"Анализ видеосюжетов подвижных и дидактических игр при фомировании коммуникативных навыков детей".
консультация (средняя группа)

Макарова Людмила Анатольевна

В рамках педсовета на тему: "Формирование коммуникативных навыков у дошкольников посредством игровой деятельности" подготовила выступление, посвященное анализу видеосюжетов подвижных и дидактических игр детей среднего дошкольного возраста.

Фотоотчеты в соц.сетях и на сайте школы:

https://sch305.mskobr.ru/edu-news/3721

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=137022920749932&id=100033266741768

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Главные задачи  социально-коммуникативного развития детей среднего возраста в соответствии с ФГОС:

  • Усваивать нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
  • Формировать умение легко входить в контакт, общаться в различных ситуациях, вести конструктивный диалог, отстаивать свое мнение.
  • Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей,  эмоциональную отзывчивость, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • Развивать навыки невербального общения.

    Реализация данных задач  поможет ребёнку легче адаптироваться к условиям общественной жизни  и стать социально активной личностью.

    Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело – игра. В данном дошкольном возрасте  в отношении к сверстникам происходит решительный перелом. Однолетки становятся более притягательными для детей среднего возраста и занимают все большее место в их жизни. Дети сознательно предпочитают играть друг с другом,  а не с взрослым или в одиночку, как это было в младшем и раннем дошкольном возрасте.

     Существенное значение для развития детей данного возраста  имеют не только сюжетно-ролевые, но также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, совершенствуются основные движения, развивается наблюдательность, внимание, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения. Кстати, правила поведения  наиболее благоприятно усваиваются детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Дидактические и подвижные игры могут оказать большое положительное влияние на развитие коммуникативных способностей в том случае, если при их организации обращается внимание на формы взаимодействия детей друг с другом.

   Роль воспитателя: формировать умение легко входить в контакт со сверстниками и взрослыми, успешно взаимодействовать с партнерами по игре, проявляя к ним доброжелательное и уважительное отношение, вести диалог, преодолевать стеснение в общении, направлять ход игры в нужно русло, помогая избегать конфликтов.

         На примере коротких видеосюжетов подвижных и дидактических игр,  

    можно проанализировать развитие коммуникативных умений детей

    среднего дошкольного возраста.

1. Анализ видеоролика   игры  малой подвижности «Чаби-Чаляби»

Игра может проводиться в те моменты, когда нужно снять излишнюю активность, приостановить  хаотичное движение детей по группе (например, перед обедом, перед построением на музыку или физкультуру). Данная считалка была преобразована в игру-молчанку самими детьми. Они сначала просто произносили слова данной считалки, а потом начали образовывать круг (или несколько кругов), держась за руки. После слов: «Раз-два-три, замри…» - дети приседают и замолкают. Игра продолжается до тех пор,  пока несколько человек не нарушат тишину. Затем игра повторяется снова.

     Какие коммуникативные умения детей реализуются в данной игре:

  • Проявление чувства общности, единения (образуют круг).
  • Игра способствует созданию  положительного эмоционального фона - дружно произносят слова детской считалки, делают это с удовольствием.
  • Формирование навыков невербального общения (дети держатся за руки, смотрят друг другу в глаза). При этом дети преодолевают робость перед телесным и зрительным контактом, это делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.
  • Дети учатся проявлять инициативу, поскольку игра была организована детьми самостоятельно, без участия воспитателя.
  • Дети учатся делать самостоятельный выбор партнеров по игре: образуют круг или несколько кругов  по личным предпочтениям и симпатии, либо по принадлежности к определенному полу – мальчики и девочки(на данном видео), поскольку в этом возрасте дети  четко начинают себя ассоциировать с определенным полом.
  • Дети учатся сдерживать свои эмоции – в течение некоторого времени сохраняют молчание. В этом заключается проявление саморегуляции собственных действий.

Промахи: у детей еще недостаточно сформированы

                 навыки само регуляции , поэтому эта игра будет полезна как  

                 раз для развития этих навыков.

                                    Вариант игры:

Кони, кони, кони,
сидели на балконе.
Чай пили. , ложки били,
По-турецки говорили:
«Чаби, чаляби,
Чаляби-Ляби-Ляби» ,


Мы набрали в рот воды,
И сказали всем «Замри!!» .
А кто первый отомрет,
Тот получит шишку в лоб.
Шишка не простая, шишка золотая.
А смеяться можно? Только осторожно!
Сказки не рассказывать,
зубки не показывать!

Раз, два, три – замри!

2. Анализ видеоролика дидактической  игры «Лото»

             Какие коммуникативные умения реализуются  в данной игре:

  • Формирование умения соблюдать правила игры, внимательно следить за ходом игры.
  • Учатся вести диалог , формулировать и задавать вопрос, отвечать на поставленный вопрос.
  • Присутствуют элементы невербального общения: сидят напротив друг друга, присутствует зрительный контакт.
  • Учатся соблюдать правила  культурного поведения: обращение к воспитателю по имени – отчеству, друг к  другу -  по именам, учатся сохранять доброжелательный тон общения, не выкрикивать с места, поднимать руку при ответе, уважать партнеров по игре.
  • Формирование умения воспринимать и понимать информацию, это способствует развитию мышления.
  • Дети обогащают познавательный  опыт друг друга
  • Сотрудничество, оказание взаимопомощи партнерам по игре (один забыл название предмета – другой напомнил).
  • Дети начинают учиться отстаивать свое мнение в игре при возникновении спорных моментов. Это  новое в игровой деятельности детей данного возраста. Воспитатель направляет ход игры, предотвращает возникающие  конфликты.

   Промахи: могу потерять  внимание в процессе игры, забывают

                     названия предметов на фишках, могут путать их

                     названия.

3. Анализ видеоролика подвижной  игры «Сороконожка»

   Дети держат друг друга за талию или плечи – образуют тело сороконожки.  Под речевое сопровождение воспитателя начинают двигаться одновременно  вперед.

                Какие коммуникативные умения реализуются  в данной игре:

  • Во время игры создается положительный эмоциональный настрой,  дети учатся выражать во время игры эмоции радости (сороконожка улыбается, смеется, ей весело).
  • Игра способствует снятие эмоциональных барьеров (присутствует телесный контакт, дети держатся за плечи друг друга).
  • Дети учатся выполнять определенные правила игры: стараются внимательно слушать команды воспитателя и наблюдать за действиями стоящего впереди игрока, следовать за ним след в след, повторяя его движения. На первом игроке в то же время, лежит больше ответственности, это формирует задатки лидерских качеств.
  • Дети учатся действовать согласованно и синхронно, чтобы сохранить целостность сороконожки. Таким образом, формируется умение работать в команде, достигать результата вместе.

    Промахи: координация движений еще недостаточно развита,  

                      детям сложно удерживать равновесие, они путаются в

                      ориентировке по отношению к себе (правая-левая

                      нога). Не всегда могут сохранять целостность тела

                      сороконожки. Но это является нормой для детей среднего

                      возраста, так как игровые навыки взаимодействия друг

                      с другом только начинают развиваться.

                                              Словесное описание игры:

Сороконожка пошла на прогулку. Идет сороконожка змейкой. Весело ей, улыбается. Вдруг, она запрыгала, запрыгала, запрыгала. Устала сороконожка. Присела отдохнуть. Отдохнула сороконожка. И дальше пошла сороконожка. Идет-идет - сороконожка. Левую ножку подняла, постояла-постояла-постояла, опустила левую ножку. Дальше пошла сороконожка, пошла, а теперь попрыгала сороконожка, попрыгала-попрыгала. Ой, сороконожка устала, присела отдохнуть, глазки закрыла и уснула. Отдохнула сороконожка, проснулась, глазки открыла  и пошла гусиным шагом. Идет –идет - идет, старается.  Остановилась,  подпрыгнула вверх сороконожка и засмеялась. Вдруг, начал капать дождик, и сороконожка побежала  домой.