Роль семьи в духовно – нравственном воспитании дошкольника.
статья
В статье даны рекомендации родителям , способствующие развитию личностных качеств ребёнка - дошкольника и становлению его духовно - нравственной сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_duhovno.docx | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Анищенко Л.А., Ковалева А.Ф.
Роль семьи в духовно – нравственном воспитании дошкольника.
Происходящие глобальные социально – экономические изменения в нашем обществе приводят к необходимости изменения традиционного подхода в воспитательной деятельности. Влияние нестабильности негативно сказывается на формировании духовно – нравственных отношений и гармоничном развитии личности ребёнка – дошкольника.
Древнейшим институтом воспитания и развития ребёнка является семья. То, что малыш в дошкольные годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья – это колыбель духовного развития ребёнка. Семья – это коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Она является одним из традиционных институтов, в котором происходит самопознание и удовлетворение ребёнка в любви, заботе, ласке, уважении и общении. Уникальность детско – родительского взаимодействия обусловлена особой значимостью родных людей в жизни ребёнка – дошкольника. Взрослыми создаётся определённая атмосфера взаимодействия, где с первых дней жизни ребёнка происходит становление его личности. Принятие и любовь со стороны родителей порождают в ребёнке чувство безопасности и способствует гармоничному развитию личности, а явное отвержение ведёт к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.
Сегодня пугает и тревожит тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками эффективного взаимодействия на эмоциональном уровне. Взрослые настолько заняты повседневной суетой, что им некогда общаться и играть со своими детьми.
В связи с этим важно в просветительской деятельности педагогов – психологов детских садов разъяснить родителям роль собственного участия в совместной с ребёнком деятельности (особенно в тех случаях, когда в семье воспитывается только один ребёнок); это участие ценно не только для формирования у ребёнка определённых умений или получения такого продукта, какой он не может изготовить один. Распределяя с ребёнком действия, чередуя их, включая его на равных в выполнение посильных дел и заданий, родители тем самым способствуют развитию его личностных качеств и становлению духовно – нравственной сферы.
Поощряя ребёнка даже за незначительную помощь, подчеркивая его причастность к общим проблемам и заботам семьи, родители тем самым вызывают положительные эмоции у ребёнка, укрепляют его веру в свои силы, пробуждая социально – необходимые качества личности.
В процессе создания условий развития нравственной основы личности, следует учитывать некоторые особенности работы с детьми дошкольного возраста. Вследствие этого необходимо отметить ряд рекомендаций родителям :
- для воспитания лучших качеств и чувств необходимо обращаться за помощью к культуре и красоте, пропуская их через душу и сердце к душе и сердцу ребёнка. Для воспитания красотой родители должны создавать условия для возникновения радости, уверенности в своих силах, эстетических переживаний и других нравственных чувств;
- воспитание трудолюбия также накладывает некий отпечаток на нравственные качества личности. Особую пользу детям приносит труд, в котором они будут чувствовать необходимость, и результаты которого явно будут кому то нужны;
- в нравственном воспитании личности необходимо приобщать детей к отечественной культуре через знакомство с русской литературой. Нужно читать как можно больше сказок, которые несут в себе воспитательный и поучительный характеры;
- чтобы избежать негативных проявлений в поведении ребёнка, необходимо:
- активно слушать его переживания и потребности,
- безусловно принимать ребёнка,
- проводить время вместе (играть, читать, заниматься),
- не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется,
- помогать, когда просит,
- поддерживать успехи,
- делиться своими чувствами (значит. доверять),
- конструктивно разрешать конфликты,
- использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Хорошо, что ты пришел.», «Я по тебе соскучилась», «Мне нравится, как ты….», «Хорошо, что ты у нас есть,» и др.,
- обнимать ребёнка как можно чаще.
- немаловажное значение в духовно – нравственном воспитании ребёнка имеет атмосфера семьи. Радостная атмосфера побуждает ребёнка к активной деятельности. Детей радуют общие лыжные прогулки, прогулки по лесу, походы за ягодами, на рыбную ловлю;
- необходимо приобщать ребёнка и к религии посредством посещения храма, вследствие чего у ребёнка развивается духовная нравственность.
Литература:
- Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1
- Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1946. - 450с.
- Нравственное воспитание детей в современном мире. Козлова С. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1954.- 316с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в духовно- нравственном воспитании дошкольника.
в данной статье представленна система работы с родителями по духовно- нравственному воспитанию дошкольников в традициях русской народной культуры, целью которой является приобщение семьи к решению зад...
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников
В духовно-нравственном становлении растущей личности ведущую роль играет семья. Работа с родителями, проводимая в данном направлении, способствует формированию основ духовной культуры личности, отража...
Консультация Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников...
КОНСУЛЬТАЦИЯ Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в ко...
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников
План профессионального развития на тему: Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности дошкольника.Цель: Определить роль семьи в духовно- нравственном воспитании. Задачи:...
«Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников»
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения проблема очень важная и актуальная. Что же это такое – духовно-нравственное воспитание ребёнка? Это, прежде всего любовь к Родине, лю...
"Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников
консультация для воспитателей о роли семьи в духовно-нравстенном воспитании дошкольников...