Консультация для педагогов "Тест-словарь по методике М.Даскаловой"
консультация на тему

Сухарева Светлана Александровна

презентация и текст к слайдам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test-slovar_po_metodike_daskalovoy_f.pptx736.23 КБ
Файл daskalova.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тест-словарь по методике Даскаловой Ф.Г. Выполнила Сухарева С.А.

Слайд 2

Даскалова Фидана Георгиевна (род. В 1941 г. , с.Петрово, Болгария)

Слайд 3

Цель теста: определение уровня развития словаря детей дошкольного возраста ; количественный и качественный состав словаря; понимание значения слова, степень его обобщенности; умение пользоваться выразительными средствами языка и употреблять их в связной речи.

Слайд 4

Для проверки понятий значения слова детям предлагаются задания на определение - "Что такое…?" и "Что значит слово?" При диагностике используется специальный тест-словарь, состоящий из четырех субтестов для детей трех, четырех, пяти и шести лет.

Слайд 5

В него включаются имена существительные двух типов - конкретные и абстрактные. Количество абстрактных слов увеличивается в тестах, предназначенных для детей более старшего возраста. Перечни слов составлены на основе данных о 1000 слов, наиболее часто употребляемых в активной речи детьми дошкольного возраста.

Слайд 6

Для детей 3 лет: Дом Человек Солнце Мать Вода Птица Река Рука Окно Дерево Мясо Ветер Собака Голова Книга Женщина Дождь Пища Луна Жизнь

Слайд 7

Для детей 4 лет: отец лошадь волосы сон удочка озеро сказка облако картина рыба кошка хлеб игра встреча работа камень огонь свобода краска сердце

Слайд 8

Для детей 5 лет: Езда Врач Змея Фрукты Девочка Язык Стул Ухо Зуб Товарищ Смерть Деньги Удовлетворение Суп Любовь Мир Смех Боль Жара Голод

Слайд 9

Для детей 6 лет: Яйцо Верёвка Вор Полицейский Время Битва Храбрость Богатство Надежда Успех Музыка Опасность Свадьба Знание Писатель Суд Правда Шум Середина Употребление

Слайд 10

Обработка теста: Правильный ответ на каждый вопрос условно оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов для трехлетних детей - 20, четырехлетних - 40, пятилетних – 60, шестилетних - 80. При необходимости можно вычислить оценочный коэффициент через соотношение между количеством баллов и количеством всех заданных слов. Если оценочный коэффициент приближается к 1, это говорит и о богатстве словаря, и об успешности овладения понятийным значением –слов ( Даскалова Ф. Г. Методика на обучението по роден език в детската градина. - Пловдив, 1994. - С. 152-154.)

Слайд 11

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Тест-словарь по методике Даскаловой (слайд 1)

Слайд 2

Даскалова  Фидана Георгиевна (род. В 1941 г. , с.Петрово, Болгария), доктор наук, уже в 24 года была научным сотрудником в Белогородском университете, где она обучалась.

Автор многих методик и диагностик по развитию речи дошкольников, например существует Диагностика речевого развития детей 5 года жизни (Ф. Г. Даскалова) , там несколько тестовых заданий. 

Слайд 3

Цель теста  Даскаловой:

  • определение уровня развития словаря детей дошкольного возраста ;
  • количественный и качественный состав словаря;
  • понимание значения слова, степень его обобщенности;
  •  умение пользоваться выразительными средствами языка и употреблять их в связной речи.

Слайд 4

  • Для проверки понятий значения слова детям предлагаются задания на определение - "Что такое…?" и "Что значит слово?" При диагностике используется специальный тест-словарь, состоящий из четырех субтестов для детей трех, четырех, пяти и шести лет.

Слайд 5

  • В него включаются имена существительные двух типов - конкретные и абстрактные. Количество абстрактных слов увеличивается в тестах, предназначенных для детей более старшего возраста. Перечни слов составлены на основе данных о 1000 слов, наиболее часто употребляемых в активной речи детьми дошкольного возраста.

Слайд 6

Дом, человек, солнце, мать, вода, птица, река, рука, окно, дерево, мясо, ветер, собака, голова, книга, женщина, дождь, пища, луна,  жизнь.

Слайд 7

    отец                     лошадь           волосы

    сон                       удочка             озеро  

    сказка                 облако             картина

    рыба                    кошка              хлеб  

    игра                     встреча            работа

    камень                огонь               свобода

    краска                 сердце

Слайд 8

Езда, врач, змея, фрукты, девочка, язык, стул, ухо, зуб, товарищ, смерть, деньги, удовлетворение, суп, любовь, мир, смех, боль, жара, голод.

Слайд 9

 Яйцо, верёвка, вор, полицейский, время, битва, храбрость, богатство, надежда, успех, музыка, опасность, свадьба, знание, писатель, суд, правда, шум, середина, употребление.

Слайд 10

Правильный ответ на каждый вопрос условно оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов для трехлетних детей - 20, четырехлетних - 40, пятилетних – 60, шестилетних - 80. При необходимости можно вычислить оценочный коэффициент через соотношение между количеством баллов и количеством всех заданных слов. Если оценочный коэффициент приближается к 1, это говорит и о богатстве словаря, и об успешности овладения понятийным значением –слов (Даскалова Ф. Г. Методика на обучението по роден език в детската градина. - Пловдив, 1994. - С. 152-154.)

Толкование значения слова вне контекста. 

Ребенку предъявляют слова и задают вопрос «Что такое... ?» или «Что значит слово...?». Объяснение, которое дает ребенок, позволяет судить

о степени усвоения значения слова.

Критериями оценки являются обычно правильность, точ-

ность, полнота представлений ребенка о лексическом значении

слова, которые проявляются в детском толковании.

Возможны следующие способы толкования ребенком зна-

чения слова, которые свидетельствуют о той или иной степени

усвоения его значения:

• через отнесение к определенной категории (Стул – это

мебель);

• через отнесение к категории с указанием некоторых диф-

ференциальных признаков (Девочка – это такой человек маленький, у которой есть косички и юбочка);

• через функциональный признак  (Удочкой ловят рыбу);

• через внешние признаки , описание его частей

(Картина – на ней есть рисунок и рамка ещё  с ниточкой);

• через конкретизацию (кошка – это домашнее животное);

• с помощью синонима или антонима с приставкой не-

(верёвка- канат; шум – это когда не тихо);

• через включение в контекст (середина - дороги;

Зуб –болит);

• с помощью описания ситуации, иллюстрирующей значе-

ние слова (любовь – это когда мама и папа целуют друг друга и держат за руки)

);

• с помощью однокоренного слова (смех –смеяться);

• с помощью изменения формы слова (езда - ездят).

Тот или иной способ толкования демонстрирует, насколько

точно ребенок представляет себе значение слова, какие компо-

ненты значения осознает. Легче определяются ребенком значения конкретных существительных, В то же

время определение значения абстрактного существительного за-

трудняет и ученика средней школы: (удовлетворение,  употребление, храбрость, успех).

Выполняя трудное для него задание (а истолкование се-

мантики слова даже для взрослого носителя языка – достаточ-

но трудная задача), ребенок может просто повторить слово или

отказаться объяснять его значение (Не могу объяснить; Знаю,

что такое, но объяснить не получится), ПРЕДЛОЖИТЬ взрослым объяснить что такое ЗНАНИЕ ( это когда я что-то знаю, а он нет), НАДЕЖДА ( это когда я что-то хочу и думаю, что мне купят), МИР ( когда никто не дерётся и не ссорятся),

 но это еще не значит,

что слово вообще отсутствует в его лексиконе.

В случае отказа желательно

выяснить понимание значения слова с помощью другого при-

ема: попросить показать (на картинке, с помощью жестов) или

составить словосочетание, предложение, рассказать историю,

которая  помогла бы понять, что значит слово.

Это можно использовать и потом в индивидуальной работе с детьми по обогащению и развитию словаря детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Предлагаемые рисуночные методики являются диагностическим, (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека)  и профилактическим  материалом в работе по про...

Консультация для воспитателей по теме: "Методика организации и проведения прогулок" с использованием информационно-коммуникационных технологий и интерактивного оборудования

Консультация для воспитателей по теме "Методика организации и проведения прогулок" с использованием информационно-коммуникационных технологий и интерактивного оборудования....

Консультация для воспитателей:"ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ."

Физкультурные занятия — основная форма организованного об-учения детей физическим упражнениям в подготовительной к шко-ле группе....

Консультация для родителей на тему: "Методика организации чтения с детьми"

В данном материале даны практические рекомендации для родителей по организации чтения с детьми....

Консультация для воспитетелей на тему "Методика проведения рисования в разновозрастных группах детского сада"

Консультация для воспитателей поможет вспомнить или ознакомить педагогов дошкольных учреждений с методикой проведения ИЗОдеятельности....

Консультации для воспитателей. Организация и методика проведения прогулки в детском саду.

Воспитатель детского сада должен знать о прогулках всё, поскольку задача ДОУ охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, создавать благоприятные условия развития дошкольников. Одно и...

Консультация для воспитателей "Организация и методика проведения театрализованной деятельности в детском саду"

Цель:  Для приобщения и развития артистизма, творчества, активности детей,  помочь педагогам использовать  разнообразные  формы организации театрализованной деятельности,  мет...