Формирование навыков безопасности дорожного движения у младших дошкольников
статья (младшая группа) на тему

Фитенко Людмила Ивановна

Статья о необходимости формирования навыков безопасности дорожного движения у младших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков безопасности дорожного движения у младших дошкольников

Мы живем в большом красивом городе Санкт-Петербурге, население которого растет с каждым днем и, конечно, растет количество транспорта на его дорогах, а значит опасность дорожно-транспортных происшествий. Статистика показывает: количество ДТП с участием детей неуклонно растет, поэтому актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения, воспитания культуры поведения на улице и в общественном транспорте несомненна.

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.

Сел ребёнок на велосипед – он уже водитель.

Поехал в автобусе – он пассажир.

И везде его подстерегает опасность.

В детском саду необходимо начинать знакомить детей с правилами дорожного движения с раннего возраста. Жизненный опыт наших воспитанников невелик, они мало, что умеют, знают, некоторые еще не говорят или используют в речи свои звуковыражения. У детей этого возраста нет чувства опасности, слабо развит инстинкт самосохранения, но они очень активны, подвижны и любознательны. Родители не всегда уделяют должное внимание безопасности своих детей на дороге, сами нарушают правила, подавая плохой пример ребенку. Поэтому важно, как можно раньше начать формировать правильные первичные представления о дороге, транспорте, правилах дорожного движения учить детей безопасному поведению на дороге и в общественном транспорте.

Для решения этих задач в группе должна быть создана предметно пространственная развивающая среда: различные виды транспорта (большие и маленькие легковые, и грузовые автомобили, машины-каталки, светофоры, силуэты различных видов транспорта и светофора, рули, наборы конструктора, наглядный материал и т. д.

Знакомству со светофором должна предшествовать подготовительная работа: дети должны научиться различать основные цвета и формы предметов, знать, как устроена дорога (по широкой, проезжей части движется транспорт, а по узкой - люди). Но как перейти через проезжую часть, если все время едет транспорт? Поможет светофор. Дети знакомятся с работой светофора, как он устроен, что означает каждый сигнал, и самое главное какие действия им соответствуют.

Закрепляем полученные знания в подвижной игре «Светофор» Воспитатель поднимает по очереди красный зеленый сигналы светофора для пешеходов, дети выполняют соответствующее действие: зеленый идущий человечек- шагают, красный- стоят. (Усложнение: воспитатель не показывает движения).

В игровой ситуации знакомим детей с обозначением места, где можно безопасно перейти проезжую часть - пешеходным переходом: знак «Пешеходный переход», специальная разметка на проезжей части «зебра», светофор. Учим детей переходить через дорогу выполняя: основные правила безопасности: крепко держим маму или другого взрослого за руку и только на зеленый сигнал светофора идем.

Дети очень любят помогать, поэтому такие игры как «Поможем Зайчику перейти дорогу», «Научим Незнайку переходить дорогу» эффективно способствуют формированию и закреплению навыка правильного перехода проезжей части.

В раннем возрасте дети учатся брать и выполнять чьи-то роли, игра «Водители» им очень нравиться, а также помогает формировать знания о правилах дорожного движения, профессии водитель.

Использование различных форм и методов позволяет ненавязчиво, более эффективно и качественно формировать знания о правилах дорожного движения. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций помогает ребенку понять особенности различных свойств и отношений, которые существуют в окружающем его мире. Книга развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и даёт образец правильной литературной речи. Рассматривая иллюстрации, разговаривая с детьми о прочитанном, увиденном, мы продолжаем формировать знания и правильное отношение к соблюдению правил безопасного поведения на дороге.

Так же, в целях закрепления знаний, мы используем дидактические игры «Собери светофор». На первом этапе ребенок должен показать названный педагогом цвет и наложить свой круг на кружок соответствующего цвета сигнала светофора. На втором собрать круг из двух частей. Третий этап: ребенок собирает свой светофор по образцу; по словесной инструкции воспитателя: Какого цвета горит сигнал, запрещающий нам идти? Положи красный. Эта игра помогает закрепить знания о светофоре, его сигналах, соответствующих действиях.

Дидактические игры: «Собери автомобиль» (разрезные картинки), «Почини автобус», «Чего не хватает» помогают закреплять знания о видах транспорта, формировать у детей умение составлять одно целое из 2-х частей и различать собранный вид транспорта.

Макет «Улица» учит детей действовать сообща, в игре они должны действовать по правилам, а значит соблюдать правила дорожного движения.

На прогулке, на территории детского сада можно играть с детьми в подвижную игру «Светофор», стремясь сформировать у детей четкие знания: когда горит красный человечек - мы пешеходы стоим, зеленый человечек идет и мы идем, но только по зебре, по пешеходному переходу, крепко держа маму за руку.  

В условиях приближенных к реальным учим детей переходить проезжую часть.

Из сказанного выше можно сделать вывод о необходимости уже в дошкольном возрасте доводить до детей первые сведения о правилах дорожного движения. Важнейшая роль в профилактике детского – транспортного травматизма принадлежит ДОУ. Воспитатели, педагогические работники, родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД проводя мероприятия в различных формах. Мы, в свою очередь, надеемся, что такая работа послужит хорошим фундаментом для воспитания культуры поведения на улице, дальнейшему обучению правилам дорожного движения.

Список литературы

  1. Данилова Т. Программа "Светофор". Обучение детей дошкольного возраста ПДД. ФГОС. – М., 2016.
  2. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук. Дошкольникам о правилах дорожного движения. В контексте ФГОС ДО. – М., 2017.
  3. Уманская Т.А. Я иду по тротуару. Веселые правила дорожного движения для детей. ФГОС. – М., 2016.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по ПДД на тему "Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников"

Статья по ПДД на тему "Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников"Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников Проблема дорожно-транс...

Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников.

Формирование навыков безопасности дорожного движения у дошкольников...

Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников.

Формирование навыков безопасности дорожного движения у дошкольников...

Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников

Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников Проблема дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в России по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки нац...

Формирование навыков безопасности дорожного движения у дошкольников.

   Статья предназначена для воспитателей и родителей, так как именно от них зависит безопасность детей на дороге и в жизни....

Статья по ПДД на тему "Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников"

Статья по ПДД на тему "Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников"Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников Проблема дорожно-транс...

Использование квест-технологии как средство формирования навыков безопасности дорожного движения у дошкольников

Анализ статистики дорожно-транспортных происшествий показал, что ежегодно детский дорожно-транспортный травматизм характеризуется высокой смертностью и тяжёлыми последствиями.Следовательно, при выходе...