Выступление на методическом объединение тема: Особенности работы с детьми ОВЗ-аутизм.
учебно-методический материал (старшая группа)

Суцкая Татьяна Юрьевна

 

     Современный  педагог  должен  понимать  безусловную  приоритетность педагогического  сопровождения  детей  с  ОВЗ  со  стороны  компетентного  специалиста; быть  готовым  к  своевременному  выявлению  трудностей  у  такого  ребенка; уметь  организовывать  разнообразные  виды  помощи  обучающимся  с  учетом  отставания  в  развитии  социальных  или  познавательных  способностей. 

     Развитие инклюзивной практики в Российском образовании обеспечило равные права и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, возможность выбора подходящего им образовательного маршрута.

По статистике, каждый 50-й ребёнок школьного возраста имеет аутизм, каждый 88-й человек на земле рождается с аутическими расстройствами и подробнее в своей работе я хотела бы рассмотреть особенности детей с аутизмом.

   

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_s_detmi_s_ovz_makarova_ei.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении

воспитателя Суцкой Т.Ю.

Особенности работы с детьми с ОВЗ -аутизм.

     Современный  педагог  должен  понимать  безусловную  приоритетность педагогического  сопровождения  детей  с  ОВЗ  со  стороны  компетентного  специалиста; быть  готовым  к  своевременному  выявлению  трудностей  у  такого  ребенка; уметь  организовывать  разнообразные  виды  помощи  обучающимся  с  учетом  отставания  в  развитии  социальных  или  познавательных  способностей.

     Нельзя  всех  оценивать  одинаково, успех  у  каждого  свой. Важно  найти  тот  положительный  момент  в  деятельности  ребенка, который  может  быть  оценен выше.

     С  1  сентября  2013 года  в  России  вступил  в  силу  закон  «Об  образовании  в  РФ», в  котором  отражены  интересы  детей  с  ОВЗ. Детям  с  ОВЗ  сегодня  не  обязательно  обучаться  в  специальных   учреждениях, напротив, получить  более  качественное  образование  и  лучше  адаптироваться  к  жизни  они  смогут  в  обычной  школе.

С  1  сентября  2016  года  введен  ФГОС  НОО  детей  с  ОВЗ.  Стандарт  специального  образования  необходим, поскольку  дети  с  ОВЗ- это  дети  с  особыми  образовательными  потребностями.

Одна  из  важных  целей  Стандарта : гарантия  не  только  на  получение  образования  детям  с  нарушениями  развития, способным  обучаться  по  индивидуальным  адаптированным  программам, но  и  оказание  специальной  помощи  детям  с  ОВЗ, способным  обучаться  в  условиях  массовой  школы.

И  обязательным  условием  освоения  стандарта  является  систематическая  специальная  психолого- педагогическая  поддержка- создание  адекватных  условий  для  реализации  особых  образовательных  потребностей, включая  помощь  в  формировании  полноценной  жизненной  компетенции.

     Инклюзивное  образование  детей  с  ОВЗ  требует  от  педагогов  прямого  включения  в  коррекционный  процесс.

     Обучение  детей  с  ОВЗ  должно  иметь  коррекционную  направленность.

     Для  повышения  качества  коррекционной  работы  необходимо  выполнение  следующих  условий:

-формирование  УУД  на  всех  этапах  учебного  процесса;

-обучение  детей  выявлению  характерных, существенных  признаков  предметов, развитие  умений  сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать  выводы;

-побуждение  к  речевой  деятельности, осуществление  контроля  за  речевой  деятельностью  детей;

-установление  взаимосвязи  между  воспринимаемым  предметом, его  словесным  обозначением  и  практическим  действием;

-использование  более медленного  темпа  обучения, многократного  возвращения  к  изученному  материалу;

-разделение  деятельности  на  отдельные  составные  части, элементы, операции, позволяющее осмысливать  их  во  внутреннем  отношении  друг  к  другу;

-использование  упражнений, направленных  на  развитие  восприятия, внимания, памяти.

     При  проведении  коррекционной  работы  следует  применять  следующие  требования:

-по  возможности, исключая  методы  принуждения, использовать  приемы  активизации  работы  обучающихся, такие  как  свободный  выбор  количества  и  сложности  выполнения  заданий, различные  творческие  работы;

-обеспечить  возможность  последовательного  продвижения  от  легкого  к  трудному  с  помощью  разноуровневых  и  самостоятельных  работ;

-дать  возможность  обучающимся  достигать  более  высоких  целей  обучения, помогая  раскрыть  потенциальные  возможности  ребенка  с  помощью  заданий  на  смекалку, сообразительность, заданий, требующих  творческого  мышления; сравнивать  успехи  с  прошлыми  достижениями, а  не  ученика  с  учеником;

-создавать  необходимый  психологический  микроклимат  на  уроке, т.е. доброжелательное  отношение  к  детям, положительные  эмоции, состояние  успеха.

     Важно, чтобы  коррекционное  обучение  достигало  следующих  целей: образовательной, коррекционной, воспитательной. Образовательная  цель  определяет, чему  педагог  учит  на  данном  уроке. Коррекционная  цель  помогает  решить, какими  методами  на  данном  уроке  корректировать  психические  процессы  личности  обучающихся. Воспитательная  цель  позволяет  выстраивать  линию  позитивного  психологического  и  социального  влиянтя  на  личность  обучаемых.Все  эти  три  цели  обучения  должны  осуществляться  одновременно.  

     Развитие инклюзивной практики в Российском образовании обеспечило равные права и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, возможность выбора подходящего им образовательного маршрута.

По статистике, каждый 50-й ребёнок школьного возраста имеет аутизм, каждый 88-й человек на земле рождается с аутическими расстройствами.

    Главная сложность заключается в том, что в настоящее время очень мало специалистов, которые понимают специфику таких детей. Аутист — самый сложный педагогический «клиент», если мы научимся обучать аутистов, мы сможем применить систему инклюзии фактически для всех детей с особенностями.

  Аути́зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

      Ключевое представление об аутизме заключается в том, что мозг больного обрабатывает сенсорную информацию иначе, чем у здорового человека. Нарушения понимания значения информации, могут быть связаны и с умственной отсталостью, однако они ею не исчерпываются. У 20% аутистов отмечается наличие интеллекта среднего или даже выше среднего уровня, однако и в этих случаях остаются проблемы с пониманием значения информации. Воспринимая информацию, люди, страдающие аутизмом, ограничены в своих способностях ее интерпретировать и понимать смысл. Они не понимают значения того, что видят и слышат. Это мешает им понимать социальное поведение других людей. У них ограничены способности интерпретировать жесты.  

     Ребенок с аутизмом может и безразличным к происходящему, и

иметь стойкие страхи; совсем не пользоваться речью, пользоваться про

стыми речевыми штампами, но также и иметь богатый словарь и развер

нутую, не по возрасту сложную фразовую речь. У многих таких детей на

основе тестирования диагностируется выраженная и глубокая умствен

ная отсталость, но существуют и типично аутичные дети, интеллектуаль

ное развитие которых оценивается как нормальное и даже высокое. Не

редки случаи, когда дети с выраженным аутизмом проявляют избира

тельную одаренность, это может быть особая музыкальность, абсолютная

грамотность, математические способности и др. Кроме того, картина

трудностей и возможностей ребенка с аутизмом к школьному возрасту

значительно различается в зависимости от того, получал ли он адекват

ную специальную поддержку. Вовремя начатая и правильно организо

ванная психолого-педагогическая помощь позволяет поддержать попыт

ки ребенка вступить в более активные и сложные отношения с миром и

предотвратить формирование наиболее грубых форм детского аутизма.

         Детский аутизм при общем типе нарушения развития внешне прини

мает очень разные формы. Он включает и глубоко дезадаптированного

безречевого ребенка с низким уровнем умственного развития и детей с

блестящей «взрослой» речью и ранним к отвлеченным областям знания,

избирательной одаренностью. И те и другие, однако, нуждаются в специ

альной педагогической и психологической помощи.» (Никольская О.С.

Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. — 1995. — № 1.)

По классификации О.С.Никольской все разнообразие детей с ран

ним детским аутизмом может быть условно отнесено к 4м группам.

      Занятия с аутичными детьми должны проводиться в одно и тоже время, в одной и той же обстановке, может сопровождаться ритуалами начала и окончания урока, особыми поощрениями.

      Работа с детьми должна проводиться пошагово. Первым шагом будет постановка конкретной задачи, объяснением того, что ребенок должен сделать. Второй шаг – детальная демонстрация того, что нужно сделать. Третий шаг – выполнить поэтапно все действия вместе с ребенком, при необходимости используя его руку. Сложные операции следует разбивать на простые.

       Очень важны, в работе с аутичными детьми твердость, настойчивость и требовательность. Конечно, это очень трудно, как для родителей, так и для учителя, но важно помнить: добиваясь от ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, мы формируем соответствующий стереотип и ему так будет легче взаимодействовать, познавать мир, учиться.

      Очень часто слово «инклюзия» понимают превратно и ошибочно: как способ просто привести «особого» ребёнка в обычный класс. Это — удар как для ребёнка, так и для среды. Инклюзия — другое. Когда абсолютно любой ребёнок может пойти на занятие, но ровно настолько, насколько он готов — психологически, физически, эмоционально, интеллектуально. Кто-то может просидеть на занятие  минуту, а кто-то целое занятие.

  Ребёнок, который может пробыть на занятие лишь минуту, ничуть не хуже того, кто посещает целое занятие. Он также имеет право на образование, общение поэтому в дошкольных учреждениях открываются группы для детей  с ОВЗ в которых ведётся работа коррекционными  педагогами и количество детей ограничено, здесь ребёнку спокойнее и проще.

  В заключение хочется привести слова, с которыми мы обращаемся к родителям наших «особых» воспитанников: «Когда становится понятным, что ребенок, которого так ждали и бесконечно любили еще до рождения, страдает аутизмом, родители чувствуют растерянность, непонимание и задаются вопросом, почему это произошло именно с их ребенком. Но ученые пока не могут объяснить причину, почему рождаются эти особые дети с собственным, закрытым для других миром. Не стоит заниматься самокопанием, пытаясь найти причину такого состояния своего ребенка. Эти терзания ни к чему не приведут, кроме как к сплошному негативу, ссорам, выяснениям того, кто виноват. Необходимо просто смириться с этим и начать воспринимать ребенка таким, каким он есть. Только такой подход дает возможность подойти к решению проблемы, ведь специальные занятия, диета, медикаментозное лечение дают хорошие результаты. Многие дети, которым был поставлен диагноз «аутизм» сумели социализироваться и стать успешными людьми. Здесь можно назвать имена Билла Гейтса, Исаака Ньютона, Альберта Эйнштейна, Винсента Ван Гога и др. Дети-аутисты нуждаются в особом подходе, в  нашей любви, заботе и неустанной работе над их социализацией, которая необходима для того, чтобы они научились жить в обществе».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении тема:"Нетрадиционные средства оздоровления детей дошкольного возраста"

Знакомство с нетрадиционными формами оздоровления детей дома и в детском саду. Мероприятия, которые провожу в детском саду для оздоровления детей .Презентация на тему:"Нетрадиционные средства оздоровл...

Доклад выступления на методическом объединении тема:"Безопасность детей среднего возраста в быту"

Изучение правил безопасности в быту. Работа с родителями -изучение и выполнение правил:"Безопасность детей в быту"....

Выступление на педагогическом совете. Тема " Формы работы с детьми по формированию потребности в ЗОЖ во всех видах образовательной деятельности"

Выступление на педагогическом совете. Тема: " Формы работы с детьми по формированию потребности в ЗОЖ во всех видах образовательной деятельности"...

Выступление на РМО по теме: "Опыт работы с детьми с тяжёлым нарушением речи"

Выступление на РМО по теме: "Опыт работы с детьми с тяжёлым нарушением речи"...

Выступление с докладом на тему: "Особенности работы инструктора по физической культуре в ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС"

Необходимым условием эффективного развития детей с ограниченными возможностями здоровья является их физическое развитие. Основной целью проведения физкультурных занятий с детьми с ОВЗ является фо...

Выступление на методическом объединении тема "Использование методов и приемов ТРИЗ технологии, как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в шко...

Выступление на Методическом Объединении Тема: «Наглядный Метод моделирования сказок как средство развития связной речи»

Выступление на Методическом Объединении Тема: «Наглядный Метод моделирования сказок как средство развития связной речи» Актуальность. Каждый ребенок с первого года жизни старается выразить свою мы...