Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников.
материал (младшая группа)

Формирование навыков безопасности дорожного движения у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников

Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и взрослым, поэтому возникает необходимость создания определенной системы по ознакомлению детей с Правилами Дорожного Движения (ПДД) и привитию им навыков безопасного поведения на дорогах и улицах. В соответствии с Федеральными Государственными Стандартами Дошкольного Образования (ФГОС ДО) одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Одно из важных значений в этой области имеет именно изучение Правил Дорожного Движения. Правилам дорожного движения мы учим детей с раннего возраста. В детском саду ребенок должен усвоить основные понятия дорожного движения, а так же научиться важнейшим правилам поведения на дороге и в транспорте. Наша задача, как педагогов дошкольного учреждения, дать базовые знания по этой теме, но для дошкольников она очень сложна и тяжела своими терминами и понятиями. Ребенку трудно понять, что такое транспортный поток, что такое тормозной путь, как быстро сможет среагировать водитель на ту или иную ситуацию. Чтобы помочь детям овладеть ПДД и подготовить к школьному периоду жизни, в своей группе мы подошли к этому вопросу творчески, формируя их знания и умения по дорожному движению в игровой форме.
Основными целями изучения правил дорожного движения, и поведения на улице являются:

-   снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;

-    развитие психофизиологических качеств ребенка;

-    формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Для достижения поставленной цели нами определены задачи

  1. Формировать у воспитанников знания о правилах безопасного поведения на улицах города
  2. Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
  3. Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах. Воспитывать в детях грамотных пешеходов.
  4. Повышать уровень психофизиологических качеств, обеспечивающих безопасность ребенка на улице посредством реализации проектов и практической деятельности.
  5. Использовать дополнительные возможности интеграции специалистов, инспекторов ГИБДД, воспитателей, воспитанников и родителей в работе по формированию безопасного поведения в дорожно - транспортной среде.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном направлении определяем мы сами в зависимости от условий, темы, сезонности, состояния детей, вида занятий и т. д.

Работа по обучению воспитанников правилам дорожного движения включает в себя разнообразные формы 

- не менее 2–3 раз в неделю организуем беседы с детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах, о дорожно-транспортных происшествиях, связывая это с изменениями погоды и особенностями дороги (гололёд, дождь, рано темнеет и т. д.);

- подвижные, дидактические игры, моделирование дорожных ситуаций, путешествия в «Страну дорожной азбуки», загадки и задачки мультипликационных героев помогают детям научиться правильно вести себя в окружающей дорожной среде;

- обучение правилам дорожного движения, правилам поведения на улице, проводится на непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога»), просмотр диафильмов, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов., по развитию элементарных математических представлений даем понятия «левая, правая сторона», т. е. ориентируют в окружающем пространстве, изодеятельности учим рисовать, лепить, изображать в аппликации различные виды транспорта, трудового воспитания, конструирования формируется интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала (мост для пешеходов, мост для транспорта), на музыкальных и физкультурных занятиях.

Организацию работы с детьми по обучению дошкольников правилам дорожного движения мы начали с оснащения предметно развивающей среды - это:

-   изготовление макетов для сюжетно-ролевых игр,

-   изготовление дорожных знаков,

-   дидактического материала по обучению дошкольникам правилам дорожного движения.

Для реализации намеченной цели и поставленных задач разработали перспективный план работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у дошкольников.

Большое внимание уделяем работе с родителями, ведь именно они каждый день не раз переходят с ребятишками дорогу и несут за них ответственность. Однако иногда случается, что сами дети знают значительно больше родителей и даже поправляют их поведение на дороге. Активизируем работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей через разнообразные формы:

- анкетирование родителей: «Безопасность на дороге», «Какой Вы пешеход», «Знаете ли Вы правила дорожного движения?». Это помогает определить уровень знаний родителей и подобрать наиболее эффективные методы подачи дорожной грамотности, выбрать формы общения.

-   памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;

-    папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;

-    консультационный материал «Дошкольник и дорога»;

- выпуск газеты «Безопасная дорога детства»

Традицией стало проведение встреч-бесед родителей с инспектором ГИБДД, на которых он консультирует родителей по интересующим их вопросам, помогает решить проблемные дорожные ситуации: «Роль семьи в профилактике дорожного травматизма», «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог».

Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием педагогов, детей и родителей дают положительный результат в усвоении детьми знаний по правилам дорожного движения и сближают всех участников воспитательно-образовательного процесса.

- Увлекательна и интересна новая форма работы «Семейный мастер - класс», которая позволяет знакомить родителей с игровыми технологиями по обучению детей с основами безопасного поведения на улице и обмениваться опытом семейного воспитания по данной проблеме.

В информационных стендах для родителей систематически появляется информация, которая знакомит родителей с методами формирования дорожной культуры у детей, сознательного выполнения правил дорожного движения самими взрослыми. Рекомендованный материал вызывает большой интерес и отклик у родителей. Все это позволяет комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности детей уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.

Поэтому, при обучении детей основам «дорожной грамоты мы придерживаемся следующих правил:

1)   не механически заучивать с детьми Правила дорожного движения, а воспитывать у дошкольников культуру поведения на дороге.

2)    сочетать изучение Правил с развитием у детей координации, внимания, наблюдательности.

3)     использовать все доступные формы и методы работы, не считая какую- то форму основной, а какую- то второстепенной. Рассказ и игра, викторина и рисование, практическое занятие и показ видеофильмов, чтение книги и экскурсия все необходимо поставить на службу воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге.

Таким образом, полученные результаты дают нам возможность предполагать, что использование комплекса разнообразных мероприятий, методов, форм, тесная работа педагогического коллектива с воспитанниками, педагогами дополнительного образования, инспекторами ГИБДД и родителями, а так же систематичность и регулярность проводимой работы, имеют положительное воздействие на повышение уровня безопасного поведения дошкольников на улицах города, помогает нашим детям быть уверенными на дороге и избежать травматизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по ПДД на тему "Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников"

Статья по ПДД на тему "Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников"Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников Проблема дорожно-транс...

Формирование навыков безопасности дорожного движения у младших дошкольников

Статья о необходимости формирования навыков безопасности дорожного движения у младших дошкольников....

Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников.

Формирование навыков безопасности дорожного движения у дошкольников...

Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников

Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников Проблема дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в России по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки нац...

Формирование навыков безопасности дорожного движения у дошкольников.

   Статья предназначена для воспитателей и родителей, так как именно от них зависит безопасность детей на дороге и в жизни....

Статья по ПДД на тему "Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников"

Статья по ПДД на тему "Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников"Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников Проблема дорожно-транс...

Использование квест-технологии как средство формирования навыков безопасности дорожного движения у дошкольников

Анализ статистики дорожно-транспортных происшествий показал, что ежегодно детский дорожно-транспортный травматизм характеризуется высокой смертностью и тяжёлыми последствиями.Следовательно, при выходе...