Статья "Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста"
статья

Антохина Елена Александровна

Дошкольный возраст является сенситивным по развитию коммуникативных способностей, которое происходит преимущественно в творческих играх. Обесценивание роли самодеятельной игры и фактическая замена ее дидактическими играми в указанном возрасте наносит прежде всего вред развитию коммуникативной активности дошкольников, тормозит формирование их творческой инициативы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является сенситивным по развитию коммуникативных способностей, которое происходит преимущественно в творческих играх. Обесценивание роли самодеятельной игры и фактическая замена ее дидактическими играми в указанном возрасте наносит прежде всего вред развитию коммуникативной активности дошкольников, тормозит формирование их творческой инициативы.

Вместе с тем, мировой опыт, российский опыт и достижения российских ученых доказывает, что дети-дошкольники успешно формируются в гуманистической среде, направленной на личностно-ориентированную модель. Большое место в этом процессе занимает детская игра, то есть активная деятельность ребенка, во время которой он овладевает социальными функциями, отношениями, языком как основным средством коммуникации.

Формирование и становление речевого развития в первые годы жизни ребенка влияет на всю его последующую жизнь. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важным условием становления у ребенка здоровой психики и дальнейшего ее правильного развития. Своевременное, то есть начатое с первых минут жизни ребенка, полноценное - значит достаточное по объему речевого материала, которое побуждает ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждом возрастном периоде. Понимание речи окружающих и личная активная речь сопровождает все деятельности ребенка. От уровня развития речи ребенка зависит успешность обеспечения целей его коммуникации с другими участниками взаимодействия[1].

Коммуникативная функция языка имеет для психического развития дошкольника важное значение, так как она заключается в использовании языка как средства общения. Как известно, дети начинают общаться еще до того, как учатся говорить. С развитием речи их общение становится совершеннее. Его эффективность зависит не только от знания грамматических правил и значений, но и от навыков высказывания определенного мнения в соответствующей ситуации. Умение разговаривать основывается на таких социальных навыках, как последовательность говорения; учет опыта, умений, интересов и потребностей собеседника; избегание доминирования в разговоре и перебивания собеседников; проявление внимания и готовность продолжить общение невербальными средствами (взглядом, жестом и т.п.).

Нарушение речевой функции негативно влияет на развитие процесса коммуникативной компетентности. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения, приводит к снижению активности в общении.

Способность к речи и к общению формируется у ребенка, развивается нормально, в процессе речевого опыта, под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит в строгой закономерности и характеризуется чертами, общими для всех детей. Л. С. Выготский утверждал, что «ребенок воспринимает окружающий мир не только через зрение и слух, но и через свою личную речь, так как ведет внутренний монолог и внешний диалог»[2]. Как отмечал А.А. Леонтьев, механизм речевой способности формируется на основе врожденных психофизиологических особенностей человека и под влиянием речевого общения[3]. Лингвистическая способность (способность) - это совокупность речевых навыков и умений, которые сформировались на основе полноценных предпосылок их развития. Нарушение или несформированность навыков общения или его дефицит и депривация особенно опасны в детстве, потому что «тянут» за собой отставание в речевом развитии.

Речевое развитие ребенка - это составная и показатель общего психического развития человека. Развитие речи детей имеет большую социальную значимость. Но ни для кого не является открытием то, что для того, чтобы заговорить, недостаточно родиться человеком. Социально-психологическая сфера личности развивается при включении индивида в систему взаимоотношений с окружающей средой в процессе усвоения общественно-исторического опыта человечества. Личность является динамической системой и находится в состоянии непрерывного изменения и развития.

Речевая личность развивается эффективно, только если она включена в полноценную речевую деятельность, в которой роль взрослого является главной, ведущей. Задача взрослого - всячески способствовать речевому развитию ребенка, активизировать и стимулировать его, выбирая для этого доступные и наиболее эффективные пути. Ведь именно формирование активной речи ребенка начинается с речевого подражания и является эффективным лишь при условии эмоционального подъема. Речевое пространство, насыщенное образцами речевой культуры, является основным источником становления речевой личности в раннем детстве. Малыш не имеет иного пути научиться говорить, только как подражать речи взрослых. Формирование речи в течение первых трех лет жизни ребенка является не просто накоплением словаря, а это сложный нервно-психологический процесс, который проходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослыми. Главным условием полноценного развития речи малыша является то, какой именно речи он подражает. И поэтому речь взрослых должна быть «правильной, разборчивой, простой, повторяющейся, разноцветной, живой»[4]. Для того, чтобы развитие понимания речи происходил эффективно важно создать такие условия, как постоянное общение с ребенком, наличие единых требований к речевому общению с ребенком всех близких взрослых, организация специальных игр и упражнений постепенное усложнение речевого общения. Также целесообразно использовать для общения с ребенком всех привычных режимных моментов (одевание, прогулки, кормление, купание, подготовка ко сну и т.д.)[5].

Семейное общение является главным фактором коммуникативно-речевого развития ребенка. Особое значение в период раннего детства для развития ребенка имеют его взаимоотношения с мамой, как с самым близким и важным человеком в его жизни. Мать, воспитывающая ребенка, должна обладать достаточной зрелостью и позитивным отношением к себе и окружающим. Особенности речи матери, то есть то, как она строит свое общение с ребенком, - все это не может не сказаться на языковом и личностном развитии ребенка. Особенности именно семейного общения играют основную роль в становлении психических функций, эмоционального развития и познавательной активности ребенка.

Также очень важно сегодня, чтобы педагоги-дошкольники понимали свою роль в формировании и становлении речевой личности современного дошкольника. Педагог, должен быть успешным, должен уметь формулировать и задавать вопросы, которые бы стимулировали умственную деятельность детей, должен обеспечивать положительный эмоциональный климат в группе, создавать атмосферу доверия, доброжелательности, заинтересованности в маленьком успехе каждого воспитанника. На сегодняшний день важно осознавать и помнить каждому воспитателю, что методы работы с детьми по развитию их речи не изменились, а изменился характер их использования и позиции педагога и детей в процессе их применения. Одновременно с традиционными появилось много инновационных методов и средств развития речи дошкольников, а именно построение занятия в виде словесных путешествий в мир сказки, фантазии, природы, искусства, звуков, красок и т.д. Для успешного развития речи большое значение имеет повседневное речевое упражнение детей во время игры, труда, различных режимных бытовых процессов, прогулок. Формирование навыков разговорной речи, культуры речевого общения требует естественных жизненных ситуаций, правдивых и понятных детям мотивов их речевой деятельности[6].

Требование времени, а именно личностно ориентированный подход к развитию речи дошкольников, дает возможность максимально учесть уровень речевого развития и языковые способности, намерения, желания, индивидуальные особенности каждого ребенка и стимулировать эти творческие проявления с организацией на их индивидуальность.

Но, к сожалению, специальные наблюдения показывают, что определенная часть дошкольников имеют трудности в коммуникации[7]. И с каждым годом эта проблема имеет тенденцию к увеличению. Это проявляется при внимательном изучении системы взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в быту, партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения. Развитие речи на этапе дошкольного детства у большинства детей сегодня имеет недостаточный уровень, что влияет на обеспечение ребенку успешности во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывают негативное влияние на межличностные отношения, определяют его невысокий социальный статус в группе сверстников.

Сложные отношения ребенка-дошкольника с ровесниками, которые выражаются в повышенной конфликтности, неумении договариваться о совместных делах и играх беспокоят сегодня взрослых. Также, несмотря на желание играть вместе с другими детьми, сегодня наблюдаем детей, которые вынуждены играть в одиночку или с близкими взрослыми. Взрослые видят причину этого в особенностях характера ребенка. Хотя на самом деле причина кроется в несформированности коммуникативной деятельности самого ребенка, а возникновение на этой основе характерологических особенностей носит не причинный, а скорее следственный характер. Приходится констатировать, что в системе обучения проблема преодоления трудностей в общении детей 5-6 лет недостаточно решена: большинство дошкольников имеют проблемы в межличностном взаимодействии; педагоги не учитывают природу невербального вида общения в учебно-воспитательном процессе и специфику его влияния на протекание вербального общения.

Изучение процесса становления общения у детей дошкольного возраста является на современном этапе очень важной задачей, так как позволяет не только прогнозировать трудности речевого взаимодействия между людьми, но предупредить их возникновение. Если в предыдущие годы основное внимание уделялось формированию отдельных речевых умений и навыков на основе элементарного осознания языковых явлений, то сегодня главной целью на этапе дошкольного детства является воспитание языковой личности, то есть формирование личности, адекватно, свободно и творчески применяющей язык в различных ситуациях с целью реализации собственно речевых задач, которые ставит перед ней жизнь.


[1] Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеев, В.И. Яшина. – з-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

[2] Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования/ Г.Н.Шелогурова (ред.).- М.:Лабиринт, 1996.- 416 с.

[3] Леонтьев А. А. Педагогическое общение. - М.: Знание, 1979. - 48 с.

[4] Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 288 с.

[5] Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 448 с.

[6] Вяльцева Д. В. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста // Вестник МГЛУ. 2014. №13 (699). С.60-68

[7] Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция : уч.-метод. пособие /А. Г. Самохвалова – СПб : Речь, 2011. – 150 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения,...

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения,...

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения,...

Развитие диалогической речи и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Проблема овладения детьми диалогической речью и коммуникативными  навыками является в настоящее время одной из актуальных в теории и практике педагогики и методики развития речи. Это обусло...

Особенности коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в семьях с разным типом воспитания.

Проблема общения младших школьников со сверстниками и взрослыми тради­ционно занимает одно из центральных мест среди проблем психологи­ческой помощи детям....

Цикл консультаций для родителей по формированию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей. Благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя. В социальном развитии ребенка-дошкольни...