Консультация для родителей "Формирование игровой деятельности ребенка с особыми возможностями здоровья"
консультация (подготовительная группа)

Боева Елена Александровна

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. РОЛЬ ВЗРОСЛЫХ В ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ

04.06.2019

 Игра – один из самых доступных детям видов деятельности, который может эффективно использоваться взрослыми в целях воспитания и обучения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. 
    Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. 
    Игра формирует личность ребенка. Маленький ребенок – это деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещение в пространстве, через взаимодействие с игрушками. Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития. В игре не только выражаются наклонность ребенка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей, а, следовательно, и на будущую судьбу. 
    В игре дети имеют возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становится ребенок, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование его поведения, взаимоотношений с другими детьми, на воспитание активной позиции. 
    Для обучения через игру существует множество подвижных и дидактических игр. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом, познают свои физические возможности. Использование подвижных игр создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом. Кроме того, подвижная игра – источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком. 
    В сюжетно-ролевой игре ребенок учится взаимодействию со сверстниками, самостоятельности. Этот вид игры способствует развитию речи и воображения ребенка. Включение в игру различных персонажей развивает детскую фантазию, способствует формированию речи. Также нельзя недооценивать позитивное влияние музыкальных игр, которые способствуют не только эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей детей с ОВЗ, но и помогают формированию речевых и дыхательных, а также двигательных навыков, слухового восприятия и внимания. 
    Детям с ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. Особое значение имеют дидактические и развивающие игры, направленные на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребенка (речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения). 
    К развивающим играм с ребенком с ОВЗ не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению каких-либо недостатков. Игра – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Она дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь. 
    Несмотря на значительную степень индивидуализации, организация игры для детей с ограниченными возможностями требует от родителей знания определенных общих принципов, закономерностей и правил. Еще до начала организации игровой деятельности детей с особыми потребностями необходимо знать следующее: 
   
 1. Уровень развития вашего ребенка: 
- Что умеет ваш ребенок, и какие игры ему нравятся? 
- Какие проблемы есть у ребенка? 
- Что ему пока не удается? 
- Что получается хорошо? 
- На какие навыки можно опереться? 
- В чем проявляется повышенный интерес ребенка, что ему больше нравится, что вызывает положительные эмоции? 
    
2. Объем внимания ребенка: 
- Качество речи, объем лексики, тяга к общению. 
- Состояние эмоционально-волевой сферы. 
    
3. Состояние ребенка перед игрой: 
- какое общее физическое состояние? 
- степень возбуждения ребенка 
- способность сконцентрироваться на игре 
- общее настроение перед игрой. 

    
Цель игры для детей с ограниченными возможностями здоровья: 
- предоставить определенный объем знаний, умений и навыков 
- отвлечь от негативных раздражителей 
- занять свободное время ребенка 
    Если нам уже известен уровень развития ребенка, его состояние перед игрой и с какой целью мы проводим игру, то следует перейти к практическим действиям и поставить себе вопросы: Где? Когда? С чем? С кем? 
    То есть определить: 
- Место, где будет играть ребенок (где) 
- Время, когда будет организовываться игра (когда) 
- Материалы (игрушки, которые нужны для игры (с чем) 
- Кто будет играть с ребенком, определить его партнеров по игре (с кем). 
    Место, где будет играть ребенок, должно соответствовать характеру игры, ее целям, быть соответственно оборудовано и безопасно. Чаще всего игра организуется в комнате ребенка, в его уголке или во дворе, на детской площадке. Вполне понятно, что в комнате игры детей с ограниченными возможностями будут более спокойными, а во дворе - подвижными. Но в каждом отдельном случае место для игры должно быть подготовленным. 
   Для этого необходимо: 
- обеспечить его гигиену; 
- сделать его, по возможности, просторным; 
- изъять ненужные предметы, 
-провести подготовку к конкретной игре: принести необходимые игрушки, вещи, расположить их так, как требует игра, 
- убедиться в исправности игрушек и оборудования. 
    Если игру планируем проводить на свежем воздухе, то в таком случае следует исключить возможность попадания в зону игры транспортных средств, бродячих животных, острых предметов, других вредных факторов. 
Игра занимает большую часть жизни дошкольника, а поэтому обучение ребенка не может проходить вне игры. Любая детская игра – тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная – может стать развивающей, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она может развить и усовершенствовать, а также дополнительно обогатит ее дидактическими элементами, которые помогут эти навыки закрепить. 

Боева Е.А., воспитатель МАДОУ «Детский сад» 

написано на основе материала 

https://www.maam.ru/detskijsad/ 

rol-igry-v-zhizni-rebenka-s-ogranichenymi- 

vozmozhnostjami-zdorovja.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта приемов оптимизации эмоционального благополучия ребенка с особыми возможностями здоровья

Технологичная карта раскрывает   приемы оптимизации эмоциоанльного благополучия ребенка с особыми возможностями здоровья в детском саду...

Психологическая готовность к школе как эффективный метод успешной адаптации и социального взаимодействия ребенка с особыми возможностями здоровья

Известно, что психологическая готовность к школе – важный аспект развития и взросления ребенка. Это важная веха его жизненного пути. Ребенок готовится войти в полноценную взрослую школьную жизнь...

Публикация "Особенности психологического сопровождения одаренного ребенка с особыми возможностями здоровья средствами арт-терапии в условиях детского сада."

Статья в сборнике «Индивидуальный образовательный маршрут одаренного обучающегося : материалы четвертой всероссийской научно-практической конференции» /под ред. Е.Н. Лекомцевой Ярославль Р...

«Игровой сеанс как форма организации образовательной деятельности детей с особыми возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО»

Методическая разработка для родителей о форме организации образовательной деятельности детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС ДО...

Памятка для родителей, воспитывающих ребенка с особыми возможностями здоровья

Памятка для родителей, воспитывающих ребенка с особыми возможностями здоровья...

Организация деятельности дошкольников с особыми возможностями здоровья

Дошкольный период – процесс новообразований качеств личности, и становление норм и ценностей, которые вырабатываются в социуме. Формирование здоровья детей с ОВЗ имеет не простую структуру, слож...