Моя методическая копилка
статья (старшая группа)

Зазимко Татьяна Борисовна

В статье представлен метод моделирования при ознакомлении дошкольников с неживой природой. Педагоги и родители возьмут для себя полезную информацию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_moelirovaie_kak_sredstvo_oznakomleniya_statya.docx95.38 КБ

Предварительный просмотр:

             Моделирование как средство ознакомления детей дошкольного возраста с объектами неживой природы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования особое внимание обращается на решение задачи формирования предпосылок учебной деятельности. Базовой предпосылкой учебной деятельности является направленность на формирование умения учиться: анализировать, сравнивать, искать сходство и различие, делать выводы, умозаключения.

Современными психологическими исследованиями определено, что основы диалектического способа мышления закладываются с четырехлетнего возраста (Н.Н. Поддъяков, Н.Е. Веракса и др.). В связи с этим, перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача создания оптимальных условий для развития у детей основных мыслительных операций диалектического характера.

    Педагогические наблюдения показывают, что наиболее эффективно процесс диалектического  мышления дошкольников идёт через такие способы поисковой деятельности как: активное наблюдение, экспериментирование, исследовательская работа, моделирование, имитация.

Согласно китайской пословице: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму» - усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Процесс ознакомления с неживой природой непрост для ребенка, начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления неживой природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Решить успешно эти задачи помогает воспитателю моделирование как метод ознакомления детей с неживой природой.

Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов, систем путём построения и изучения их моделей.

Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов и явлений неживой природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей неживой природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками, символами, графиками, таблицами.

В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. Моделирование как активная самостоятельная деятельность используется воспитателем при ознакомлении дошкольников с неживой природой наряду с демонстрацией моделей. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

В дошкольном обучении применяются разные виды моделей.

  • Предметные модели, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов.  
  • Второй вид - предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.
  • Третий вид - графические модели (графики, формулы, схемы и т.п.)

Этапы овладения детьми моделями.

Первый этап - предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача - расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования, замещение предметно-схематической модели схематической.  

На втором этапе - осуществляется обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.

Третий этап - самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.

Демонстрация моделей помогает более успешно осуществлять обобщение и систематизацию знаний детей об окружающем мире и природе. С помощью моделей и схем дети легче и быстрее запоминают название и усваивают строение изучаемых объектов.

Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

  • чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
  • быть простой и доступной для создания и действия с ней;
  • ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и      отношения, которые должны быть освоены;
  • облегчать познание (М.И. Кондаков, В.П. Мизинцев, А.И. Усмов)

   Одним из методов ознакомления дошкольников с объектами неживой природы является метод маленьких человечков.

Цель: развитие навыков схематизации мыслительных операций методом моделирования при ознакомлении дошкольников с объектами неживой природы.

Задачи:

-  формировать умение анализировать, рассказывать, и объяснять элементарные физические процессы через наблюдения за физическими явлениями, происходящими в природе;

-   устанавливать причинно-следственные связи  в неживой природе, развивать наблюдательность, чувствительность к изменениям окружающего мира, физических тел;

- развивать   творческое воображение, логическое мышление и творческую активность.

Сущность метода ММЧ заключается в том, что все предметы и вещества состоят из множества маленьких человечков. Вещество может находиться в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. В зависимости от расположения, маленькие человечки ведут себя по – разному, и отличаются друг от друга своим характером.

Твердые маленькие человечки очень дружные и очень крепко держатся за руки, очень послушные, стоят на одном месте, как солдаты в строю.

Жидкие маленькие человечки дружные ребята, держатся за руки. Послушные, но могут отодвигаться друг от друга не разрывая рук.

Газообразные маленькие человечки не дружат друг с другом. Они любят всюду бегать, потому что очень непослушные.

Этот метод помогает формированию у детей  диалектических представлений о различных объектах и процессах  неживой природы, развивает мышление ребенка, стимулирует его любознательность. В играх и упражнениях с Маленькими Человечками: «Что может быть», «Разные человечки», «Ходим в гости», «Домино» развиваются воображение и фантазия, речь, следовательно, создается почва для формирования инициативной, творческой личности.

Технологическая цепочка.

  1. В повседневной жизни детей обращать внимание на физические  явления, происходящие в природе. Вместе с детьми педагог выясняет, что явления и объекты бывают твердыми, жидкими, газообразными, что можно отнести к этим понятиям.
  2. Предложить детям модели твердого, жидкого и газообразного вещества. Дети учатся обозначать камень, воду, пар, дым с помощью нескольких маленьких человечков.
  3. Затем моделируют объекты и явления, состоящие из сочетания разнообразных человечков: вода в стакане, чашка на блюдце и т.д.
  4. Рассматривание объектов и явлений не только в статике, но и в движении: льющаяся вода из крана, кипящий чайник. Это необходимо для того, чтобы плавно подвести детей к умению схематизировать взаимодействие, неизбежно возникающее между системами.
  5. После освоения детьми механического ММЧ целесообразно выходить на новый уровень рассмотрения взаимодействия объектов и явлений – схематизацию. Схема в отличие от механической модели позволяет показать многосложность взаимодействия окружающего мира и отдельно взятого маленького человечка, представляющего твердое, жидкое или газообразное состояние, с помощью определенных символов – математических знаков «+», «-». Таким образом,  отпадает необходимость  рисовать много маленьких человечков. Чтобы показать соединение, используют знак «+»,  знак « - » используется в том случае, когда мы убираем, отнимаем какой – либо элемент. Можно составить схемы с несколькими знаками.
  6. По мере усвоения алгоритмов описания простых процессов и явлений  рекомендуется знакомить с цепочками превращения вещества.
  7. Рекомендуется переводить детей на уровень самостоятельного исследования и описания процессов и явлений, а так же выдвижения гипотез и проверки их опытническим путем.
  8. Организуется продуктивная деятельность.

Использование метода моделирования маленькими человечками успешно помогает детям обогащать опыт познания окружающего мира, побуждает желание больше узнать о нем. Метод моделирования маленькими человечками можно с успехом применять во всех видах деятельности детей, например, в работе по экологическому воспитанию: ознакомление с природными явлениями. Во время прогулок с детьми наблюдаем за состоянием погоды, отмечаем, что изменилось в природе, знакомим с характерными особенностями времен года. Свои наблюдения отмечаем в календаре природы, используя модели: модель ясной погоды, идет дождь, снег, кружит метель, пасмурно.

Модельные схемы маленькими человечками применяются при заучивании стихотворений о неживой природе. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Моделирование стихотворения «Белый снег пушистый»

Цель: учить детей  строить модели образов, которые возникают у детей при прослушивании стихотворения.

H:\DCIM\108NIKON\DSCN3115.JPG

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утром снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.  

При помощи модельных схем дети могут отгадывать загадки, опираясь на опорную схему, а также составлять загадки самостоятельно.

На основе модельных схем маленькими человечками можно создать разнообразные дидактические игры, упражнения.

Игра «Три агрегатных состояния воды»

Цель: Уточнить знания о переходе воды из одного состояния в другое. Дать понятие о трех агрегатных состояниях воды. 

Ход игры: дети выбирают карточки с объектом и моделируют процесс перехода веществ из одного агрегатного состояния в другое.

F:\DCIM\107NIKON\DSCN2869.JPG      F:\DCIM\107NIKON\DSCN2875.JPG

Таким образом, моделирование маленькими человечками помогает глубже усвоить логическую сущность природоведческих понятий, позволяет объяснить причины сложных природных явлений, помогает в установлении связей между живой и неживой природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями

Представленные мною разработки  заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б...

Электронная методическая копилка к программе "Цвета радуги" 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим цвета"

В Электронную методическую копилку к программе "Цвета радуги" вошли следующие материалы: 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим ...

Методическая копилка

Рекомендации для старших воспитателей ,окажут помощь в организации методического кабинета в ДОУ. Методический кабинет должен стать «копилкой традиций детсада», центром сбора педагогической информации,...

Моя методическая копилка

Из моего портфолио...

Активные формы методической работы в МБДОУ детский сад «Булжамуур». методическая копилка старшего воспитателя

           Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методическая разработка на тему: «Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»

laquo;Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»...