Моя методическая копилка
материал по теме

Богатырева Жанна Хасановна

Из моего портфолио

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кружок черкесского языка в детском саду

Ребенок может научиться любить

и уважать традиции других,

только если он знает, уважает

и чтит традиции своего народа

Цель кружка - воспитывать интерес к национальной культуре, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания.

Россия всегда являлась многонациональным государством, а наша республика, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач в нашей работе. В нашей республике, да и в нашем городе живет много представителей народов. Это - русские, украинцы, татары, карачаевцы, черкесы, абазины, ногайцы и т.д. Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он ни был, каждый является представителем своего мира, традиций, культуры. И маленький черкес, и маленький ногаец, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. А наша задача– научить их толерантно относиться друг к другу, уважать традиции других народов. Но ребенок может научиться любить и уважать традиции других, только если он знает, уважает и чтит традиции своего народа. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, на мой взгляд, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка. К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей.
Так и родилась идея проведения кружка «Черкесского языка» в нашем  детском саду. На занятиях мы рассказываем детям о народах нашей республики, их быте, культуре, читаем стихи, сказки, знакомим с различными играми, в которые дети с удовольствием играют.
     Реализация данной цели требует решения нескольких задач:
1. Способствовать физическому, нравственному, эстетическому развитию детей.
2. Расширять круг знаний народных игр. Вызывать положительные впечатления. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.
3. Развивать интерес к народной игре, желание использовать ее в самостоятельной деятельности.
4. Познакомить с народным творчеством, обычаями, традициями, укладом жизни народа.
Для реализации этой цели использую следующие методические приемы:
• беседа,
• чтение художественных произведений,
• экскурсии, прогулки,
• творческая деятельность детей (лепка, рисование, аппликация, конструирования, театрализация, игры, инсценировка сказок, разучивание потешек, танцы, музыка) и др.
Следует отметить, что в процессах формирования духовности значительную роль играет фольклор. Отражая действительность посредством сказок, потешек, скороговорок, фольклор имеет свою специфику в формировании общечеловеческих ценностей. Эта специфика заключается как в развитии эстетических и нравственных потребностей личности, так и в подъеме духовной культуры, формировании культуры межнациональных отношений.
Этапы работы над проектом.
1.Подготовительный этап.
Включает в себя совместное планирование деятельности, составление схемы реализации проекта, подбор методической литературы, составление планов работы.
2. Практическая деятельность детей.
1.Обеспечение условий для реализации проекта.
2. Разработка образовательных маршрутов для участников проекта.
3.Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методик формирования культуры межнациональных отношений.
4.Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (смотр национальных конкурс уголков, создание информационного стенда для родителей…).
5. Внедрение в практику работы с детьми серия занятий «О тебе и твоем народе»
6. Организация работы обучающего семинара для педагогов.
7. «Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам воспитания национального самосознания и чувства толерантности у детей с дошкольного детства.)
8. Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.
9. Организация работы по следующим направлениям:
- Организованные мероприятия
- Досуговые мероприятия
- Тренинговые занятия
- «Справочное бюро» (консультирование)
- Открытые просмотры
- Творческо - оформительская деятельность и др.
10.Осуществление контроля над реализацией проекта.
3. Заключительный (аналитический)
Презентация проекта на заседании педагогического совета МАДОУ.
Обработка результатов по реализации проекта.
Внесение дополнений, поправок в случае нерешенных или побочных проблем .
Ожидаемый результат:
Данный проект позволит воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.
Дети знают и называют:
• Домашний адрес; испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.
• Место работы родителей, значимость их труда; испытывают гордость и уважение к труду взрослых. Дети имеют посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, несут ответственность за их выполнение.
• Место проживания: республика, город; предприятия родного города и их значимость; символику республики, города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну; находить на карте крупные города республики, знают природоохранительные мероприятия.
• Свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями. Знают столицу своей Родины. Ее историю, достопримечательности, показывают на карте России несколько крупных городов. Дети знают флаг, герб, гимн России.
• Называют представителей других национальностей, населяющих Родину. Уважать их культуру и традиции.
• Знают природу России ее флору и фауну.
• Умеют любоваться природой, бережно относиться к ней.
• Национальные игры, с удовольствием в них играют.
Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.
Данный проект помогает воспитателям раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Татарстан, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как



Предварительный просмотр:

Это интересно!

                   Пудинг для птиц
     Вам потребуются:
- Мелкая пластмассовая миска (ее потом придется выбросить)
- Кусочки сала или жира
- Огрызки яблок, хлеб, изюм, орехи или семечки
- Большая и маленькая кастрюли
- Столовая ложка
- Теплая вода
- Крепкая веревка
- Ножницы
Схема работы:

1. Налей половину маленькой кастрюли теплой, но не горячей воды.
2. Добавь кусочки сала, фруктов и орехов.
3. Поставь эту кастрюлю в большую кастрюлю с водой, подогрей до размягчения жира.
4. Хорошо перемешай еду и сними большую кастрюлю с огня.
5. Сделай ножницами в бортике мелкой миски четыре отверстия.
6. Отрежь четыре куска веревки, завяжи на концах узлы.
7. Продень куски веревки в отверстия.
8. Свяжи концы вместе.
9. Столовой ложкой выложи в миску остывшую еду и выровняй поверхность.
10. Привяжи к месту соединения четырех кусков веревки длинную веревку.
11. Повесь кормушку с птичьим пудингом на дерево.

Результат:

Кормушка сделана так, что из нее смогут есть многие виды птиц. Воробьи и другие ловкие мелкие птички будут садиться на веревки и на края миски, а более крупные птицы, например сойка, скорее всего, выберут место в середине. Возможно, иногда ты будешь видеть, как птицы дерутся из-за еды, но обычно, если регулярно добавлять корм, то все остаются довольны.

Объяснение:

Все животные - и птицы здесь не исключение - охотно едят зимой жир, ведь он является источником энергии. Птицам жир нравится, потому что он не только дает много энергии, но и усваивается легче, чем белок.



Предварительный просмотр:

Занятие «Юные экологии»

Цель: Учить детей по внешним особенностям растений определять их хорошее или болезненное        состояние, выявлять недостающие условия и способы ухода, которые могут их восполнить. Уточнить представления о том, что есть светолюбивые растения.

Материалы к занятию: Ботаник Травкин, большая грузовая машина с зелеными крестами, чемоданчик эколога, в котором палочка для рыхления, пульверизатор, рецепты, пакетики, пузырьки с удобрениями, ножницы, коробка с толченым углем, на машине мешок с землей.

Примерный ход занятия.

              Воспитатель собирает детей, сообщает им, что в детский сад приехал Ботаник Травкин из «Зеленой лаборатории»: он ходит по группам и проверяет состояние земных пациентов - комнатных растений. Смотрит, как они себя чувствуют: кто здоров, кто болен, выясняет, как дети ухаживают за растениями. «Уберем игрушки и подождем его, он сейчас появиться».

       Раздается стук в дверь, въезжает машина с доктором экологом. Воспитатель приветливо встречает его, предлагает детям сесть на стулья, разыгрывает диалог с Ботаником Травкиным, который сначала уточняют, есть ли в группе растения, что дети делают  с ними, знают ли они, что растениями необходимо для жизни, что разным растениям нужно количество воды и света.

             Ботаник Травкин рассказывает: «Апрель – это разгар весны. Растения чувствуют, что увеличивается день – стало больше света. В них пробуждается новые силы – они начинают расти, а некоторые дают бутоны – зацветают. В это время всем комнатным растениям необходимы хорошие условия! На зиму они истощались – нужна подкормка или новая земля, в которой много питательных веществ».

          Затем все вместе осматривают растения в тех местах, где обычно стоят. Вся процедура производится по очереди с каждым растением.

          Кукла «Ботаник Травкин» осматривают растения в местах, где они обычно стоят, смотрит со всех сторон, оценивает общее состояние, «обнаруживает недостатки здоровья», составят диагноз и назначает лечение, если такое требуется. Делая осмотр растений, Ботаник Травкин постоянно обращается к детям: - как называется это растение? «Как вы думаете, оно хорошо себя чувствует или неважно»? и т.д., а также произносит вслух все свои действия и оценки: - «Посмотрим с другой стороны», «посмотрим на корни», «Да оно себя чувствует неважно – вытянулось, бледное, листочки редкие, света ему не хватит, надо ставить на солнечное место и т.д.».

          Каждому растению выписывается рецепт, в котором указывается то, что надо сделать, чтобы помочь ему. (Рекомендации Ботаника Травкина должны быть подготовлены заранее). Они  могут носить примерно следующий характер.

         «Посмотрим на это растение. Как оно называется (обращение Ботаника к детям). Да, бальзамин, еще огоньком его называли, а некоторые люди зовут Ванькой мокрым. Как себя чувствует? Неважно: стебли вытянулись, листьев мало. Конечно, его надо лечить, омолаживать. Но я забирать его в зеленую больницу не буду, вы его лечите сами. Выпишем ему следующий рецепт. (Воспитатель приготовился записывать просит детей слушать внимательно, запомнить  чтобы они помогли ему все правильно записать).

         Бальзамин любит свет, тепло, много воды, не любит очень больших горшков и не любит стоять в тесноте, ему нужен простор. Помните: ему сделана операция, оно болеет, относиться к нему надо бережно. Верхушки обрезанных черешков поставить в воду, у них появятся корни, тогда посадите их чистые небольшие горшочки.

Вот еще бальзамин, выглядит совсем по-другому: пышный куст, много листьев и цветов. Это вполне здоровое и красивое растение.

           Вот другое растение – пушистое, красивое! Как оно называется? Правильно – аспарагус. (Аналогично проводится работа и с этим растением).

            Таким образом ботаник Травкин осматривает с детьми все растения, определяя по внешним признакам их состояния, недостаток условий, дает рекомендации по содержанию каждого из них. Уходя и оставляя рецепты, землю, удобрения, говорит: «Выполняйте назначения, через1-2 недели я к вам приеду снова, посмотрю, как себя чувствуют земные питомцы! До свидания!

            Юные экологи (дети) в течении 1-2 недель проводят лечебные опыты в «зеленой лаборатории».



Предварительный просмотр:

Хочу поделиться

Тема: «Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания»

В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу

Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут учиться. Такова специфика дидактической игры. Ребенок действительно играет. Одновременно осуществляется процесс обучения.

Обучающие игры природоведческого и экологического содержания используются прежде всего с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями

Представленные мною разработки  заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б...

Электронная методическая копилка к программе "Цвета радуги" 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим цвета"

В Электронную методическую копилку к программе "Цвета радуги" вошли следующие материалы: 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим ...

Методическая копилка

Рекомендации для старших воспитателей ,окажут помощь в организации методического кабинета в ДОУ. Методический кабинет должен стать «копилкой традиций детсада», центром сбора педагогической информации,...

Активные формы методической работы в МБДОУ детский сад «Булжамуур». методическая копилка старшего воспитателя

           Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методическая разработка на тему: «Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»

laquo;Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»...

Методические рекомендации по оформлению мероприятий для методической копилки.

Методические рекомендации по оформлению мероприятий для методической копилки. Цель вашего мероприятия определяется критериями самоэффективности, для кого, для чего, какой результат. Оформлять мероприя...