных пропеллера и зенитной пушки на серебряных парящих крыльях. Из центра полотнища к углам и кромкам расходятся 14 расширяющихся желтых лучей . Четыре луча направлены в углы полотнища, два — к серединам верхней и нижней кромок полотнища, а остальные — равномерно распределены в промежутках между ними. Военно-морской флаг - это военная символика в виде белого полотнища с двумя диагональными полосами голубого цвета.

Нам пора лететь дальше.(звучит фонограмма записи песни «Лётчики»)

2 «комната». На стенде висят иллюстрации с изображением родов войск: военно-воздушные силы, морской флот, сухопутные войска. Ребята, я вам предлагаю под иллюстрациями родов войск повесить соответствующие флаги. Молодцы. А нам пора лететь дальше. (звучит фонограмма)

3 «комната». На стенде висят фотографии лётчика А. П. Маресьева  Мы с вами прилетели в следующий зал. На правах экскурсовода я вам предлагаю присесть на стульчики.

Отгадайте загадку:
И у бабушки есть, 
И у дедушки есть, 
И у мамы есть, 
И у папы есть, 
И у дочки есть, 
И у внучки есть, 
И у лошадки есть, 
И у собачки есть, 
Чтобы его узнать, 
Надо вслух назвать.

Правильно. Это имя.
Воспитатель читает стихотворение: С. Я. МАРШАК
Имена, имена, имена...
В нашей речи звучат не случайно.
Как загадочна эта страна,
Так и имя - загадка и тайна.
А как  вы думакте, что обозначает имя Алексей?

У каждого имени есть своё значение. Имя «Алексей» происходит от древнегреческого слова "алекс" и означает: защищать, защитник, помощник.
Сегодня я хочу рассказать вам о человеке, имя которого Алексей  Маресьев и был он лётчиком, героем Советского Союза. Он сыграл важную роль в  победе над фашистами в Великой Отечественной войне (показ фотографии Маресьева).
Алексей Маресьев родился 20 Мая 1916 года на Волге в городе Камышине. Его отец, Петр Маресьев, - солдат-окопник  Первой мировой войны - вернулся домой полуживым и вскоре умер. Алеше исполнилось тогда всего три года. Мать, Екатерина Николаевна, - добрая, работящая женщина, сама растила и воспитывала детей. Она работала уборщицей, получала мало и потому сыновей Петю, Колю и Лешу с детства приучала к труду, честности и справедливости.

Алексей после 8-го класса поступил в училище. Там он получил специальность слесаря. Затем подал заявление в Московский авиационный институт. Но вместо института по комсомольской путевке отправился на далекий Амур строить город юности - так тогда называли Комсомольск-на-Амуре. Там же на Амуре Маресьев поступил в аэроклуб. Парень успевал и работать ( со стройки его перевели на водный транспорт в качестве моториста - дизелиста ), и учиться лётному делу.

В 1937 году Алексея призвали в армию. Его настойчивую просьбу послать в авиацию уважили и направили служить в 12-й авиационный погранотряд. Но там, по словам самого Маресьева, не летал, а "заносил хвосты" у самолетов. "Взлетел" Алексей уже в Батайской военной школе пилотов в 1940 году, где был оставлен инструктором. Там же, в Батайске, он встретил войну.

Первый боевой вылет совершил 23 Августа 1941 года в районе Кривого Рога.  

В начале 1942 года 580-й ИАП, где служил Лейтенант Маресьев, выполнял задачи на Северо - Западном фронте. Здесь, в небе над Демянским выступом, Алексей записал на свой боевой счет первый сбитый самолет - Ju.52. Можно представить себе радость молодого военного летчика, когда он настиг "юнкерса", взял его в перекрестие прицела, выпустил реактивный снаряд и увидел, как длинный фюзеляж транспортного фашистского самолета развалился на две части. От него посыпались осколки.

А 4 апреля в воздушном бою в районе Старой Руссы истребитель Маресьева был подбит. Двигатель остановился. Пилот стал планировать к земле, высматривая местечко для вынужденной посадки. Впереди в гуще леса блеснул белый островок - занесенное снегом болото. Алексей направил туда падающий самолет, но запаса сил у истребителя не хватило, и он свалился на косматые ели...

Дальнейшая судьба летчика, упавшего в лесу в тылу врага, его 18-суточная отчаянная схватка с самой смертью - все это описано Борисом Полевым в книге "Повесть о настоящем человеке", которая стала учебником мужества для нескольких поколений  людей, и показано в одноименном фильме. От не минуемой гибели его спасли жители деревни Плавни - подобрали, начали выхаживать. Но раненые и обмороженные ноги воспалились, нужна была срочная операция. Через линию фронта его вывез на связном У-2 комэск Андрей Дехтяренко.

Все, что произошло со Старшим лейтенантом А. П. Маресьевым потом - госпитализация, ампутация голеней обеих ног, первые шаги на протезах, почти смертельный для него приговор военно - врачебной комиссии, снова отчаянная борьба за возвращение в небо - это долгий сплошной подвиг. Его мог совершить только человек железной воли и огромного мужества. Наконец, назло всем преградам и даже самой смерти - возвращение в Июне 1943 года в боевой летный строй. Это - вторая жизнь Алексея Маресьева. Она похожа на легенду, но на самом деле – не придуманная земная жизнь сильного, настоящего Человека..
Вопросы к детям
Сначала кем был Маресьев?( Сначала слесарем.)
Затем кем? (Затем лётчиком.)
Кем стал? (Стал Героем).

Дыхательная гимнастика. «Самолётик».  Ребята, а сейчас мы с вами встанем и сделаем гимнастику «Самолётик».

И.П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз.

1. Развести руки в стороны ладонями вверх (вдох),

2. Опустить руки, принять И.П. (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз. Почувствовали себя лётчиками?
Упражнение «Подбери признаки»
Кем бы он ни был, он всегда оставался лётчиком
Лётчиком (каким?)- смелым, бесстрашным, отважным, храбрым, умным, доблестным, исполнительным, трудолюбивым.

А сейчас мы с вами разберём слово «лётчик» на стенде. Сколько гласных в этом слове? (2) Сколько согласных мягких? (2) Сколько согласных твёрдых? (2).
Игра « Живые модели»

Я вам сейчас раздам фишки по звукам и мы с вами построим несколько моделей слова «лётчик».

Воспитатель. Имя Алексей определяет характер человека. Вы уже слышали, что Маресьев ответственно относился к делу. Он никогда не выдаёт чужие тайны, не терпит лжи.
Есть высказывания об именах:
« По имени – и житиё ».

А сейчас мы с вами «полетим» в следующую комнату музея. Здесь нам предлагают собрать самолёт А.П. Маресьева из пазлов.

4 «комната». Упражнение « Собери самолёт»
Давайте ещё раз посмотрим на самолёт этого выдающегося лётчика.
- Соберите из частей самолёт Маресьева.
Дети собирают самолёт и оставляют его на столе.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад, где мы посмотрим небольшой сюжет из фильма об Алексее Маресьеве. (звучит фонограмма)


Рефлексия: Где мы с вами сегодня были?  Что означает флаг?  Герб? Что за флаги мы с вами видели сегодня? С каким героем и его подвигом мы с вами познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей старшей группы «Животные во время Великой Отечественной войны»

Проект для детей старшей группы  «Животные во время Великой Отечественной войны»...

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы на тему «Герои Великой Отечественной войны. Лётчик А. П. Маресьев».

: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 6- 7 лет по теме «Герои Великой Отечественной войны. Лётчик А. П. Маресьев». Интеграция образовательных областей: ...

Проект в старшей группе "Мои земляки - герои Великой отечественной войны!"

Этот год,  как никакой другой, оказался более сложным, в связи со сложившейся ситуацией  во всём мире.Мы осваивали дистанционную работу, как с детьми, так и с их родителями. Было не легко, н...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Герои Великой Отечественной войны»

Воспитание гражданственности и патриотизма, духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия в старшей группе на тему: «О Великой Отечественной войне».

Цель: развивать у детей патриотическое чувство; воспитывать любовь к Родине на основе расширения представлений о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне.Обучающие задачи:- закре...

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Города-герои Великой Отечественной Войны»

Цель игры: закрепить знания детей старшего дошкольного возраста о городах-героях ВОВ.Задачи игры:Обучающие:Познакомить детей с памятниками, мемориалами, установленными в городах-героях ...