Гендерный подход - основа нравственного воспитания дошкольников
статья

Кичкирева Светлана Владимировна

данный материал будет необходим в работе молодым специалистам и воспитателям детских садов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernyy_podhod.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД - ОСНОВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

                                                                                    Кичкирёва С.В.

Структурное подразделение

«Детский сад №17 комбинированного вида»

МБДОУ «Детский сад «Радуга»

комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

    Наблюдая за детьми, мы часто замечаем, что девочкам в детском саду не хватает нежности, скромности, часто конфликтуют, Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Значит, проблема воспитания и обучения дошкольника в соответствии с его полом особенно актуальна в настоящее время.

    Социальные изменения, происходящие в обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.  Многие семьи не имеют статуса полной семьи, поэтому дети лишены возможности видеть взаимоотношения родителей и распределение их обязанностей дома. Когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт. В детском саду воспитатель зачастую женщина. Однако даже в полных семьях родители не всегда дают правильный образец: «Так должен вести себя настоящий мужик», «Врежь – поймёт», «Ты женщина – сиди и молчи», «Твоё место на кухне». Чтобы разрушить все эти стереотипы, сформировать правильное мужское и женское поведение – это то, над чем необходимо работать воспитателю. Гендерное воспитание направлено на формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, способствует проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Именно в дошкольном возрасте происходит развитие гендерного самосознания детей. Нам, взрослым, необходимо помочь ребёнку раскрыть все возможности, которые даны ему своим полом.

             Свою работу педагоги и родители должны строить с учётом анатомических и психических особенностей детей. Необходимо помнить, что мальчики и девочки по - разному слышат, по - разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, по - разному осмысливают всё, с чем  сталкиваются в окружении. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по -  разному.

    В народе существует такая поговорка «Женщина любит ушами, а мужчина – глазами». Но речь пойдёт не о любви. В процессе обучения детей происходит то же самое – девочки в большей степени воспринимают объяснение воспитателя на слух, мальчикам это даётся плохо, т.к. они нуждаются в зрительном восприятии.

    Ровесники девочки и мальчики – разные, даже по биологическому возрасту. При подготовке к занятиям по творческой деятельности важно помнить, что кисть руки мальчика в своём развитии отстаёт от кисти девочки на 1,5 года.

    Девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, Для них очень важно, чтобы их хвалили в присутствии других детей или родителей. Поэтому воспитателю необходимо помнить, что не надо спешить высказывать недовольство. Эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают.  Замечания мальчикам нужно излагать кратко и чётко. Они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребёнок перестаёт вас слушать и слышать. Для мальчиков же важнее указание на то, в чём он добился  результата. Они бывают так счастливы, что готовы конструировать или рисовать одно и то же. Таким образом они утверждаются в своих достижениях. Каждый новый полученный  результат положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой, стремиться к новым результатам.

    Важную роль в развитии личности ребёнка играет предметно – пространственная среда. Именно она является источником индивидуальных знаний и социального опыта. Необходимо создать среду так, чтобы  мальчики и девочки смогли использовать весь спектр её возможностей. Направить усилия детей на использование отдельных её элементов, учить самостоятельно принимать решения, ориентируясь на поведение мужчин и женщин в обществе.

    Работая над решением этой проблемы, мною были сделаны стенды с фотографиями родителей воспитанников, на стене наклеены фотообои с принцессами и принцем, организовала все зоны для семейно – бытовых игр, по ПДД (с учётом гендерного подхода), создала памятку для родителей при общении с мальчиками и девочками  и мн. др.

     Ведущую роль в дошкольном возрасте занимает игра.  Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, даёт яркие, запоминающие образы. Девочки предпочитают тихие игры на семейно –  бытовые темы, мальчики же любят дружеские потасовки, что не является признаком агрессии и создаёт у них хорошее настроение. Если лишить мальчиков шумных, наполненных движением игр, то это отрицательно скажется на их личностном развитии.

     Важной педагогической задачей является организация совместных игр, в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики применяют для себя мужские роли, а девочки – женские. Например, «Стирка кукольной одежды», где мальчики носят воду -  девочки стирают бельё; мальчики относят чистое бельё – девочки развешивают. Такая организация может быть построена через сюжетно – ролевые игры или театрализованную деятельность.

    В процессе работы использую проблемные ситуации: «Ваня построил из кубиков крепость. Пробежал Рома, нечаянно толкнул постройку и строение рассыпалось. Ваня огорчился, но никто этого не заметил. Только Яна подошла к нему, помогла собрать кубики и стала успокаивать Ваню». Невольно вспоминается сказка Г.Х. Андерсона «Снежная королева». Прошу детей вспомнить, как Герда любила Кая? Как помогала ему? Или другая: «Лида бежит с коляской, в которой лежит кукла». Задаю вопрос: «Что может произойти? Как поступает мама, когда везёт в коляске твоего маленького братика?» и т.д.

  Организую игры – драматизации, в которых мальчики изображают Красную Шапочку, Золушку или Бабу Ягу, а девочки Карабаса - Барабаса, Карлсона. Считаю, что такие игры формируют умение входить в образ героя противоположного пола, понимать его интересы и нравственные ценности.

   Мимические упражнения «Любящие родители», «Птенчик выпал из гнезда», «Бездомный котёнок» и др., позволяют детям передавать мимикой, эмоциями различные чувства человека.

    Беседы: «Кто я: мальчик или девочка?», «Чем мы похожи и чем отличаемся?», «Мои достоинства», «Мои недостатки», «Что умеют руки мальчиков (девочек)?», «Кем я хочу стать?», «Расскажи о своей маме» и мн. др.

       Особое влияние на воспитание детей оказывает чтение художественной литературы с последующим обсуждением. Русские народные сказки: «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», «Иван -  крестьянский сын и Чудо – Юдо», «Как аукнется, так и откликнется», «Царевна лягушка»; сказки Г.Х.Андерсена: «Дикие лебеди», «Снежная королева»; рассказы о русских солдатах;  «Рассказ о неизвестном герое» С.Я Маршака и многие другие.

Мальчик и девочка – два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем. Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не происходит само по себе, понятие принадлежности к тому или иному полу у ребёнка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском саду.

Литература

1.  Доронова Т.Н «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и в детском саду». Москва. Линка – Пресс.2009г.

2. Клишкова С.И. «Роль гендерного воспитания в развитии игровых интересов старших дошкольников» Дошкольная педагогика №8 (103). 2014г.

3. Микляева Н.В. «Предметно – развивающая среда детского сада в контексте ФГОС» М.: СФЕРА, 2012г.

4. Платохина Н.А. «Воспитание социокультурной толерантности личности ребёнка в условиях ДОУ». Педагогика №62.2010г.

5. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство».  / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др.- СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.- 528с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников

О дифференцированном подходе к физическому воспитанию девочек и мальчиков....

«Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников»

Уважаемые Коллеги!Формирование у детей гендерной воспитанности можно обеспечить и во время физических занятий, так как это  значительно повысит  качество и и эффективность физкул...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

консультация для воспитателей по вопросам обеспечения гендерного подхода в физическом воспитании старших дошкольников...

Материалы к консультации для педагогов «Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников»

Материалы к консультации для педагогов «Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников»...

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников

История педагогики показывает, что во все периоды разви­тия общества воспитание девочек отличалось от воспитания мальчиков. Отличия основывались на разных функциях, кото­рые в будущем пред...

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников.

В последние годы исследователи в области физического воспитания большой интерес проявляют к проблеме дифференцированного подхода в процессе физического воспитания мальчиков и девочек....

Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников.

В последние годы стал особенно актуальным индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку в зависимости от пола, однако содержание работы с дошкольниками по половому признаку разработано ещё недоста...