Методическая разработка «Развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста» (2–3 года)
методическая разработка

Агаева Ольга Николаевна

Период раннего возраста является уникальным, важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития человека.

Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формецветевеличине, положении в пространстве. Процесс восприятия, как ощущения, представления о чём-либо относится к сенсорному процессу, которые неразрывно связаны с деятельностью органов чувств человека: вкуса, звука, ощущений, запаха, образа. Недостаток впечатлений о предметном окружении приводит к так называемому «сенсорному голоду», который ведёт к существенным задержкам в формировании личности ребенка в раннем возрасте, дошкольном периоде, а так же и к отдалённым результатам при обучении в школе, во взрослой жизни.

В каждом возрастном периоде человека перед сенсорным развитием стоит определённый ряд задач и формируется определенное звено сенсорной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста» (2–3 года)

Период раннего возраста является уникальным, важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития человека.

Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Процесс восприятия, как ощущения, представления о чём-либо относится к сенсорному процессу, которые неразрывно связаны с деятельностью органов чувств человека: вкуса, звука, ощущений, запаха, образа. Недостаток впечатлений о предметном окружении приводит к так называемому «сенсорному голоду», который ведёт к существенным задержкам в формировании личности ребенка в раннем возрасте, дошкольном периоде, а так же и к отдалённым результатам при обучении в школе, во взрослой жизни.

В каждом возрастном периоде человека перед сенсорным развитием стоит определённый ряд задач и формируется определенное звено сенсорной культуры.

Доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предмета всеми анализаторными системами человека: тактильной, слуховой, зрительной, вкусовой, обонятельной.

Восприятие сенсорных эталонов происходит в процессе многократного повторения, упражнений с дидактической игрушкой и пособиями. При этом важен аспект создания условий для становления, формирования и дальнейшего развития восприятия ребенка.

Этому способствуют 2 формы деятельности - самостоятельная деятельность детей в режимные моменты и непосредственно совместная образовательная деятельность педагога с детьми.

Непосредственно образовательная деятельность на группах раннего возраста имеет свою специфику.

Система образовательной работы позволяет планомерно насыщать, усложнять дидактические цели и задачи перед ребенком, позволяет закрепить имеющийся сенсомоторный опыт, наметить зоны ближайшего развития на перспективу.

При работе с маленькими детьми важно учитывать ещё один принцип путь познания должен быть от простого к более сложному, с многократным повтором уже пройденного содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ.

Для развития у детей восприятия форм, величин, цвета одних игр-занятий явно недостаточно. Ребёнку важнее не теоретически, а многократно практически, ежедневно соприкасаться с набором дидактических задач, а это возможно в правильно организованной предметно-развивающей среде ДОУ.

Существует рекомендованный перечень игрового дидактического материала для групп раннего возраста для освоения детьми сенсорных эталонов цвета, форм, величин.

Любая тематическая работа должна на начальных этапах иметь цели, задачи.

Успешной работой по сенсорному развитию можно считать, если у детей на конец учебного года сформировано:

-дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий

-дети умеют группировать предметы в соответствии с образцом по цвету, форме, величине при выборе из нескольких разновидностей

-дети соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из нескольких разновидностей

-узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы и явления, имеющие характерный цветовой признак: снег- белый, травка- зелёная, солнышко- жёлтое

-дети активно используют «опредмеченные слова»-как яичко (овал, как апельсин (круглое, как слон (большое)

-отбирают предметы необходимой формы, цвета, величины из множества нужные для определенных действий с ними

В итоге педагогической деятельности мы должны выйти на реализацию поставленных задач, на освоение детьми определенных умений, целевых ориентиров.

Для этих целей используется мониторинг развития детей, проводимый 2 раза в год: на начало-конец учебного года.

ВЫВОД:

Положительную динамику сенсорного развития детей группы обеспечивает систематическая педагогическая деятельность педагогов группы, а так же активное содействие со всеми остальными участниками образовательного процесса: специалистами МБДОУ, родителями.

Коррекционная работа, основанная на итогах нервно-психического развития детей раннего возраста, и намеченная в индивидуальных образовательных маршрутах, позволяет обеспечить освоение ООП ДО, образовательных стандартов, целевых ориентиров развития детей раннего возраста.

Положительная динамика возможна при:

-Включение семьи в воспитательно - образовательную деятельность с детьми.

-Построения образовательного процесса с опорой на темп, особенности развития ребенка, склонности, интересы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»

Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»

1. Введение2. Актуальность темы3. Развитие восприятия у детей  дошкольного возраста посредством    тренировки систем4. Виды восприятия и новообразования5. Восприятие формы, величин...

Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»

СОДЕРЖАНИЕ. 1. Введение2. Актуальность темы3. Развитие восприятия у детей  дошкольного возраста посредством    тренировки систем4. Виды восприятия и новообразования5. Восприят...

Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»

Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста» СОДЕРЖАНИЕ. 1. Введение2. Актуальность темы3. Развитие восприятия у детей  дошк...

Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»

Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»...

«Развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста»

Сенсорное воспитание является основной организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятия и представлений де...

Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»

Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»...