Консультация для воспитателей по теме: "Методика организации и проведения прогулок" с использованием информационно-коммуникационных технологий и интерактивного оборудования
консультация по теме

Вера Николаевна Михайлова

Консультация для воспитателей по теме "Методика организации и проведения прогулок" с использованием информационно-коммуникационных технологий и интерактивного оборудования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_vospitateley_po_teme.doc38.5 КБ
Файл progulka_v_detskom_sadu.pptx403.68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для  воспитателей по теме:

«Методика организации и проведения прогулок»

с использованием информационно-коммуникационных технологий и интерактивного оборудования

Консультацию провела воспитатель:

Михайлова В.Н.

Методика организации и проведения прогулок

     Одно из самых главных условий воспитания здоровых детей – прогулки. Закаливающее действие колебания температур, свежий воздух, открытое пространство, общение с природой – все это благотворно сказывается на растущем организме, укрепляет физическое и психическое состояние ребенка. Непременным условием успешного развития и воспитания детей на свежем воздухе является одновременное сочетание необходимых структурных компонентов: разнообразные наблюдения,

                                                дидактические занятия

                                                трудовые действия

                                                подвижные игры и игровые упражнения.

     На прогулке осенью нужно обратить внимание детей на осенние цветы, растущие на клумбах, узнать, какие из них знакомы детям,  познакомить с новыми. Спросить, как нужно относиться к ним (не рвать, не топтать). Закрепить понятия «цвет», «высота», «длина», помочь выделить основные части растений. Показать детям многообразие красок золотой осени, раскрыть понятие «листопад». Познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня», наблюдать за небом, какое оно (чистое, голубое, теплое или серое, низкое, хмурое), за ветром, за дождем, зимой познакомить  со свойствами  снега, льда, летом наблюдать за грозой, радугой. Также круглый год  нужно наблюдать за деревьями, птицами, за домашними животными, за работой дворника:  

                                                             «Встает дворник на заре,

                                                             Крыльцо чистит на дворе.

                                                             Дворник мусор уберет

                                                             И дорожки разметет».

     Дидактические игры и упражнения,  отгадывание загадок:

«Потеряла Вероничка на прогулке рукавичку.

Тишке равных в сыске нет, без труда возьмет он …(след).

 

Чтение стихов:

 Здравствуй осень! Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим:

Что в подарок принесла?».

Разучивание пословиц, чистоговорок, скороговорок:

«Октябрь землю покрыл где листком, где снежком»,

«А любили ли лилипуты лилии?»

 «У пеньков опять пять опят»

Пальчиковая гимнастика:

1.Ветер по лесу летал,                  Плавные волнообразные

Ветер листики считал:               движения ладонями

Вот дубовый,                              Загибают по одному пальчику

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

Вот последний лист  с осинки

Ветер бросил на тропинку.        Укладывают ладони на колени.

2.Пальчики свои зажали в кулачок

Пальцы спрятались в комочек и молчок

Захотели в прятки пальцы поиграть

Отправляемся все пальчики искать

«Здравствуй, первый пальчик,- я сказал любя

От меня не прячься, я нашел тебя

«Выходи, второй брат и тебя узнал

Указатель пальчик голову поднял

Разогнулся рядом третий середняк

Помогает братьям, если что не так

Притаился рядом безымянный брат

Мой четвертый пальчик, как ему я рад

Удалец-мизинец отыскался сам

Я теперь о братьях расскажу друзьям.

3.Этот пальчик - дедушка

Этот пальчик - бабушка

Этот пальчик-папочка

Этот пальчик- мамочка

Этот пальчик - это я

Вот и вся моя семья»

4.Как у деда Ермолая

  Вся семейка небольшая

  Только сам да сама

  Только кум да кума

  Да два сына с усами

  Да две дочки с косами

  Да две внучки на печи

  Уплетают калачи»

Интересные упражнения на развитие мелкой моторики руки также развивают речь детей, дают возможность для  их умственного и нравственного развития. Например, «Узнай дерево по листочку»- детям предлагается листок дерева, которому он принадлежит. Дети называют дерево. Или, с целью развития речевого дыхания проводится следующее упражнение «Сдуй листок со стола», где   дети по команде делают глубокий вдох и дуют на листья, вытянув губы трубочкой.

     Повышению двигательной активности детей в разные периоды года помогают разные подвижные игры и упражнения. Например, игра на развитие быстроты и ловкости «У медведя во бору», где дети подходят к медведю со словами:

У медведя во бору

 Грибы, ягоды беру!

 Медведь постыл,

 На печи застыл!  

На последние слова убегают от «медведя».

С целью научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже можно играть в  игру «Пузырь»   

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой

Оставайся такой

Да не лопайся!

Пух! На последние слова разрывают круг и приседают.

С целью развития пространственной ориентации играем в игру «День и ночь». Дети делятся на 2 команды – «день», «ночь. По сигналу «день» дети этой команды убегают, а другая догоняет и наоборот. «Горелки», «Лиса и зайцы», «Море волнуется», «Зайка беленький сидит» – дети выполняют движения в соответствии с текстом, подпрыгивают, хлопают в ладоши, убегают, услышав последние слова:

 «Кто-то зайку испугал

  Зайка прыг - и ускакал»

     Нужно детей включать и в посильные, интересные для них трудовые действия. Например, собрать семена растений, собрать букет,  засушить листья для поделок, подмести участок, веранду, соорудить кормушку, покормить птиц, зимой  строить горку, снежные постройки,  расчищать дорожку и т.д.  Также необходимо проводить индивидуальные физические упражнения, такие как перепрыгнуть дорожку из листиков, бросить мяч вверх и поймать, прыжки в высоту на месте, отбивание мяча от земли, прыжки на двух ногах  с продвижением вперед, метание снежков в цель и скольжение по ледяной дорожке, метание в даль льдинок и т.д.

    Только высокое мастерство в сочетании с творчеством и фантазией, а главное - любовь к детям сделают прогулку удивительной и неповторимой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация и проведение прогулки в детском саду Цели, задачи, виды прогулок. Требования к санитарному состоянию участка, времени пребывания на свежем воздухе, а также к организации дошкольников на прогулку

Слайд 2

Цели и задачи прогулки в дошкольном учреждении Прогулка – очень важный режимный момент жизнедеятельности детей в ДОУ. Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма. Задачи прогулки : оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях; способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста; оптимизировать двигательную активность детей; способствовать познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей . Виды прогулки (по месту проведения): на участке Учреждения; пешеходные прогулки за пределы участка ДОУ (старший дошкольный возраст на расстояние до двух километров);

Слайд 3

Требования к подготовке и возвращению с прогулки Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты. Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам : Этапы подготовки к прогулке . воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю в помощь при одевании в каждую группу раннего и младшего дошкольного возраста закрепляются сотрудники из числа рабочего и медицинского персонала ДОУ детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.

Слайд 4

Возвращение с прогулки Возвращение детей с прогулки также организуется по подгруппам. Помощник воспитателя уводит с участка первую подгруппу детей. Дети второй подгруппы продолжают гулять еще в течение 10—15 минут с воспитателем Помощник воспитателя помогает детям развязать шарфы, расстегнуть и снять верхнюю одежду, сложить одежду в шкафчик. Раздевшись, дети спокойно идут в группу и играют В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру – мытьё ног.

Слайд 5

Порядок одевания детей Во избежание перегревания детей необходимо придерживаться следующего порядка одевания: в начале дети надевают колготки, гамаши, затем кофты, комбинезон, обувь и лишь в последнюю очередь шапки, верхнюю одежду и шарф. Возвращение детей с прогулки также организуется по подгруппам. Помощник воспитателя уводит с участка первую подгруппу детей. Дети второй подгруппы продолжают гулять еще в течение 10—15 минут с воспитателем. Помощник воспитателя помогает детям развязать шарфы, расстегнуть и снять верхнюю одежду, сложить одежду в шкафчик. Раздевшись, дети спокойно идут в группу и играют. В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру – мытьё ног. Необходимо знакомить детей с последовательностью одевания, особенно в ясельной и младшей группе. Схемы-модели могут в этом помочь

Слайд 6

Требования к одежде детей в любое время года одежда и обувь должны соответствовать погоде на данный момент и не должны способствовать перегреванию или переохлаждению детей; при колебаниях температуры от +3 до -3°С и слабом ветре одежда детей должна состоять из трех слоев, включая белье. Верхняя одежда состоит из утепленной куртки, брюк или гамаш; на ногах утепленные ботинки; при температуре от -4 до -10°С детям надевают зимнюю куртку или пуховик при трех слоях одежды. при более низких температурах рекомендуется увеличивать количество слоев одежды до четырех или пяти в зависимости от теплозащитных свойств верхней одежды. в летний период во избежание перегрева детям надевают легкие головные уборы. В уголок для родителей следует поместить рекомендации по закаливанию , соответствующие возрасту детей и времени года. Призывайте родителей не перегревать ребенка, одевать детей в соответствии с погодными условиями .

Слайд 7

Порядок хранения одежды в шкафчике Н а верхней полке кладется шарф, шапка. Кофта, гамаши, колготки, тёплые штаны, верхнюю одежду вешают на крючок. Рукавички на резинке должны быть продернуты через рукава и вешалку верхней одежды. Обувь ставят на нижнюю полку, сверху кладут носки.

Слайд 8

Требования к содержанию прогулок на участке ДОУ Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов наблюдение ; двигательная активность : подвижные , спортивные игры, спортивные упражнения; индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников ; трудовые поручения самостоятельная деятельность детей

Слайд 9

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим с учетом предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе.

Слайд 10

Наблюдения Организация наблюдений : процесс наблюдения может быть организован за объектами и погодными явлениями. При планировании наблюдений воспитатель продумывает: оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей; приемы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация); приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).

Слайд 11

Организация двигательной активности В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать : подвижные игры и физические упражнения на утренней прогулке: в младшей группе – 6-10 мин, в средней группе – 10-15 мин, в старшей и подготовительной группах – 20-25 мин. На вечерней прогулке: в младшей и в средней группах – 10-15 мин, в старшей и подготовительной группах – 12-15 мин. Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями или в старшем дошкольном возрасте спортивными играми, играми с элементами соревнований. К спортивным упражнениям относятся: катание на санках, на лыжах, катание на велосипедах, самокатах. К спортивным играм относятся: городки, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей

Слайд 12

самостоятельная двигательная активность. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей, развивающей среды; индивидуальные задания (в соответствие с календарным планированием). В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались или не перегревались. Организацию двигательной активности воспитатель продумывает перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия. Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры. Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбуждёнными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность периода засыпания, может быть причиной снижения аппетита

Слайд 13

Организация индивидуальной работы в соответствии с календарным планированием воспитатель осуществляет индивидуальную работу по познавательно-речевому, социально-личностному, физическому или художественно-эстетическому развитию детей; с этой целью подготавливает все необходимые материалы и оборудование.

Слайд 14

Трудовые поручения - воспитатель привлекает детей к сбору игрушек; - оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке после прогулки, --- уходу за растениями и т.д.

Слайд 15

В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимый выносной материал, пособия для различных видов детской деятельности, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям. Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль деятельности детей на протяжении всей прогулки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационно-коммуникационных т технологий в условиях ДОУ. Сопровождение педагогов учреждения в использовании нового сайта в конструкторе E-pablich для эффективной работы с родителями»

Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование организации управления и методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональ...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационн...

Презентация к конспекту НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-комму...

Конспект занятия с использованием информационно-коммуникативных технологий и интерактивного оборудования в подготовительной группе

Тема:  «Родина трех космонавтов».Продолжительность: 30 минутГруппа: подготовительнаяТехнологии: мультимедийная установка, компьютеры...

Консультация для воспитателей на тему: «Методика проведения ИЗО деятельности в разных возрастных группах детского сада.»

Консультация для воспитателей на тему:«Методика проведения ИЗО деятельности в разных возрастных группах детского сада.»  ...

Консультация для воспитателей на тему: «Методика проведения физкультурных минуток».

Значение физкультминуток и динамических пауз в процессе образовательной деятельности в детском саду. Физкультминутка не является обязательным режимным моментом как утренняя гимнастика, но опыт показал...

консультация для воспитателей на тему "Методика проведения ИЗО деятельности в разных возрастных группах"

                             Консультация для воспитателей на тему: «Методика проведения ИЗО деятельно...