Воспитание нравственно-эстетических качеств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления и углубленного изучения народного декоративно-прикладного искусства.
статья

Макаренко Евгения Валерьевна

     Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания.

     Одним из основных принципов ФГОС дошкольного образования является  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

     Невозможно научить ребенка правде, добру, любви и уважению без формирования у него стремления к защите этих качеств и проявлений. Невозможно воспитать личность, обладающую  общей культурой, имеющую нравственные и эстетические качества, обладающую умением видеть красоту окружающего мира без формирования у ребенка таких понятий, как «красивое», «прекрасное», «истинное», без воспитания духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание нравственно-эстетических качеств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления и углубленного изучения народного декоративно-прикладного искусства.

     Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания.

     Одним из основных принципов ФГОС дошкольного образования является  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

     Невозможно научить ребенка правде, добру, любви и уважению без формирования у него стремления к защите этих качеств и проявлений. Невозможно воспитать личность, обладающую  общей культурой, имеющую нравственные и эстетические качества, обладающую умением видеть красоту окружающего мира без формирования у ребенка таких понятий, как «красивое», «прекрасное», «истинное», без воспитания духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

     Процесс нравственно-эстетического воспитания сложен и многогранен, но общим педагогическим  условием данной работы является предоставление всем детям равных возможностей для развития творческих способностей, основанных на формировании высокой нравственной потребности – потребности к творческому труду.            

     Воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-эстетических качеств и отношений успешно решается посредством разных видов искусства. Особое же значение в усвоение ребенком норм и ценностей, принятых в обществе, в формировании позитивных установок к различным видам труда и творчества, в формировании уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье имеет народное декоративно-прикладное искусство. Именно данный вид искусства помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающем мире и, что очень важно, воспитывает патриотические чувства. Ведь патриотизм в современных условиях – это с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа.

     «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа», — писал К.Д. Ушинский.

     Константин Дмитриевич доказал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества — патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Он требовал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества.

     В нашем дошкольном образовательном учреждении разработана модель процесса нравственно-эстетического воспитания детей всех возрастных групп посредством ознакомления и углубленного изучения народного декоративно-прикладного искусства. Основные цели данной работы – развитие стремления к прекрасному, воспитание уважительного отношения к народным традициям и культурным ценностям, формирование понятий наследие, традиции через обучение искусству художественных ремесел.

     Задачи, решаемые в процессе нравственно-эстетического воспитания, основаны на требованиях ФГОС ДО.

                                                  

                         

- Приобщение  детей к народной культуре, декоративно-прикладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности.

- Воспитание устойчивого интереса к народной культуре и творчеству как эталону красоты.

- Развитие эстетического (эмоционально-оценочного), образного восприятия, эстетических чувств.

- Развитие художественно-творческих способностей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.

- Учить использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы.

- На основе освоения опыта народных умельцев, мастеров, ознакомления истории и культуры своего народа развивать творчество, нравственность, гордость за свою Родину.

     Первым компонентом данной модели является формирование у детей эмоционально-нравственных отношений. Это процесс приобщения детей к истокам, истории русского народа. На данном этапе создаются условия, что бы каждый ребенок имел  возможность эмоционально пережить и откликнуться на традиционные произведения народного искусства - фольклорные произведения, народные игры, предметы, традиции, народные игрушки.

     В качестве второго компонента выступает работа по формированию у детей способности к самообучаемости в нравственно-эстетической сфере. Этот процесс направлен на то, что бы, не просто обучить детей каким-либо практическим навыкам и передать им определенную сумму знаний, а в большей степени, научить передавать свое отношение, испытывать радость от процесса исполнения, стремиться к самостоятельности.

     Третьим компонентом является формирование индивидуальных нравственно-эстетических свойств личности. На этом этапе педагогический процесс направлен на обучение детей самостоятельному оцениванию, определению собственных суждений.

     Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре позволяет естественно сочетать воспитание и обучение без резких границ между ними. Знакомство с народным фольклором, традициями, промыслом проходит в форме активного участия и практической деятельности каждого ребенка. Условия непосредственного участия детей в данном процессе предполагает глубокое изучение и адаптация такого материала, который может естественно войти в жизнь ребенка-дошкольника. Так же важнейшим условием является условие продвижения от опыта к знаниям – не просто педагоги учат и объясняют, дети осваивают новое через собственную практику.

Нравственно-эстетическое воспитание осуществляется по двум направлениям углубленного изучения народного фольклора и народного декоративно-прикладного искусства.

Модель данного педагогического процесса оформлена в виде перспективного плана на учебный год, который охватывает всех его участников. План состоит из следующих разделов:

– работа с детьми (интегрированные занятия, развлечения и досуги, просмотр видеофильмов, игровая деятельность, продуктивная деятельность, виртуальные экскурсии, чтение художественной литературы, музыкальное воспитание);

-  работа с педагогами по повышению их компетентности по данному направлению (самообразование, разработка мероприятий с детьми, подготовка видеопрезентаций, представление собственного опыта работы и методических разработок на мероприятиях разного уровня, организация мини-музеев, выставок);

- работа с родителями воспитанников (мастер-классы, открытые мероприятия, выставка детских работ, совместные досуги и развлечения, информационный материал).

     Преемственность всех участников педагогического процесса проходит через всю деятельность данного направления. Интегрированные занятия воспитателя, музыкального руководителя, учителя-логопеда. Совместные мероприятия с родителями, организация выставок поделок. Осуществляется преемственность и с социокультурными организациями города и района (музеи и библиотеки).

     Работа основана на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности.

     Результаты работы с детьми хорошо видны в организованных традиционных ежегодных открытых мероприятиях – интегрированных  развлечениях для детей по народному фольклору и интегрированных занятиях «Город мастеров», «Ярмарка народных умельцев».

     Не смотря на ежегодные проведения  таких мероприятий, каждое из них удивляет своими идеями, необычностью, новизной. Каждое из таких занятий объединено одной тематикой, стилистикой. Дети исполняют фольклорные старинные песни, хороводы, читают прибаутки, потешки, играют в народные игры, инсценируют. Затем дети самостоятельно демонстрируют полученные навыки и умения в декоративной росписи  различных предметов, которые изготавливают самостоятельно или с помощью родителей заранее.

     Опыт показывает, что такая организация работы позволяет сформировать у каждого ребенка фундаментальные черты личности, эстетический вкус, неиссякаемый интерес к познанию истории своего народа, основ русской народной культуры. Освоение традиционной культуры становится не просто проведением отдельных праздников, стилизованных «под фольклор», а настоящим образом жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия Педсовет тематический «Воспитание моральных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой».

Сценарий мероприятия Педсовет тематический  «Воспитание моральных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой»....

Мастер – класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»

Сегодня особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях людей, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, с...

«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой и народным творчеством»

Духовное воспитание дошкольников, позволяет правильно сформировать у детей мировоззрение, семейные ценности и нравственные понятия....

Воспитание положительных нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

Воспитание положительных нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок....

Мастер – класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказки»

Дать элементарные представления педагогам о назначении сказкотерапии, как нетрадиционной форме работы с дошкольниками в воспитании духовно - нравственных качеств.  Вызвать интерес к сказкотерапии...

Мастер – класс для воспитателей «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказка-терапии»

Цель: передача опыта использования технологии «Сказка-терапия» в воспитании духовно - нравственных качеств у детей дошкольного возраста.Задачи: дать элементарные представления педагогам о...