Консультация для педагогов ДОУ "Солёное тесто"
консультация (подготовительная группа)

liliya Viktorovna

Консультация для педагогов ДОУ об актуальности работы детей с солёным тестом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou_solyonoe_testo.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с солёным тестом. Актуальность исследования

С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка.

Практика показывает, что, придя в школу в возрасте 6-7 лет, 70-80% первоклассников имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи.

Неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое.

Причин, ведущих к недостаточному развитию моторики много, но среди них можно выделить основные, наиболее распространенные, отражающие общие условия развития и воспитания современных детей. Наряду с ослабленным здоровьем и сниженным показателем общего физического развития детей, отставание в развитии моторики психологи объясняют и рядом социальных факторов. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. «Домашние» дети, не посещавшие до школы детский сад, иногда имеют катастрофически низкий уровень сформированности навыков тонкой ручной моторики (рисование, лепка, вырезание из бумаги и прочее), поскольку родители не уделили этому аспекту развития должного внимания. Это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.

Но, к сожалению,  лепке отводится мало занятий. Именно занятия лепкой имеют уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка, формируются мелкие мышцы рук, развивается моторика, идет интенсивное развитие речи, развиваются такие психические процессы как внимание, память, мышление. Во время лепки одинаково развиваются обе руки. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке.

Лепить можно из глины, пластилина, теста. Учитывая все достоинства и недостатки этих материалов, я предпочла бы в работе с детьми использовать соленое тесто. Т.к. дети уже имели возможность работать с пластилином и глиной, то освоить приемы лепки из соленого теста им будет не сложно.

Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:

  1. Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.
  2. Легко отмывается и не оставляет следов.
  3. Безопасно при попадании в рот.
  4. Не липнет к рукам при лепке.
  5. Можно сушить на воздухе.
  6. Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.
  7. Если покрыть лаком - сохранится на века.
  8. С игрушками из соленого теста можно без боязни играть, они не потеряют форму.

Этот материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов.

Развитию мелкой моторики, развитию «руки», ручной умелости необходимо уделять особое внимание. Это поможет в дальнейшем освоить сложнейший навык письма.

  1. Цель проектного исследования:
  2.          Разработать программу поэтапного знакомства детей с  солёным тестом и проверить эффективность её реализации.

Задачи  исследования:

  • Знакомство детей с нетрадиционным материалом для лепки - соленым тестом.
  • Совершенствование навыков ручного труда средствами лепки.
  • Развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов.
  • Развитие мышления, воображения, фантазии, творческих способностей.

Целевая группа:

Дети 3-7 лет (вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к   школе группы).

Гипотеза исследования:

  • Солёное тесто – это замечательный материал для поделок с детьми. Лепить могут даже самые маленькие малыши.

  • Лепка развивает моторику мелких мышц рук – это подготовит малыша к письму. После подобных занятий, ребёнку будет проще  совладать с ручкой или карандашом, а значит можно избежать лишних слёз и переживаний при подготовке к школе.  

  • У маленьких детей развитие речи напрямую зависит от развития мелкой моторики рук. На занятиях лепкой совершенствуются мелкие движения пальчиков, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления, что и приводит к  формированию умственных способностей детей.

  • Ребёнок сможет развивать свои творческие способности, у него сформируется художественный вкус.

  • Лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуется занятие лепкой.

Этапы реализации:

        Первый год обучения (вторая младшая группа)  предусматривает знакомство детей с нетрадиционным материалом для лепки – солёным тестом; развитие желания лепить; развитие навыков лепки; выполнение простейших элементов и поделок.

        Второй год обучения (средняя группа): продолжать развивать интерес детей к лепке; развивать и совершенствовать умение лепить из солёного теста; познакомить с приёмами использования стеки; учить вырезать детали формочкой из раскатанного пласта теста; аккуратно раскрашивать изделие.

        Третий год обучения (старшая группа): продолжать знакомить детей с особенностями лепки из солёного теста, учить соединять детали, смазывая их водой; закреплять умение вырезать формочкой; продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой наносить рисунок; продолжать формировать технические умения и навыки работы; закреплять навыки аккуратной лепки и раскрашивания.

        Четвёртый год обучения (подготовительная к школе группа): закреплять навыки и умения; учить создавать композиции, панно; в работах использовать дополнительные материалы (косточки, зёрнышки, бусинки и др.), развивать творчество детей.

Реализация должна привести к следующим результатам:

Дети должны знать:

  1. Особенности соленого теста.
  2. Приемы соединения деталей в поделках из соленого теста.
  3. Основные приемы лепки.
  4. Приемы использования подручных средств, при работе с соленым тестом.
  5. Последовательность изготовления картины из соленого теста.
  6. Узор корзиночного плетения, прием витья из двух жгутиков.

Дети должны уметь:

  1. Соединять детали из соленого теста различными способами.
  2. Применять основные приемы лепки,  как для небольших поделок, так и для составных изделий.
  3. Самостоятельно раскрашивать изделие.
  4. Использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства.
  5. Изготовлять небольшую картину из соленого теста.
  6. Выполнять узор корзиночного плетения, применять прием витья из двух жгутиков.
  7. Работать как под руководством воспитателя, так и самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и выработанные умения.
  8. Анализировать готовое изделие, сравнивать свое изделие с изделием товарища, находить сходные и отличительные свойства.
  9. Творчески подходить к выполнению работы.

Организация деятельности :

        Занятия лепкой из солёного теста могут планироваться как кружковая работа, проводиться во второй половине дня с подгруппой детей или как индивидуальная работа. Иногда интереснее на занятиях заменить традиционную лепку из пластилина лепкой из солёного теста.

Материал для педагога.

Тесто – доступный всем, дешевый и легкий в освоении материал. Его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике. Его можно окрашивать после того, как изделие высохло, а можно добавлять краски при замешивании. Или же в уже замешанное тесто добавить несколько капель гуаши или масляной краски, вымешивать его до тех пор, пока не исчезнут «мраморные» разводы и тесто станет однородным.

Для большей эластичности в тесто можно добавить 1-2 капли подсолнечного масла.

При работе с соленым тестом используются те же приемы, что и при работе с пластилином, глиной. Но для того, чтобы соединить детали между собой нужно провести смоченной в воде кисточкой по местам соединения и, прилепив детали, на некоторое время прижать их друг к другу. Если необходимо склеить небольшие детали, то делать это лучше всего с помощью половинки зубочистки.

Наносить рисунок на изделие из соленого теста можно с помощью различных подручных средств. Их необходимо всегда иметь под рукой. Это могут быть такие предметы: расческа, зубочистка, колпачок от шариковой ручки, старый стержень от шариковой ручки, чесноковыжималка, формочки для выпечки печенья, насадки для кулинарного шприца, красивые пуговицы, бисер, цепочки, нитки, камешки и т.д.

Чтобы изделия из теста стали прочными, их нужно высушить на свежем воздухе или обжечь в духовке. Обжиг надо проводить при не очень высокой температуре, иначе изделия могут обгореть, выпучиться или изменить цвет. Время обжига в зависимости от толщины изделия – 30-60 минут.

На батарее или на солнце изделия высохнут примерно через неделю. Но для этого надо, чтобы изделия не были очень крупными, иначе время их сушки будет значительно дольше.

После сушки изделия из соленого теста можно раскрашивать и лакировать. Для раскраски можно взять акриловые краски, но лучше всего использовать художественную гуашь, в которую добавлено немного клея ПВА. После высыхания эта смесь слегка блестит и не пачкает руки.

Для лакировки можно взять акриловый лак. Он водорастворим, нетоксичен и сохнет 6-8 часов.

  1. Вначале была лепешка.

Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях.

Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепешкам пришли первые караваи.

Древние египтяне 5000 лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба.

Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных и затем приносили их в жертву богам.

В Европе в древности фигурный хлеб из дрожжевого теста делали только руками, без вспомогательных материалов.

Италия в средние века славилась поистине удивительными мастерами, настоящими художниками, которые пекли такие великолепные фигурные хлеба, что купцы со всей Европы покупали их, чтобы по возвращении в свои родные страны дорого их продать.

Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.

В Китае начиная с XVII века делали марионетки из теста.

В Гималаях используют деревянные формы для изготовления жертвенных фигур из ячменной муки.

Один из народных художественных промыслов Эквадора – поделки из ярко окрашенного теста.

В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделанные пышным орнаментом.

В Восточной Европе изделия из теста не окрашивают: типичный коричневый тон выпечки считается особенно красивым.

В Польше, Чехии и Словакии очень популярны картины из теста.

Хотя поделки из теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Слоеное тесто"

Консультация для педагогов "Слоеное тесто"...

Мастер-класс для педагогов «Удивительное тесто»

Цель:-Обучить приемам лепки из соленого тестаЗадачи:-Изучить последовательность изготовления изделия;-Развивать моторику, мышление, фантазию;-Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе, желание...

Для педагогов интерактивный тест "Знатоки физической культуры"

для детей старшего дошкольного возраста интерактивный тест по физической культуре...

Консультация для педагогов: «ИГРЫ С СОЛЕНЫМ ТЕСТОМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»

Согласно ФГОС, основными целями и задачами художественно-эстетического развития детей является:Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;Воспитание интереса ...

Консультация для педагогов. Тема: «Лепка из цветного теста»

Тестопластика является одним из традиционных видов декоративно-прикладного творчества с глубокими национальными корнями, формирующая эстетический и этический вкус ребенка, а так же развивающая чувство...

Консультации для педагогов. Тест на эмоциональное выгорание

Что такое  эмоциональное выгорание? Эмоциональное  выгорание – это состояние эмоциональной, умственной и физической истощенности. Когда у человека накапливаются негативные эмоции,...